Родительское собрание "О капризах и упрямстве"
консультация (младшая группа) по теме

Мнение психологов на проблему капризов и упрямства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД№13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

                                               ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ

        Конспект

                 

                                Родительского собрания №2

        от    .02.2015г.

        Тема: «О капризах и упрямстве»

                               

                                        Воспитатель Липатникова Светлана Павловна

           

                                                   Куса,2015г.

                                 

                                       План собрания:

1.Вступление.

2.О капризах.

3. Работа с памятками.

4.Советы родителям.

5. Как реагировать на плач.

6. Просмотр мульфильма «Жила-была царевна», серия «Не хочу спать».

7.Отчет родительского комитета.

8.Разное.

                                    Подготовка.

1.Провести анкетирование родителей.

Вопросы:

- Почему ребенок бывает капризным и упрямым?

- Каковы, на Ваш взгляд, главные причины возникновения истерик у ребенка?

- В чем проявляются капризы Вашего ребенка?

- Нужно ли искоренять упрямство строгими мерами?

- Как Вам удалось преодолевать капризы?

- Чего, по - Вашему, нельзя делать, если ребенок плачет, капризничает?

- О чем Вы хотели бы услышать на собрании по данной теме, какие вопросы Вас интересуют?

2.Изготовить наглядный и раздаточный материалы.

- Приглашение на родительское собрание.

- Памятки.

                             №1.Причины капризов и упрямства:

- нарушение режима дня;

- смена обстановки;

- обилие новых впечатлений;

- плохое самочувствие во время болезни;

- переутомление (физическая и умственная перегрузка).

                           №2.Как преодолеть капризы.

Все члены семьи должны предъявлять единые требования к ребенку:

- твёрдость в своей позиции;

- объяснять значение слова «нельзя»;

 - учить ребенка вырабатывать настойчивость в достижении цели;

- развивать самостоятельность благодаря совместной со взрослыми деятельности.  

                             №3.Если ребёнок упрямится.

- Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не волнуйтесь за ребёнка.

- Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребёнком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

- Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребёнку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбуждён и не может вас понять.

- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь при своём мнении.

3.Подготовить оборудование для просмотра мультфильма.

4. Подобрать динамическую паузу.

                                       Ход собрания.

1.Вступление.

   Наши дети рождаются для радостной и счастливой жизни, а всегда ли так бывает, не омрачается ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавится от этих черт характера, в чем причина появления этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка – об этом наш разговор.

   Что мы понимаем под словом «капризы»? Это когда ребёнок знает, что нельзя, но натаивает. Упрямство и капризы у детей – нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – и то, и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство в резкой форме проявляется у детей в 2,5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте, около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет, и во многом определяет поведение ребёнка в среднем и даже в старшем школьном возрасте.

   И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения поведения: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.

   Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

2.О капризах.

   Зачитываются ответы на вопрос анкеты для родителей: «В чем проявляются капризы Вашего ребёнка». Затем родителям предлагается ответить на вопрос: «В чём отличие капризов от упрямства?».

Обобщение. Капризный ребёнок от упрямого отличается не только излюбленными выражениями (любимые слова упрямых – «я хочу», а капризных – «я не хочу»), но и тем, что для «упрямца» самое главное – не уступить взрослому, «настоять на своём», а у «капризули» - желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу».

 

   Давайте рассмотрим две знакомые ситуации.

   Ситуация №1.

   Миша – упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим строгую маму. Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Всё это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, - и ещё с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно всё по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик стоит на своём: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено». Миша не отступает: «Сначала я буду пить компот. Прямо сейчас. А твою котлету – после». Мама рассердилась и решительно берётся за дело: начинает сама кормить мальчика борщом. Он выплёвывает его прямо на рубашку. Мама разъярённо кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!». Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть борща на стол. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицая: «За что мне такое наказание! У всех дети - как дети, а этот…».

   Ситуация №2.

   А вот как ведёт себя капризница Таня.

   Ей предложили бульон, курицу с рисом и морс. Она от стола с недовольным видом отворачивается: «Не хочу суп!». Бабушка, всплеснув руками: «Танечка, он такой вкусный, ешь, а то остынет». Таня: «Я не люблю тёплый. Я вообще не хочу». Суп остывает, Таня опускает в суп ложку и говорит: «Фу, пенки. Я не люблю пенки, у меня они в горле застревают».

