Главные вкладки

    Как поддержать детскую инициативу?
    статья по теме

    Плаксина Оксана Львовна

    Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. Инициатива – первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить – годы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Как поддержать детскую инициативу?»

    «Чтобы достичь совершенства, требуется в равной мере физическое здоровье, интеллектуальное развитие, духовное познание и инициативность.» Гартман Г.

    Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. Инициатива – первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить – годы.

    1.Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему. 

    Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.

    2. Будьте  терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

    3.Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.

    4.Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.

    5.Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.

    6.Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам, то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем – творить. Не скупитесь на знаки внимания.



    Предварительный просмотр:

    Поддержка детской инициативы.

    Развитие детской инициативы - одно из направлений развития личности.

    Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам.

    Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у маленьких детей не проходит дня без приключений и новых открытий. Для родителей это замечательная возможность показать: "Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!" К сожалению, часто мы упускаем эти возможности. И даже частенько лишаем уверенность в себе. Приведем пример, который наверняка пришлось пережить многим.

    Ребенок (2 года) сидит на ковре и пробует, очень сконцентрировано, одеть тапочки. Наконец ему это удается. Только левый и правый башмаки поменяны местами. Получились "утиные лапки". Гордо вышагивает он к маме. Что может сделать мама в этой ситуации?

    Есть две возможности развития событий:

    Подавление детской инициативы

    Поддержка детской инициативы

    Мама сразу же снимает ему тапки и говорит: «Ты неправильно их одел, малыш!»

    Мама оставляет тапочки как есть, и говорит: «Я так рада, что ты сам смог одеть тапочки! Теперь ты и это уже можешь! Ты такой самостоятельный!»

    Она смеется над ребенком: «Это что такое? Утиные лапки?! Это же совсем неправильно!»

    Она смеется: «Ты сам «утиные лапки» сделал! Я так рада. Какая прелесть! Иди сюда, мы станцуем «Танец маленьких утят».

    Подобных примеров можно привести бессчётное количество. Но все варианты подавления детской инициативы будут иметь одно общее свойство: родители подчеркивают ошибку ребенка, замечают ее, смеются над ней. Добрая воля (побуждение сделать что-то) и достигнутое не поощряются и даже не удостаиваются вниманием.

    Не ошибки, а успехи и инициатива должны быть оценены и похвалены родителями. Родители могут показать свою радость и позитивные чувства. Пусть не все задуманное ребенком удается сделать так идеально как хотелось бы родительским амбициям, пусть он не в полной мере оправдал родительские ожидания. Он попробовал сделать что-то сам, он что-то придумал, попытался реализовать задуманное без нашей помощи и советов. Вот это и нужно отметить и похвалить, заметить и выделить. Рассказать об этом бабушкам и дедушкам,  знакомым и друзьям во всеуслышание. При этом возникает близость. Ребенок чувствует себя принятым. Его уверенность в своих силах и способностях растет.

    Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. Инициатива – это первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного неосторожного слова или взгляда, а чтобы возродить – годы.

    Советы родителям по развитию инициативы у ребенка:

    1. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.
    2. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней.
    3. Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе, и когда выполняемое действие было им сделано до этого неоднократно и успешно, т.е. он имеет возможность сравнить себя с самим собой, а не с другим ребенком, вами в детстве и т.п..
    4. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
    5. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как личность.
    6. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом.
    7. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.
    8. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам – то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем – творить. Не скупитесь на знаки внимания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником

    Материал адресован родителям будущих первоклассников. В статье собраны советы и рекомендации в виде памяток по развитию правильной речи ребёнка, предупреждению недостатков речи и причины речевых наруш...

    как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию

    консультация для родителей что нельзя и что нужно делать для поддержки интереса детей к экспериментированию...

    Буклет для родителей "Как поддержать порядок в шкафчике у ребенка в детском саду".

    Очень важно, чтобы у ребенка в шкафчике детского сада был порядок. Это будет способствовать воспитанию в ребенке чувства ответственности, самостоятельности, поможет быстрее научиться одеваться и разде...

    Как поддержать детский иммунитет в сезон простуды.

    Вэтой статье вы узнаете как сохранить и повысить защиту детского организма перед наступающей жзимой....

    Консультация для родителей: « Как поддержать детскую инициативу и индивидуальность?»

    Консультация для родителей: « Как поддержать детскую инициативу и индивидуальность?»Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. Инициатива ...

    Как поддержать детскую самооценку

    Чтобы не допустить у ребенка глубокого разлада с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку...