Причины безопасного отношения детей к природе
статья по теме

Архипова Нина Валерьевна; Булатова Светлана Витальевна

                                                   Дерево, трава, цветок и птица

                                                                                                         Не всегда умеют защищаться.                                                            

                                                 Если будут уничтожены они,

                                                       На планете мы останемся одни!

 

             Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней, вечно изменчивой и непреходящей, вечно угрожающей и дающей убежище от любой опасности.

Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества.

Мы должны с малых лет воспитывать в людях чёткое понимание: природы принадлежит тебе, поскольку ты человек, но не будет всего этого-зелени, живности и тебе не жить на земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше будет жить в этом мире. Однако это не всё. Мы говорим: «природа - великий учитель». Мы, взрослые, учимся у неё всему - красоте, доброте, справедливости. Но при этом мы, сами того не замечая, вносим в наблюдаемую картину существенные поправки.

Что же мы предпочитаем не замечать в природе?

Мы не обращаем внимание на её необходимую жёсткость.

Букашка ест букашку. Кошка ест птичку. Взрослые не станут брать пример с природы в этом. Ну, а дети? Они не видят никаких поправок. Они видят то, что есть. Мы им говорим: «Зачем ты топчешь травку? Зачем ты ловишь бабочку? Зачем ты мучаешь кошку? Они все хотят жить!» Мы правильно говорим. И дети нам верят. Но своим глазам они тоже верят. А видят они, что сильнейший поедает слабых. Но они-то, дети тоже сильные! Как же так - не применять своей силы? И применяют. Особенно, если взрослые не видят.

Как же быть? Как с самого начала дать понять ребёнку, что он представитель Разума. Ведь Разум тем и отличается от всего остального живого, что живёт по иным, по своим собственным законам. Этот вопрос очень непростой, но мы говорим детям, учим их одному, а они в природе видят другое.

И если они задают вопрос об этом противоречии, мы, как правильно, отмалчиваемся или отделываемся совершенно невразумительной фразой: «Кошка кушать хочет!»

Так что же, если хочешь, есть, значит, можно убивать?! Такой вывод сделает ребёнок, не умея внести в наблюдаемое поправок морали. А далее следует вопрос: «А почему можно убивать, только если хочется есть?» Нельзя уходить от этого вопроса.

Часто можно слышать вопрос: «Откуда в детях жестокость?» - «Это от неведения». Правильно, от неведения - лет, примерно, до пяти. А позже? Выходит, неведение это может остаться в человеке - уже даже не в ребёнке - надолго, может быть, на всю жизнь?!. Впрочем, вот другая сторона этого вопроса. Дети всегда с удовольствием играют с животными. Собаки и кошки, ёжики и черепахи могут быть их самыми закадычными друзьями. Дети могут любить их, кормить, ухаживать за ними. Им и в голову не прейдет причинить любимцам боль. Больше того, дети могут разговаривать с животными, признавая в них такое же сознание, как у самих себя. Почему? Почему можно растоптать муравья, тащащего в муравейник соломинку, но нельзя обидеть живущего дома котёнка? Видимо, всё дело здесь в узнавании. Играя с котёнком или щенком, ребёнок угадывает в них характер, некоторую индивидуальность, которая возводит живое существо в один ранг с человеком. Бывает, что ребёнок ударит другого, своего товарища, не поделив игрушку. Но в этом случае он точно знает: этого делать нельзя - будет наказание.

Этот рефлекс формируется в ребёнке довольно рано. И потом, познакомившись с котёнком или щенком, признавая в них некоторые собственные качества, ребёнок следует сначала простому рефлексу, а позже приходит любовь. Причём, если у малыша был котёнок, которого он любил, то и других кошек он обижать уже не будет.

Нужно приблизить ребёнка, насколько это возможно, к живому миру. Пусть у него будет маленький друг. Если ребёнок научится любить животных, это будет его первым шагом в любви ко всему живому.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию эмоционально - ценностного отношения детей к природе и основанного на ней нравственно - духовного воспитания.

Система работы по духовно-нравственному развитию ребенка через ознакомление с миром складывается из тех методов и средств экологического воспитания,которые направлены на развитие эмоционально-чувствен...

Диагностические задания по выявлению отношения детей к природе для младшего и старшего дошкольного возраста

диагностические задания помогут педагогу определить уровень отношения к миру природы у младшего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Отношение детей к природе родного края начинается в семье"

Консультация для родителей "Отношение детей к природе родного края начинается в семье"...

"Безопасное отношения детей к природе"

"Безопасное отношения детей к природе"...

Причины безопасного отношения детей к природе

Причины безопасного отношения детей к природе Подготовила воспитатель Шапошникова Н.А. Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защищаться.Если будут уничтожены они,На планете мы останем...

Консультация для родителей детей 3-4 лет «Отношение детей к природе»

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам   природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный   а...