   Бабушка в отчаянии: «Ну, а что же ты будешь?». Таня: «Я ничего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду» (с подчеркнуто грустным видом жуёт хлеб).

   Бабушка не может этого вынести: «Танечка, давай насыпем в супчик вермишели. Ты сама насыпешь, и будет вкусно – вкусно». Таня с некоторой заинтересованностью соглашается. Бульон снова греют, Таня засыпает в него вермишель, ей это интересно, она радостно говорит: «Ой, как будто маленькие червяки пошли купаться! Они плавать будут…» Бабушка воодушевлена: ей, может быть, удастся заставить внучку поесть, Суп на столе, и снова у Тани весь интерес пропал. «Я не хочу – у - у су – у – пу - у, - тянет она, - я не люблю суп…». Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить девочку сама, рассказывает сказку – все бесполезно: Таня отворачивается, плачет. Удаётся «впихнуть» в неё несколько ложек. После этого суп убирается, и та же история повторяется с курицей.

   Не стоит удивляться, что на такой обед уходит около двух часов, а бабушка и внучка встают из-за стола совершенно измученные. Ненаевшаяся девочка не может заснуть после обеда, переутомляется и капризничает ещё больше, отравляя вечер и себе, и взрослым.

   Ваше мнение, уважаемые родители? Какие ошибки допущены взрослыми в каждой ситуации?

   Обобщение. Мишина мама не должна ставить на стол одновременно все три блюда и представлять, таким образом, ребёнку возможность выбора. А когда она увидела, что Миша настроен решительно, лучше было частично пойти ему навстречу, разрешить, например, отпить глоток компота до еды. Но при этом не «делать ему одолжение», не подчёркивать важность этого разрешения, вообще не акцентировать на этом внимания, а в мягкой форме сказать, например, так: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед. Отпей четверть стаканчика – это, знаешь, сколько? Это половина от половины стакана». Разумеется, такие разговоры и уговоры за столом не вполне уместны, но это всё же лучше, чем ссора и конфликт.

   А вот Таниной бабушке не нужно было предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка согласится на что-то, а либо решительно лишить её обеда (или только супа), либо уговорить её съесть, но уж никак не идти на поводу у капризного «не хочу». Более эффективен был бы первый способ, но бабушка вряд ли в силах проявить такую решительность. Ясно, что такими мерами невозможно исправить характер капризного ребенка, разве что удастся избежать именно этих «обеденных» сцен. В целом же для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом очень важно единодушие – твёрдо выработанная линия поведения всех окружающих ребёнка взрослых: малыш легко нащупает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека – именно того, кем можно управлять, пользуясь своим оружием.

3.Работа с памятками.

   На ваших столах – памятки «Как преодолеть капризы». Прочитайте, пожалуйста, их.

Вопросы:

- О каких секретах вы узнали впервые?

- С какими из выводов вы согласны?

- С какими из советов вы не согласны? Почему?

- Помогут ли эти советы в преодолении капризов у детей?

   Обобщение. Прежде всего взрослым нужно изменить своё обычное поведение, постараться вырваться из зависимости от капризов ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой. Малыш, хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего - то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.

   Одновременно взрослые должны сделать ещё одно, более сложное дело – сформировать у ребёнка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свои желания; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность, которые у таких детей, как правило, совершенно не развиты. Самое сложное – сделать это так, чтобы ребёнок воспринял принятые меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему.

   Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, что ребёнок хочет, а чего не хочет. Нужно разнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело, стараться увлечь им. Если капризному ребёнку что-то интересно и он занят совместной деятельностью, он забывает капризничать. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только он и родители, но и другие дети, знакомые, соседи, друзья. Всем вместе интересно лепить снежную бабу, строить крепость, прыгать через лужу и ловить бабочку, играть в подвижные игры.

                                       Динамическая пауза.

   «Не хочу!» - как часто мы слышим эту фразу от ребёнка. На него нельзя ни повлиять, ни остановить в этот момент, а заканчивается всё так же внезапно, как и начинается. Это не ураган и не землетрясение. Это обыкновенное детское упрямство.

