Главные вкладки

    Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
    консультация (средняя, старшая группа) на тему

    В этой работе раскрывается понятие "дидактическая игра" и роль игры в формировании элементарных математических представлений (несколько игр).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

    Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является -игра. 

    Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек любознательности”.

    Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкости, наблюдательность, фантазию, память, учить размышлять, анализировать. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

    Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.

    При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

    Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку». Цель этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

    Игра «Возьми столько же».

    Цель: составлять две равные группы предметов, используя понятия «столько же», «поровну».

    Ход игры: взрослый выкладывает на столе игрушки (для детей 4-5 лет – от 1 до 5; для детей 5-6 лет – от 1 до 10). Затем взрослый предлагает ребенку взять столько же счетных палочек (или геометрических фигур), сколько и игрушек. Соотнести количество палочек с количеством игрушек. Обсудить, что игрушек и палочек поровну.

    Игра « Угадай, какое число пропущено».

    Цель: учить определять пропущенное число в числовом ряду.

    Ход игры: взрослый расставляет на столе карточки с цифрами последовательно (для детей 4-5 лет – от 1 до 5; для детей 5-6 лет – от 1 до 10). Предлагает ребенку посмотреть как они стоят. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку. После того ребенок отгадывает, какое число пропущено. Взрослый дает пропущенное число и просит поставить его на свое место в числовом ряду.

    Игра «Кому, какая форма».

    Цель: учить ребенка группировать геометрические фигуры: круг, квадрат треугольник (для детей 4-5 лет) и круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция (для детей 5-6 лет) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

    Ход игры: взрослый демонстрирует, например, круг и квадрат, просит ребенка вспомнить названия этих фигур. «А теперь положи все круги на стол – справа, а все квадраты на стол – слева».

    Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

    Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

    Презентация предназначена воспитателям детского сада.  Материал раскрывает роль художественного слова в формировании математических представлений дошкольников; знакомит с тематикой произведений, ...

    Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

    Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста...

    Инновационный педагогический опыт на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

    МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»Старошайговского муниципального района Республики Мордовия          Инновационн...

    Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста «Укрась елочку»

    Дидактическая  игра по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста«Укрась елочку»...

    Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

    Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

    Представление опыта работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".

    Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....