Конспект родительского собрания "Капризы и упрямство детей" 2 младшая группа
материал (младшая группа) по теме

 Язева Наталья Владимировна

В конспекте указаны материалы: анкета для  родителей, памятки для родителей, ситуации для обсуждения, приглашение на родительское собрание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Родительское собрание

                в детском саду

               II младшая группа

         «Капризы и упрямство детей»

           

Воспитатели:

Язева Н.В.

Предварительная работа:

  1. Проведение анкетирование родителей

Вопросы:

  1. Почему ребенок бывает капризным и упрямым?
  2. Каковы, на Ваш взгляд, главные причины возникновения истерик у ребенка?
  3. В чем проявляются капризы Вашего ребенка?
  4. Нужно ли искоренять упрямство строгими мерами?
  5. Как Вам удается преодолевать капризы?
  6. Чего, по-вашему, нельзя делать, если ребенок плачет, капризничает?
  7. О чем Вы хотели бы услышать на собрании по данной теме, какие Вопросы Вас интересуют?

   2. Изготовление наглядных и раздаточных материалов.

  • Приглашение на родительское собрание (изготовляются с элементами аппликации  выполненные руками детей и взрослого в индивидуальном порядке).

Уважаемые (имена, отчества всех взрослых членов семьи)!

Если Вы не хотите видеть своего ребенка капризным и упрямым, если у Вас есть опыт по преодолению капризов у малыша, тогда мы надеемся на встречу со всеми членами Вашей семьи   _________ в ___ часов.   

На собрании вас ждет:      

а) - откровенный разговор на тему «Капризы и упрямство детей»;

б) копилка полезных советов;

в) «Острое блюдо»;

г) за  чашкой ароматного чая – сюрпризные моменты.

  • Плакаты с высказываниями .

- «Упрямство – не что иное, как искаженное стремление к свободе» ( К.Д. Ушинский).

- «Борьба с упрямством – борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни  ребенка, это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже тогда когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели»( Е.А. Аркин).

- «Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать  вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа» (Ж.Ж. Руссо).

- «Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети» (народная примета).

- «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается» (народная примета).

- « Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься» (народная примета).

  • Памятки для родителей

№1. Причины капризов и упрямства:

 -нарушение режима дня;

- смена обстановки;

- обилие новых впечатлений;

- плохое самочувствие во время болезни;

- переутомление.

№2. Преодолеть капризы можно, если:

-все члены семьи будут иметь  единые требования к ребенку;

- будут тверды в своих позициях;

- объяснят значение слова «нельзя»;

- научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели;

- будут развивать самостоятельность в совместной с взрослыми деятельности.

№3. Если ребенок упрямится:

- Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

- Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

- Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.

- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при своем мнении.

  • Подбор музыкального сопровождения

   

                           

                                              ХОД СОБРАНИЯ

Звучит песня « Большой хоровод», муз. А. Хайта, сл. Е. Жигалкиной.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

         Наши дети рождаются для радостной и счастливой жизни, а всегда ли так бывает, не омрачается ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера – об этом и пойдет разговор за «круглым столом», в ходе которого мы постараемся разобраться в причинах проявления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребенка.

     Упрямство и капризы детей – нередкое явление. Как говорил К.Д. Ушинский: «упрямство – не что иное, как искаженное стремление к свободе».

       Что мы понимаем под словом «капризы»? Это когда ребенок знает что нельзя, но настаивает. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает и то, и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте. Чаще всего упрямство в резкой форме проявляются у детей от 2,5 – 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем  дошкольном возрасте , около 5 лет.

Капризность  же обычно развивается, начиная с 4 лет, и во многом определяет поведение ребенка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте.

        И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения поведения: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах. Капризы могут быть случайными, а бывают постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

II. О КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ

  1. Зачитываются ответы на вопросы анкеты: В чем проявляются капризы Вашего ребенка?
  2. Родителям предлагается ответить на вопрос? В чем по-вашему отличие капризов от упрямства?
  3. Обобщение:  Капризный ребенок отличается не только излюбленными выражениями (любимые слова упрямых –«я хочу», капризных-«я не хочу», но и тем, что для «упрямца» самое главное - не уступить взрослому, «настоять на своем», а у «капризули» - желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу».

Я предлагаю Вам посмотреть две знакомых ситуации (ситуации предлагаются обыграть  родителям). 

Ситуация №»1 

Ведущий : Вот так ведет капризница Таня. Ей предложили бульон, курицу с рисом и морс.

Таня (с недовольным видом отворачивается от стола): Не хочу суп!

Бабушка ( всплеснув руками): Танечка, он такой вкусный, ешь, а то остынет.

Таня: Я не люблю теплый. Я вообще не хочу!

Суп остывает, Таня опускает в суп ложку и говорит: Фу пенки. Я не люблю пенки, они у меня в горле застревают!

Бабушка ( в отчаянии): Ну, а что ты будишь?

Таня: Я ничего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнутым грустным видом жует хлеб).

Бабушка (не может это вынести): Танечка, давай насыпем в суп вермишели., ты сама насыпешь и будет вкусно-вкусно.

 Ведущий: Таня с некоторой заинтересованностью соглашается . Бульон снова греют, Таня засыпает в него вермишель, ей это интересно.

Таня (радостно говорит): Ой, как  будто маленькие червички пошли купаться! Они плавать будут…

Ведущий: Бабушка рада, может ей удастся заставить внучку поесть. Суп на столе, и снова у Тани пропал интерес.