4.Советы родителям.

   На ваших столах памятка «Если ребёнок упрямится» с советами родителям упрямых детей. Прочитайте, подчеркните самый главный совет. После чтения – обсуждение.

5. Как реагировать на плач.        

А) Капризы и упрямство часто сопровождаются плачем.

Вопросы:

- Как вести себя с плачущим ребёнком?

- Что делать, чтобы ребёнок перестал плакать, как его успокоить?

Советы специалиста.

   Ребёнка можно успокоить, если отвлечь его внимание. Попробуйте «сыграть» в отвлечение. Сделайте вид, что заинтересовались чем-то неожиданным, интересным, а вовсе не привлекаете его внимание. Причём хорошо, чтобы это было действительно что-то новое для ребёнка, например монетка, какая-нибудь вещица. Возьмите на прогулку «неожиданные пустячки», чтобы чем-то отвлечь внимание малыша, какой-нибудь шарик, колечко – словом, что угодно.

Когда начинается без видимой причины плач, капризы – сделайте вид, что поглощены рассматриванием вытащенного из кармана предмета. Рассматриваете и удивлённо рассуждаете сами с собой: «Интересное какое колечко. Точно помню, что когда выходила из дома, камушек на нём был синий, а теперь он красный. (Вы безмерно удивлены.) Может он, побывав в темноте, в кармане изменил цвет? Ну-ка ты, Наташа, положи в карман, а потом вытащи – какой он станет?».

   Придумайте такие правила, которые нужно придерживаться, не отступая.

Например:

- время отхода ко сну ребёнка одно и то же;

- смотреть только определённые передачи;

- приглашать в гости друзей только по определённым дням;

- во время посещения магазинов не покупать всё подряд, что просит ребёнок.

Б) Как быть, если ваш ребёнок устраивает сцену на улице?

Советы специалиста.

   Не стыдите ребёнка за плач, не выговаривайте ему, что он большой и как ему не стыдно. Говоря это, вы не успокаиваете его, а добавляете боли. Ему и так плохо, а вы сообщаете ему, что на него все смотрят, что так вести себя некрасиво. После этого разве полегчает? Сочувствие или отвлечение – вот что нужно.

   Не грозите за плач наказанием и не наказывайте за это. Это жестокость в чистом виде. Особую боль ребёнку доставляет не шлепок, а раздражённость папы или мамы, которую он ощущает. Это для маленького человека самое горькое.

В) Как быть, если ребёнок в истерике бросается на пол, орёт, бьётся руками, ногами и даже головой об пол?

Советы специалиста.

   - Когда истерика началась, попытайтесь не обращать на это внимание и помогите ребёнка преодолеть её. Разумеется, нельзя уступать ребёнку, потому что он нарочно будет устраивать истерики, испытывая вас и желая добиться своего. Не спорьте с ним, потому что в таком состоянии он не поймёт, что не прав. Иной ребёнок скорее остывает, если мать оставляет его одного и продолжает заниматься своим делом. Более упрямый будет кричать целый час, пока мама не сделает сама шаг навстречу. Мать может обнять его, показать своё желание помириться, как только истерика начнёт затихать.

   - Если истерика происходит на людной улице, возьмите ребёнка на руки с улыбкой, отойдите с ним в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть, или закружите его, крепко обняв, на самолёте, карусели, лодочке.

   - Припадки удушья, когда ребёнок синеет и на минуту теряет сознание, могут быть просто выражением его гнева и упрямства, как и истерики. Нужно относиться к ним спокойно, чтобы ребёнок не использовал их с целью добиться своего.

   Чтобы у ребёнка не было истерик, необходимо:

- иметь дома предметы, которые ребёнок может таскать и толкать, на которые может карабкаться;

- иметь достаточно игрушек и предметов домашнего обихода для игры;

- дать свободу действий и реже говорить «нет», «нельзя»;

- не прерывать бесцеремонно игру ребёнка.

6.  А теперь давайте немного отдохнём. Посмотрите, пожалуйста, мультфильм про упрямую и капризную царевну. Обратите внимание, как с проблемой справились родители.

7. Предоставляю слово родительскому комитету.

