Развитие внимания у детей с ЗПР с помощью дидактических игр
консультация на тему

Волкова Татьяна Олеговна

Внимание — это психический процесс, который следует развивать с раннего детства, так как он будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

У наших детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети на занятиях крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут долго настроиться на начало урока, способны продуктивно работать не более 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie.docx226.45 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание — это психический процесс, который следует развивать с раннего детства, так как он будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

У наших особых детей недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети на занятиях крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут долго настроиться на начало урока, способны продуктивно работать не более 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами.

Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить внимание ребенка.

C:\Users\Алексей\Desktop\вним\i (1).jpg

Развитие двигательного внимания

  • «Сделай как я» Возьмите 6 счетных палочек и выложите произвольную композицию, затем на 1 - 2 секунды покажите ее ребенку. Он из своих палочек должен выложить точно такую же фигуру по памяти. В этой игре также можно поменяться с ребенком ролями. Предложите ему выложить композицию, сделайте в своей композиции ошибку.
  • «Ладошки»  Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
  • «Нос – пол – потолок». Ведущий произносит слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.
  • «Делай наоборот» Преподаватель показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, преподаватель выполняет наклон вперед, а дети – наклон назад; преподаватель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т.д.
  • «Повтори движение» Ведущий оговаривает условие игры: он будет показывать движения, которые дети должны за ним повторять, кроме одного, например, поднимать руку - нельзя. Дети должны внимательно следить за тем, какое сейчас будет движение, чтобы вовремя среагировать.
  • «Выполни уговор строго» Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже хлопнут в ладоши. Перед началом ведущий проводит с играющими «репетицию».
  • «Топ-хлоп». Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

Развитие зрительного внимания

  • «Сосчитай!» Игра без слов. Попросите ребенка дать вам столько фишек, сколько раз вы поморгали (похлопали в ладоши). Или сформулируйте задание так: «Чтобы фишку получить, нужно рот 5 раз открыть» и т.п.
  • «Секретное письмо» Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать малышу.
  • «Разведчик» Начните игру из коридора. Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке. Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка, нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.
  • «Наблюдатель» Сядьте с малышом перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".
  • «На что смотришь?» Скажите ребенку, что будете на что-то смотреть, а малыш должен угадать, на что именно. Можно меняться ролями.
  • «Кто стоял в очередь» Поставьте в одну линию несколько игрушек. Пусть ребенок внимательно запомнит каждую игрушку и ее размещение (кто за кем). Попросите ребенка отвернуться, а в это время поменяйте 2 игрушки местами. Ребенок должен определить, что изменилось. Похожий вариант можно применить к куклам. Взять двух кукол, одетых в разную одежду, и заменить некоторые предметы одежды.
  • «Шапка - невидимка». В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

Развитие слухового внимания

  • «Слушаем тишину» Предлагается все послушать тишину,  а  потом  определить,  кто  и  что услышал в тишине.
  • «Волшебное слово» Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).
  • «Что слышно?» Ведущий  предлагает  детям  послушать и  запомнить  то,  что происходит за дверью или  ширмой. Затем  он  просит  рассказать,  что  они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. Предметы, которые могут быть использованы  для игры:  барабан,  свисток,  деревянные ложки, детское пианино, емкости с водой для  ее  переливания, стеклянные предметы и молоточек для стука и т.д.
  • «Запомни ритм». Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними - паузы (например, 1-1-3-4-2). Для облегчения задачи предлагается считать число хлопков в соответствии с  их зрительным изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем - нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.
  • «Думай быстрее!» Предложите малышу поиграть в мяч. Вы кидаете  ребенку мяч, называя тематическую труппу Он должен  вернуть вам мяч назвав объект из этой группы. Например: посуда — тарелка, овощи - огурец и т.д.
  • «Говори!» Детям предлагается ответить на простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда дана команда: "Говори!"

"Какое сейчас время года?" Педагог делает паузу. "Говори!"

"Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"

"Какой сегодня день недели?"... "Говори!"

"Сколько будет два плюс три?" и т. д.

Игры на объем и концентрацию внимания.

  • «Выкладывание узора из мозаики»  Ребенку предлагают  по  образцу  выложить  из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

              C:\Users\Алексей\Desktop\вним\1329036722_IMG_7113.JPG

  • «Найди два одинаковых предмета» Ребенку предлагается:

–   рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два  одинаковых; требуется их  найти,  показать  и объяснить,  в  чем  схожесть  этих  двух предметов

–  картинка (карточка) с изображением предметов  и образца;  необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

–  рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их  или соединить линиями, проведенными простым  карандашом,  и  объяснить,  в чем схожесть каждой пары.

  • «Нанизывание бусинок» Ребенку предлагают по образцу нанизывать бусы. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера  только  в  случае  хорошо  развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.
  • «Срисовывание по клеточкам»                                               

Ребенку  предлагают нарисовать  согласно  образцу  фигуру  на чистом листе в клетку простым карандашом.

