Консультация для педагогов «Значение развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»
консультация (старшая группа)

Хайбулина Марина Александровна

Консультация для педагогов

«Значение развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»

Внимание представляет собой особое свойство человеческой психики, характеризующееся направленностью на определенные объекты, имеющие для личности значимость. Внимание характеризуются такими свойствами, как объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение, переключаемость. В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться непроизвольное внимание, которое управляется сознанием и позволяет  концентрироваться на определенном предмете. Для дальнейшего обучения в школе у детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать целенаправленность внимания, организованный характер деятельности и устойчивость.

Рассмотрим этапы развития внимания у детей.

До года у детей развивается произвольное внимание. Ребенок  обращает внимание на все яркое и необычное.

От одного до двух лет - начало формирования произвольного внимания. У детей этого возраста появляется сильный исследовательский интерес и стремление к самостоятельности. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе.

От двух до трех лет - формирование умения следовать наглядной инструкции и выполнять задания по образцу.

В три – четыре года - активное развитие слухового внимания.

В пять – семь лет продолжает формироваться волевое внимание (к 7 годам она должно быть достаточно хорошо развито). Увеличение объема внимания, его устойчивости и способности переключать внимание с одного объекта на другой [26, c.123].

У маленьких детей наиболее развито непроизвольное внимание. С внимания. Способность концентрироваться на задаче, переключаться с одного вида деятельности на другой необходимы для успешного обучения в школе.

На протяжении старшего дошкольного возраста у детей развиваются все свойства внимания и одна из задач воспитания детей – развитие у них произвольного (волевого) внимания, которое необходимо для дальнейшего обучения в школе. Дети старшего дошкольного возраста необходимо учить управлять своим вниманием и направлять его на определенный предмет. При специальном обучении у детей изменяется устойчивость внимания, они учатся сохранять сосредоточенность на объекте. Развивается распределение внимания, что ребенок может концентрировать внимание на нескольких объектах одновременно.

А.А. Осипова отмечает, что формирование произвольного внимания у старших дошкольников предусматривает формирование «трех умений:

- принятие постепенно усложняющихся инструкций;

- удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

- развитие навыков самоконтроля» [19, c.113].

Одна из задач заключается в формировании контрольной функции внимания, которая заключается в умении ребенка контролировать свою деятельность.

Эффективным средством формирования внимания является речь. На первоначальном этапе педагог с помощью слов и указаний организует внимание ребенка. Затем дети сами обозначают словами то, на что необходимо обратить внимание, чтобы выполнить какую-либо деятельность.

Произвольное внимание формируется у детей в ходе целенаправленной деятельности педагога и ребенка. Цель деятельности в качестве предполагаемого результата стимулирует детей удерживать внимание в течение всей деятельности. У детей старшего дошкольного возраста опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования и так далее.

Для того, чтобы формировать и поддерживать устойчивое внимание у детей старшего дошкольного возраста, необходимо создание следующих условий:

- ребенок должен отчетливо понимать задачи деятельности, которую он выполняет;

- должны быть созданы привычные для ребенка условия выполнения деятельности (постоянное место, определенное время, содержание в порядке рабочих принадлежностей);

- возникновение косвенных интересов, т.е., даже если ребенок не заинтересован непосредственно в деятельности, интерес к ее результату будет способствовать поддержанию произвольного внимания;

- создание благоприятных условий для выполнения деятельности, отсутствие посторонних отрицательных раздражителей;

- обеспечение тренировки произвольного внимания с помощью разнообразных повторений и упражнений [25, c.153].

В связи с тем, причины низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте заключаются в недостаточной интеллектуальной активности, несформированности навыков учебной деятельности и воли, в процессе развития внимания у детей необходимо учитывать особенности видов внимания и использовать факторы привлечении внимания дошкольников. Данные факторы включают в себя:

- структуру организации деятельности (восприятию ребенком объектов способствует их объединение);

- организацию занятия (например, начало и окончание занятия должны быть четкими);

- темп ведения занятия (он должен быть оптимальным - ни слишком быстрым, ни слишком медленным);

- последовательность и систематичность требований;

- смену видов деятельности (слуховой вид деятельности должен периодически сменяться зрительным или моторным);

- учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка. Таким образом, формирование произвольного внимания у старших дошкольников предусматривает формирование трех умений: принятие постепенно усложняющихся инструкций; удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля.

