Родительское собрание "В царстве капризов и упрямства"
консультация на тему

Радова Татьяна Николаевна

Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.  Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Составили:     воспитатели   -  Давлатова  Мария  Ген.

                                                                Радова Татьяна Ник.

                                    г. АПРЕЛЕВКА

                 

Повестка:

  1. Приветствие, психологический настрой на работу.
  2. Беседа ,чтение доклада : «Капризы и упрямство детей – дошкольников их причины проявление»
  3. Практическая часть- разрешение проблемных  ситуаций.
  4. Творческая игра «Какой он – мой ребёнок?»
  5. Разное.

Цель: обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.

Задачи:
1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.
2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

4. -Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми


Форма проведения:  тренинг 


Ход  встречи

1.Приветствие, психологический настрой на работу

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашими столами. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Повестка дня родительского собрания.

  1. Приветствие, психологический настрой на работу.
  2. Беседа ,чтение доклада : «Капризы и упрямство детей – дошкольников их причины проявление»
  3. Практическая часть- разрешение проблемных  ситуаций.
  4. Творческая игра «Какой он – мой ребёнок?»
  5. Разное.

Игра « Знакомство» ( образуем , пожалуйста круг)   

  Воспитатель. Для того, что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся. Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует.  (Например: Татьяна – творческая ит.д.

Воспитатель: Вот и прошёл ещё один учебный год, наши дети выросли и стали на год взрослее им сейчас по  4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада! Давайте им передадим свои пожелания. А теперь попрошу родителей встать, образовать круг и поиграть. Игра называется…

Игра с бубном «Пожелания для детей» (на новый учебный год)

(родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен)

«Ты катись весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот пожелание скажет нам»

-Все ваши пожелания я передам детям, но вы сами не забывайте говорить о своих пожеланиях детям.  

Сели пожалуйста на свои места и мы с вами настроимся на работу.

Психологический настрой на работу: «Всё в твоих руках»

Послушайте пожалуйста  притчу.( воспитатель зачитывает)

Притча

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках».

Вывод: Как замечательно, слова этой притчи подходят к нашей теме встречи. Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап и педагогов  какое поведение есть и будет у нашего ребенка, и какими вырастут наши дети.

Итак, тема нашей встречи «В царстве капризов и упрямства».

2. Основная часть.

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

«Все родители хотят вырастить здоровых, счастливых детей. Но иногда случаются ситуации, что опускаются руки даже у самых опытных и терпеливых родителей. Все рано или поздно сталкиваются с такими негативными особенностями детского поведения, как капризы, упрямство, истерики. Все у кого есть дети, знают, что это непросто. Ваш прекрасный малыш из-за сущего пустяка превращается в один миг в кричащего тирана. Родители не могут поверить, что такое может произойти, начинают разочаровываться в своей воспитательной позиции, появляется неуверенность в своей педагогической компетентности, а уж сколько сил уходит на борьбу! Кажется, что такое поведение теперь навсегда станет спутником вашей семьи, что теперь вы стали заложниками царства капризов и упрямства. Но на самом деле родители должны помнить, что капризы случаются со всеми детьми .


Давайте попробуем разобраться какой же он капризный и упрямый ребенок? Как он себя ведет? 

Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей. На самое обычное предложение - помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки - ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов: 

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует  неокрепшая  нервная  система.

Что мы понимаем под словом «каприз». Это когда ребенок понимает – нельзя, но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2 – 3 года. В дальнейшем поведение нормализуется и появляется «вторая волна в среднем дошкольном возрасте около 5 лет. Капризность развиваться начинает с 4 лет.

И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения в поведении: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах. В чем отличие капризов от упрямства? Капризный ребенок это – Я НЕ ХОЧУ. Упрямый – Я ХОЧУ. Главное не уступить взрослому, настоять на своем.

Но в то же время дать ребенку возможность выбора, частично пойти навстречу, разрешить что – то. Иногда можно предложить несколько возможных вариантов, в надежде что ребенок согласится на что – то, либо лишить, либо уговорить. Но ни в коем случае не идти на поводу у капризного ребенка. В целом для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа всех членов семьи. При этом очень важно единодушие всех окружающих ребенка взрослых.

Малыш легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека – именно того, кем можно управлять, пользуясь своим любым способом.

Что могут сделать родители, если ребенок упрямится?

• Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

• Оставайтесь во время приступа рядом, и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

• Не пытайтесь в это время что – либо внушить ему, ругать. Он вас не поймет.

• Будьте настойчивы. Если сказали «нет», значит «нет».

А теперь поговорим о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ   НАКАЗЫВАТЬ  И  РУГАТЬ  КОГДА:

  • ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  • когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  • во всех случаях, когда что-то не получается (пример:   когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  • после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  • когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  • когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  • когда вы сами не в себе.

Практическая часть.

Упражнение «Есть мнение» (решение наиболее распространенных педагогических ситуаций).


- «Давайте теперь, с учетом полученных нами знаний, разберем на конкретных примерах некоторые ситуации и подумаем, как взрослые могли бы в них поступать». ( Потяните билетики)


Ситуация №1 
Мама пришла домой с 4-летней Наташей. Девочка громко требует: “Хочу на улицу! Хочу еще погулять!! Хочу кататься на качелях!”
Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мама кидается к ней, старается поднять Наташу, у нее не получается. Мама сама чуть не плача, продолжает уговаривать свою дочь…
Вопросы для обсуждения: 
- каково ваше мнение, правильно ли поступила мама? 
- что на ваш взгляд могло стать причиной такого поведения девочки?
- Как в такой ситуации поступили бы вы? 
- Какие ошибки были допущены взрослым?
Вывод: В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку - он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя.
Правильным было бы уйти в другую комнату, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние! 

