Дидактические игры
учебно-методический материал на тему

Дидактичекие игры для развития эмоциоальной отзывчивости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

         1. «Музыкальное лото»

Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).

Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»

Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.

2. «Танцующая кисточка» (беспредметное рисование)

Цель. Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).

Оборудование. Листы бумаги формата А4; акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8,10.

Музыкальный репертуар. Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» первая часть.

Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три повтора).

3. «Полянка»

Цель. Передавать характер звучания музыки в цветовых ассоциациях.

Оборудование. Два больших листа ватмана, тонированные в зеленый цвет, с прорезями для цветов. Насекомые разного цвета по два набора для мальчиков и девочек (бабочки, муравьи, стрекозы и др.).

Музыкальный репертуар. Э. Григ «Утро»

Методические приемы. Обратить внимание детей на летние полянки, которые нужно оживить с помощью насекомых. Насекомые разложены на столе.

4. Двигательная импровизация под музыку

Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.

Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.

Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано» «Гармония».

Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним листьями, танцующими под музыку.  Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.

5. Оркестровка

Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

Музыкальный репертуар.  П.И. Чайковский «Камаринская»

Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.

6. Автопортрет

Цель. Выражать эмоциональную отзывчивость на музыку через рисование своих эмоций.

Оборудование. Листы бумаги формата А4, цветные карандаши.

Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Подснежник»

Методические приемы. Детям предлагают послушать музыкальное произведение и нарисовать себя так, чтобы было понятно настроение, появившееся после прослушанной музыки. После работы мальчики и девочки поясняют свои рисунки.

Музыкально – дидактические игры

1. «Карнавал животных» (музыкальное лото)

Цель. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку изобразительного характера, побуждать соотносить сказочный образ с характером музыки.

Оборудование. Большие карты по количеству играющих и маленькие картинки. Возраст. 5-7лет.

Музыкальный репертуар.  К.Сен-Санс «Карнавал животных»

Ход игры. Музыкальный руководитель раздает детям большие карты с изображением животных. Дети слушают музыкальную пьесу, угадывают и закрывают соответствующее изображение маленькой карточкой.

2.«Угадай инструмент» (музыкальное лото)

Цель. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку изобразительного характера, побуждать соотносить сказочный образ со звучанием музыкального инструмента.

Оборудование. Большие карты по количеству играющих и маленькие картинки. Возраст. 5-7лет.

Ход игры. Музыкальный руководитель раздаѐт детям большие карты с изображением сказочных героев и пустых клеток. Дети слушают фрагменты произведения, угадывают о ком рассказывает музыка, какие инструменты звучат и пустую клеточку закрывают соответствующей картинкой.

Музыкальный репертуар. С.С.Прокофьев  «Петя и Волк»

3. «Три чуда»

 Цель. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку изобразительного характера, побуждать соотносить сказочный образ с характером музыки.

Оборудование. Картинки с изображением сказочных персонажей.

Возраст. 5-7лет.

Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям прослушать музыкальный фрагмент оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Дети угадывают о каком чуде рассказывает музыка и показывают соответствующую картинку.

4. «Веселый оркестр»  

Цель. Развивать у детей тембровый слух.

Оборудование. Картинки с изображением фортепиано и оркестра.

Возраст. 5-7лет.

Ход игры. Музыкальный руководитель раздаѐт детям карточки с изображением фортепиано и оркестра, предлагает послушать музыкальные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Дети слушают музыку, определяют, что звучит фортепиано или оркестр и поднимают соответствующую карточку.

 5.«Копилка»

Ход игры: Предлагается ребятам сложить ладошки «чашечкой» и собрать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово подходит, ладошки закрывать- слово в копилке, а если слово не соответствует настроению музыки, разводят ладошки, чтобы оно туда не попало. Заканчивать игру повторением всех слов, попавших в копилку. 6.«Солнышко встало»

Цель: познакомить детей с понятием «интонация» учить находить варианты произношения.

Ход игры: Ребята, одну и ту же фразу можно пропеть по-разному. Давайте отыщем как можно больше вариантов исполнения фразы «Солнышко встало». Попробуем спеть «Солнышко встало» радостно и грустно, сердито, ласково, вопросительно или утверждая. Все пропели по-разному, и солнышко у каждого получилось свое, особенное. Выберите цветной карандаш и нарисуйте своему солнышку глаза и ротик.

7. «Разные звери»

Цель: развивать умение детей мимикой и движениями передавать характер создаваемого образа, его эмоциональное состояние.

Ход игры: Дети становятся в круг, берутся за руки. Идут хороводным шагом, поют. На каждый проигрыш двигаются по кругу в ритм музыки, передавая в движениях и мимике образ трусливого зайчика, хитрой лисы, сердитого медвежонка, грустного ёжика, весёлых зверят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...