8. Разное:

- предупреждать о причине отсутствия ребёнка;

- узнать, чей новогодний подарок остался;

- потерялся валенок;

- приобрести файлы для портфолио;

- поблагодарить за поведённые развлечения (дни рождения Захара и Ильи); за установку балконной двери, за оформление родительского уголка (Шибакова Карина Николаевна), за оформление портфолио (Карсакова Елена Раслановна);

- предложить поучаствовать в выставке детских работ «Воздушный шарик»  

                                 

                        Использованная литература:

  1. Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.- 104с.
  2. Студия «Теремок ТВ», «Жила-была царевна», серия «Не хочу спать».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Капризы и упрямство Презентация составлена воспитателем МБДОУ детского сада № 13 Липатниковой Светланой Павловной

Слайд 3

О капризах . В чем проявляются капризы Вашего ребёнка? В чём отличие капризов от упрямства?

Слайд 4

Для упрямого ребёнка самое главное – не уступить взрослому, настоять « на своём».

Слайд 5

Капризный ребёнок всегда находится в состоянии «готовности к капризу»

Слайд 6

Ситуация №1

Слайд 7

Ситуация №2

Слайд 8

Не ставить на стол одновременно все три блюда, предоставляя ребёнку возможность выбора. Не предлагать множество разных вариантов в надежде, что ребёнок согласится на что-то. Не идти на поводу капризного «не хочу». Единое поведение окружающих ребёнка взрослых .

Слайд 9

Как преодолеть капризы?

Слайд 10

Изменить обычное поведение, постараться вырваться из зависимости от капризов ребёнка. Сформировать у ребёнка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свои желания. Р азнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело, стараться увлечь им.

Слайд 11

Об упрямстве. Что делать, если ребёнок упрямится?

Слайд 12

Плач. Как вести себя с плачущим ребёнком? Что делать, чтобы ребёнок перестал плакать, как его успокоить?

Слайд 13

Отвлечение.

Слайд 14

Как быть, если ваш ребёнок устраивает сцену на улице?

Слайд 15

Не стыдите ребёнка за плач, не выговаривайте ему, что он большой и как ему не стыдно. Говоря это, вы не успокаиваете его, а добавляете боли. Не грозите за плач наказанием и не наказывайте за это.

Слайд 16

Как быть, если ребёнок в истерике бросается на пол, орёт, бьётся руками, ногами и даже головой об пол?

Слайд 17

П опытайтесь не обращать на истерику внимание и помогите ребёнка преодолеть её. Если истерика происходит на людной улице, возьмите ребёнка на руки с улыбкой, отойдите с ним в более тихое место. Припадки удушья, когда ребёнок синеет и на минуту теряет сознание, могут быть просто выражением его гнева и упрямства, как и истерики.

Слайд 18

Чтобы у ребёнка не было истерик, необходимо: иметь дома предметы, которые ребёнок может таскать и толкать, на которые может карабкаться; иметь достаточно игрушек и предметов домашнего обихода для игры; дать свободу действий и реже говорить «нет», «нельзя»; не прерывать бесцеремонно игру ребёнка.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Капризы и упрямства"

Этот материал поможет родителям правильно найти подход к своему ребёнку, преодолеть возраст капризов....

Конспект родительского собрания "Капризы и упрямство детей" 2 младшая группа

В конспекте указаны материалы: анкета для  родителей, памятки для родителей, ситуации для обсуждения, приглашение на родительское собрание....

Фотоотчет родительского собрания «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»

Цель: установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить  родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у...

Выступление на родительском собрании "Капризы и упрямство детей"

Для  многих родителей дошкольников наиболее актуальной проблемой воспитания ребенка являются его капризы и упрямство. Подобные поведение довольно часто встречаются в детском возрасте, конечн...

Родительское собрание " Капризы или упрямство"

Родительское собрание "Возраст строптивости или капризы"...

Родительское собрание «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста» в группе компенсирующей направленности

Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности...

Родительское собрание "Капризы и упрямство"

Дети радуют нас, когда они веселы и здоровы, и расстраивают, когда капризны и упрямы. Быть или не быть детским капризам и упрямствам об этом мы поговорим сегодня с вами и постараемся разобраться в при...