Факторы привлечения внимания дошкольников, которые должны быть использованы при развитии внимания, включают в себя структуру организации деятельности, организацию занятия, темп ведения занятия, последовательность и систематичность требований, смену видов деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

 

С этой целью для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, необходимо максимально использовать игру. Игра и игровые упражнения стимулируют выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

На развитие целенаправленного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребёнка-дошкольника достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития произвольного внимания имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности, наблюдательности, умений удерживать в памяти несколько объектов. Чтобы развивать у детей определённые свойства внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы дидактические игры и упражнения. В одних дидактических играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

Рассмотрим особенности использования игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте внимание у детей еще не достаточно устойчиво, им бывает сложно на концентрироваться на объекте или задаче, особенно если есть отвлекающие факторы. Задача педагога – подобрать такой материал для игр, который был бы интересен детям и чтобы он  мог сосредоточиться на нем 5-7 минут.

В старшем дошкольном возрасте дети должны научиться концентрироваться на задании в течение 20 минут. В этом возрасте необходимы игры для увеличения объема внимания, и навыков его правильно распределять. Этому помогают сюжетно-ролевые игры, творческие виды деятельности (рисование, лепка, аппликация), выполнение домашних обязанностей. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо может следовать правилам и запоминать их, за счет этого развивается произвольность всех психических процессов, в том числе и внимания. Чтобы избежать рассеянности и других нарушений внимания, не стоит перегружать ребенка слишком сложными заданиями.

У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания и его устойчивость. Играя и занимаясь творчеством, они могут самостоятельно планировать свои действия. Упражнения на развитие объема внимания в этом возрасте должны опираться на ранее приобретенные.

Если ребенок не хочет играть в ту или иную игру на внимание, отказывается выполнять задание или сильно утомляется, нужно попытаться понять, что является причиной этого: неинтересный материал, сложность задания, плохое настроение или самочувствие. При правильном подходе все познавательные процессы дошкольников, в том числе и внимание, развиваются очень быстро.

Итак, чтобы дети хорошо усваивали информацию и могли успешно учиться в дальнейшем в школе, необходимо уделять достаточно времени развитию их внимания. Выбирая игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста, следует ориентироваться на его возраст, интересы и индивидуальные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie_kons.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Значение развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»

Внимание представляет собой особое свойство человеческой психики, характеризующееся направленностью на определенные объекты, имеющие для личности значимость. Внимание характеризуются такими свойствами, как объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение, переключаемость. В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться непроизвольное внимание, которое управляется сознанием и позволяет  концентрироваться на определенном предмете. Для дальнейшего обучения в школе у детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать целенаправленность внимания, организованный характер деятельности и устойчивость.

Рассмотрим этапы развития внимания у детей.

До года у детей развивается произвольное внимание. Ребенок  обращает внимание на все яркое и необычное.

От одного до двух лет - начало формирования произвольного внимания. У детей этого возраста появляется сильный исследовательский интерес и стремление к самостоятельности. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе.

От двух до трех лет - формирование умения следовать наглядной инструкции и выполнять задания по образцу.

В три – четыре года - активное развитие слухового внимания.

В пять – семь лет продолжает формироваться волевое внимание (к 7 годам она должно быть достаточно хорошо развито). Увеличение объема внимания, его устойчивости и способности переключать внимание с одного объекта на другой [26, c.123].

У маленьких детей наиболее развито непроизвольное внимание. С внимания. Способность концентрироваться на задаче, переключаться с одного вида деятельности на другой необходимы для успешного обучения в школе.

На протяжении старшего дошкольного возраста у детей развиваются все свойства внимания и одна из задач воспитания детей – развитие у них произвольного (волевого) внимания, которое необходимо для дальнейшего обучения в школе. Дети старшего дошкольного возраста необходимо учить управлять своим вниманием и направлять его на определенный предмет. При специальном обучении у детей изменяется устойчивость внимания, они учатся сохранять сосредоточенность на объекте. Развивается распределение внимания, что ребенок может концентрировать внимание на нескольких объектах одновременно.

А.А. Осипова отмечает, что формирование произвольного внимания у старших дошкольников предусматривает формирование «трех умений:

- принятие постепенно усложняющихся инструкций;

- удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

- развитие навыков самоконтроля» [19, c.113].

Одна из задач заключается в формировании контрольной функции внимания, которая заключается в умении ребенка контролировать свою деятельность.

Эффективным средством формирования внимания является речь. На первоначальном этапе педагог с помощью слов и указаний организует внимание ребенка. Затем дети сами обозначают словами то, на что необходимо обратить внимание, чтобы выполнить какую-либо деятельность.