  • «Кто внимательнее?» Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинку  с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое  большее (меньшее) количество предметов.
  • «Селектор» Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.
  • «Муха» Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
  • «Ищем буквы или цифры» В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п.

Развитие произвольного внимания.

  • «Смотри на руки» Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют  различные  движения рук, показанные взрослым или «командиром». На этапе  освоения  игры показ  движений  рук  осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в  стороны,  на  пояс,  руки  со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову  и  т.д.).  Затем показ движений рук осуществляют дети.
  • «Слушай команду» Каждый ребенок должен  выполнять движения  в  соответствии  с командами  взрослого, произнесенными  шепотом.  Команды  дают  только   на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех  пор,  пока  играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.
  • «Что где лежит?» Ребенку   необходимо   распределить  предметы   относительно предложенных  эталонов  фигур. Методика  может   использоваться   в   двух вариантах.

–   Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны  и  раскладываются  ребенком  на  полки стеллажа относительно предложенных  эталонов  фигур (происходит  сравнение эталонов с предметами).

–  Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы  изображены  на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.

  • «Лабиринт» Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя  по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

                                 C:\Users\Алексей\Desktop\вним\10d36168695e.jpg

  • «Воспроизведение геометрических фигур» Ребенку предлагают рассмотреть разные  геометрические  фигуры, запомнить  их  расположение  с  тем,  чтобы  через  10 секунд  по   памяти воспроизвести их на чистом листе.
  • «Игра с геометрическими фигурами (форма-цвет-размер)» Все геометрические фигуры разного цвета, размера и формы выкладываются на стол в произвольном порядке. Взрослый берет одну фигуру и предлагает ребенку найти другую по одному из указаний:

1) измени только форму (т.е. оставь цвет и размер)

2) измени только цвет

3) измени только размер

4) измени только форму и цвет

5) измени только форму и размер

6)измени форму, цвет, размер

Ребенок должен взять другую фигуру в соответствии с указаниями и объяснить свой выбор. Если к указаниям подходят несколько фигур, ребенок должен выбрать любую из них. В таком случае можно также попросить его показать дополнительные фигуры, отвечающие требованиям.

Игры на распределение внимания.

  • «Мяч в круге». Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.
  • «Двигай мячики». Ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга.
  • «Найди отличия» Ребенку предлагают карточку с изображением двух  картинок,  отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
  • «Строители» Ребенку предлагают  лист  с  четырьмя рисунками,  содержащими элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы ,чтобы  все  три  рисунка соответствовали образцу.

Игры на преодоление двигательного автоматизма. ( Тренировка усидчивости).

  • «Живая картина». Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает название  картины.
  • «Автомобиль».  Дети выступают в роли деталей автомобиля ( «колеса», «дверцы», «багажника» и т. п.), из которых водящий собирает автомобиль.

Игры, способствующие успокоению и выдержки - контроль импульсивности.

  • «Подскажи молча». Там, где по условиям  игры дети подсказывают друг другу, это разрешается делать,  но только молча. Выкрикнувший подсказку штрафуется.
  • «Летающее – нелетающее» Называйте различные предметы. Если малыш услышит название летающего предмета, пусть поднимет руки вверх, а если нелетающего - хлопает в ладоши (или барабанит по коленям). Подобную игру можно проводить на другие темы.
  • ««Да» и «нет» не говорить, черного с белым не носить» Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова, например, «да», «нет», «черное», «белое» или любые другие. Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова, например: «Какого цвета халат у доктора?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя другие слова.
  • «Морские волны»  По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".

                C:\Users\Алексей\Desktop\вним\kak-vybrat-igrushki.jpg

Развитие внимания

у детей с ЗПР с помощью дидактических игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспит...

Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с помощью графических диктантов

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать...

Актуальный педагогический опыт по теме: "Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью игр экологического содержания"

Актуальный педагогический опыт по теме:"Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста" выполнен мной на базе МБДОУ детский сад № 41 г. Белгорода. Он содержит опирание моей работы ...

Развитие сенсорного опыта детей ранней группы с помощью дидактических игр

Актуальность проекта: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, ...

Буклет по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано:1) с развитием речи;2) с пониманием значения предстоящей деятельности;3) осознанием её цели;4) с освоением норм и пр...

Развитие внимания у детей с ОВЗ с помощью подвижных игр (из опыта)

Развитие внимания у детей с ОВЗ с помощью подвижных игр. Ведущая деятельность ребенка-дошкольника - игровая деятельность. Подвижная игра способствует  развитию как произвольного внимания, являюще...

Консультация для педагогов «Значение развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»

Консультация для педагогов«Значение развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»Внимание представляет собой особое свойство человеческой психики,...