Ситуация 2


Миша бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Миша кричит громче, ногами стучит сильнее, слезы катятся быстрее. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает не надолго, и она говорит папе: ”Ну, ладно, давай уступим”. А Мише только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее.


Вопросы для обсуждения:
-Что можно сказать про эту ситуацию?
- что стало причиной такого поведения?
- как стоит поступать родителям?
Вывод: Прежде всего, родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета, выступая единым «фронтом» мама+папа.
Очевидно, что демонстративное поведение Миши было рассчитано именно на маму. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем и умеют прекрасно извлекать выгоду из личных особенностей взрослых, то, что нельзя получить от папы, можно попросить у мамы и т.д.. 
Необходимо выработать единые требования к ребенку у всех членов семьи! Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого и тем более противоречить и спорить на глазах у ребенка. 
Необходимо сформировать у ребенка понятие “нельзя”. И это не жадность или жестокость, а забота о здоровье и безопасности вашего малыша.

Творческая игра «Какой он – мой ребёнок?»


Ведущий: «Ребёнок – это солнышко, ребёнок – это ветер, ребёнок – это главное, что есть у нас на свете».  Для вас сейчас  предлагаем следующее задание»
«Какой он мой ребенок».
1. Обвести контур руки на листе бумаги. 
2. На изображении каждого пальца написать по букве имени своего ребёнка (Если имя длинное, то можно использовать уменьшительно-ласкательную форму или обвести вторую руку). 
3. Расшифровать буквы, написать лучшие качества характера своего ребёнка, начинающиеся на эту букву. 
4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в семье.

ВЫВОД:  А теперь зачитаем что вы написали  на  ладошках и  закрепим на нашей солнышке доброты .

В надежде , что наши детки вырастут, добрыми , воспитанными и послушными.

Заключительная часть.

Притча о дереве терпения:

Как-то суровой зимой у нас закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашел мертвое дерево и срубил его.

Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги.

— Я был уверен, — сказал отец, — что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе. И, повернувшись ко мне, он сказал:

— Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится.

Педагог: Давайте и мы с вами научимся «не рубить с плеча», когда наши дети переживают сложные периоды своей жизни. И давайте наберемся терпения и мудрости, чтобы помочь  их  преодолеть.

А теперь я предлагаю вам подойти к нашему дереву терпения и написать то, что у вас сейчас на душе (пожелания педагогам или другим родителям, возможно, послание своим детям)

Родители берут стикеры - листочки и пишут пожелания, а затем прикрепляют его на нарисованное на ватмане дерево.

В помощь для родителей мы раздаём памятки в надежде, что они помогут в воспитании ваших детей. (Памятка «Как справиться с капризами и упрямством».)

Воспитатели: Уважаемые родители, наше собрание подошло к концу. Мы надеемся, что наша с вами беседа и данные рекомендации будут очень полезны в воспитании ваших детей. Желаем успехов и до новых встреч!


Памятка «Как справиться с капризами и упрямством».

Преодолеть капризы и упрямство можно если:

1.Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.

2.Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».

3.Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.

4.Будут развивать самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.

5.Продумать стратегию поведения по отношению к ребенку. Вспомните светофор: красный цвет – строгий запрет, желтый – иногда можно, но в основном нельзя, зеленый – можно без ограничений.

6.Будьте последовательны и настойчивы. Если вы сказали «нет», не меняйте позиции.

7.Во время каприза можно попробовать отвлечь ребенка.

8.Не пытайтесь во время приступа каприза или упрямства что-либо внушать ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще больше взбудоражат.

9.Не сдавайтесь, даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

10.Применять приемлемые способы поощрения и наказания.

11.Быть примером для своего ребенка.



Предварительный просмотр:

Памятка «Как справиться с капризами и упрямством».

Преодолеть капризы и упрямство можно если:

1.Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.

2.Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».

3.Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.

4.Будут развивать самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.

5.Продумать стратегию поведения по отношению к ребенку. Вспомните светофор: красный цвет – строгий запрет, желтый – иногда можно, но в основном нельзя, зеленый – можно без ограничений.

6.Будьте последовательны и настойчивы. Если вы сказали «нет», не меняйте позиции.

7.Во время каприза можно попробовать отвлечь ребенка

.

8.Не пытайтесь во время приступа каприза или упрямства что-либо внушать ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще больше взбудоражат

.

9.Не сдавайтесь, даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

10.Применять приемлемые способы поощрения и наказания.

11.Быть примером для своего ребенка.



Предварительный просмотр:

Протокол   родительского собрания  в                       группе.  №

от........................................ 201..г

Количество родителей: ...............................

Присутствуют.............................................

Отсутствуют:.................    

Повестка дня:

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

Вопросы, пожелания родителей:

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выводы и решения

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

 

Сроки выполнения--------------------

Ответственные:

Воспитатель:  .............................              

Председатель родительского  комитета.....................................                

Приложение

Список присутствующих родителей

Ф.И родителей

Мама/папа/родств.

подпись

1

2

3

        

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

19

20

21

22

23

24

25

Педагог- воспитатель: . .........................................................