Произвольное внимание формируется у детей в ходе целенаправленной деятельности педагога и ребенка. Цель деятельности в качестве предполагаемого результата стимулирует детей удерживать внимание в течение всей деятельности. У детей старшего дошкольного возраста опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования и так далее.

Для того, чтобы формировать и поддерживать устойчивое внимание у детей старшего дошкольного возраста, необходимо создание следующих условий:

- ребенок должен отчетливо понимать задачи деятельности, которую он выполняет;

- должны быть созданы привычные для ребенка условия выполнения деятельности (постоянное место, определенное время, содержание в порядке рабочих принадлежностей);

- возникновение косвенных интересов, т.е., даже если ребенок не заинтересован непосредственно в деятельности, интерес к ее результату будет способствовать поддержанию произвольного внимания;

- создание благоприятных условий для выполнения деятельности, отсутствие посторонних отрицательных раздражителей;

- обеспечение тренировки произвольного внимания с помощью разнообразных повторений и упражнений [25, c.153].

В связи с тем, причины низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте заключаются в недостаточной интеллектуальной активности, несформированности навыков учебной деятельности и воли, в процессе развития внимания у детей необходимо учитывать особенности видов внимания и использовать факторы привлечении внимания дошкольников. Данные факторы включают в себя:

- структуру организации деятельности (восприятию ребенком объектов способствует их объединение);

- организацию занятия (например, начало и окончание занятия должны быть четкими);

- темп ведения занятия (он должен быть оптимальным - ни слишком быстрым, ни слишком медленным);

- последовательность и систематичность требований;

- смену видов деятельности (слуховой вид деятельности должен периодически сменяться зрительным или моторным);

- учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка. Таким образом, формирование произвольного внимания у старших дошкольников предусматривает формирование трех умений: принятие постепенно усложняющихся инструкций; удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля.

Факторы привлечения внимания дошкольников, которые должны быть использованы при развитии внимания, включают в себя структуру организации деятельности, организацию занятия, темп ведения занятия, последовательность и систематичность требований, смену видов деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

С этой целью для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, необходимо максимально использовать игру. Игра и игровые упражнения стимулируют выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

На развитие целенаправленного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребёнка-дошкольника достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития произвольного внимания имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности, наблюдательности, умений удерживать в памяти несколько объектов. Чтобы развивать у детей определённые свойства внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы дидактические игры и упражнения. В одних дидактических играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

Рассмотрим особенности использования игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте внимание у детей еще не достаточно устойчиво, им бывает сложно на концентрироваться на объекте или задаче, особенно если есть отвлекающие факторы. Задача педагога – подобрать такой материал для игр, который был бы интересен детям и чтобы он  мог сосредоточиться на нем 5-7 минут.

В старшем дошкольном возрасте дети должны научиться концентрироваться на задании в течение 20 минут. В этом возрасте необходимы игры для увеличения объема внимания, и навыков его правильно распределять. Этому помогают сюжетно-ролевые игры, творческие виды деятельности (рисование, лепка, аппликация), выполнение домашних обязанностей. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо может следовать правилам и запоминать их, за счет этого развивается произвольность всех психических процессов, в том числе и внимания. Чтобы избежать рассеянности и других нарушений внимания, не стоит перегружать ребенка слишком сложными заданиями.

У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания и его устойчивость. Играя и занимаясь творчеством, они могут самостоятельно планировать свои действия. Упражнения на развитие объема внимания в этом возрасте должны опираться на ранее приобретенные.

Если ребенок не хочет играть в ту или иную игру на внимание, отказывается выполнять задание или сильно утомляется, нужно попытаться понять, что является причиной этого: неинтересный материал, сложность задания, плохое настроение или самочувствие. При правильном подходе все познавательные процессы дошкольников, в том числе и внимание, развиваются очень быстро.

Итак, чтобы дети хорошо усваивали информацию и могли успешно учиться в дальнейшем в школе, необходимо уделять достаточно времени развитию их внимания. Выбирая игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста, следует ориентироваться на его возраст, интересы и индивидуальные особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

Материалы статьи в своей работе могут использовать музыкальные руководители и воспитатели ДОУ...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья охватывает важность проблемы поиска наиболее эффективных средств дошкольного образования для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их связн...

Консультация для педагогов на тему: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации"

В ФедВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способнос...

«Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в музыкально- игровой деятельности»

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста является одним из главных направлений в ФОП ДО. Музыкальная деятельность ребенка в ДОУ может осуществляться в форме самостоятельной  ...

Презентация на тему "Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности"

Данная презентация поможет  педагогам в раскрытии темы по развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Представлена в виде тезисов для  педагого...