Таня (недовольна): Я не хочу –у-у-у су-у-пу-у-у, тянет она. Я не люблю суп…

Ведущий: Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить девочку сама, рассказывает ей сказку – и все бесполезно: Таня отворачивается плачет. Удается впихнуть несколько ложек. После этого суп убирается и тоже самое повторяется с курицей. Не стоит удивляться , что на такой обед уходит около 2-х часов, а бабушка и внучка встают из-за стола совершенно измученными. ненаевшись девочка не может заснуть после обеда, к вечеру переутомляется и капризничает еще больше, омрачая вечер себе и взрослым.

Давайте уважаемые родители обсудим эту ситуацию. Какие ошибки были допущены, по-вашему, мнению бабушкой?

Обобщение:  Действительно, бабушке не нужно было предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка согласиться на что-то, а либо решительно лишить ее обеда (или только супа), либо уговорить ее съесть, но уж не как не идти на поводу у капризного «не хочу». Для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали все члены семьи. При этом очень важно единодушие – твердая выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: малыш легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека  - именно того, кем можно управлять. Мне хочется напомнить народную мудрость:«Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети».

Ситуация №2

Ведущий: Миша упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.

Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе аппетитно выглядит, вкусно пахнет.

Миша( недоволен): Я хочу только компот! –заявляет решительно- И еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера.

Мама( терпеливо объясняет): Все нужно есть по порядку, первое, второе и третье, не капризничать, а есть то что дают.

Миша: Нет, сначала компот. Я его люблю.

Мама (нервничает и повышает тон): Ешь без разговоров, как положено!

Миша: Сначала я буду пить компот! Прямо сейчас! А твою котлету  -после.

Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама мальчика кормить борщом. Он выплевывает все на рубашку. 

Мама( разъяренно кричит): Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!

Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть борща на стол.

Ведущий: эта сцена продолжается довольно долго, кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицая:

Мама: За что мне такое наказание! У всех дети – как дети, а этот….

Ведущий: Ваше мнение, уважаемые родители? Какие ошибки допущены взрослым в этой ситуации?

Обобщение: Мишина мама не должна была ставить  на стол одновременно все блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже видела , что Миша настроен решительно, лучше было частично пойти ему на встречу, разрешить например, отпить глоток компота  до еды. Но при этом «не делать ему одолжение».  Не подчеркивать важность этого разрешения, и вообще не акцентировать внимания, а в мягкой форме сказать: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед» или « Отпей четверть стакана – это знаешь сколько? Это половина от половины стакана» Разумеется, что такие разговоры и уговоры неуместно за столом, но это все же лучше ссоры и конфликта.

Педагог Е.А. Аркин говорил:

«Борьба с упрямством – борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни  ребенка, это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже тогда когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели».

Музыкальная пауза:

Песня Любавы из мультфильма «Летучий корабль)

III . РАБОТА С ПАМЯТКАМИ

На ваших столах лежит памятка, для того чтобы выяснить  причину капризов и упрямства, я хочу вас попросить взглянуть на памятку №1 «Причины капризов и упрямства» Скажите, согласны ли вы с перечисленными причинами?

Хорошо, тогда я предлагаю Вам ознокомиться с  памяткой №2 «Как преодолеть капризы» .

Вопросы к обсуждению:

  1. О каких вы секретах узнали впервые?
  2. С каким из выводов вы согласны?
  3. С какими из советов вы не согласны? Почему?
  4. Помогут ли эти советы в преодолении капризов у детей?

  Обобщение: Прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постараться вырваться из зависимости капризов ребенка. Позиция родителей должна быть твердой. Малыш, хоть и с опозданием, усвоит, что –нельзя – это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что предложат что-то взамен. Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело – сформировать у ребенка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свои желания; вырабатывать настойчивость в достижении своих цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность, которые у таких детей слабо развиты. Самое сложное – сделать так, чтоб ребенок воспринимал принятые меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь одним из основных источников радости для ребенка является разнообразная совместная деятельность, а не общение по привычной схеме «хочу - не хочу». Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят их отсутствие. Нужно разнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая в их в общее дело, стараться увлечь им. Если капризному ребенку что-нибудь интересно и он занят совместной деятельностью, он забывает капризничать.

Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самостоятельно сделать что-то: постирать белье куклы, самому сложить книжки на полку , построить гараж и поставить  туда машины и т.д. при этом важно незаметно помогать ему, не давая угаснуть интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним  всему, что он делает сам.

Чем содержательнее будет жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени остается на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу, цели вполне можно достигнуть.

В целом же для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежит не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

IV. «ОСТРОЕ БЛЮДО»

  1. Капризы и упрямство часто сопровождается плачем.

Вопросы:

  • Как вести себя с плачущим ребенком?
  • Что делать, чтобы ребенок перестал плакать, как его успокоить?

Обобщение

Ребенка можно успокоить, если отвлечь его внимание. Это искусство вроде простое, но всегда ли получается? Иногда наблюдается как взрослые отвлекают плачущего ребенка чересчур прямолинейно, а потому и бесполезно: «Вон смотри какой мальчик…», «А вот собачка бежит». Малыш понимает что его специально пытаются отвлечь, обмануть и только сильнее сопротивляется.

Сделайте вид, что заинтересовались чем-то неожиданным, интересным. Например что-то интересное нашли в кармане ( монетка, какая-нибудь вещичка) . Возьмите с собой «неожиданные пустячки», чтобы было чем отвлечь внимание малыша.

  1. Как быть если ваш ребенок устраивает сцену на улице?

Обобщение

Не стыдите ребенка за плач на улице, не выговаривайте что он большой и как ему не стыдно. Ему и так плохо, а вы еще говорите что на него смотрят все.

Не грозите за плач наказанием и не наказывайте за это. Это жестокость в чистом виде. Особую боль ребенку доставляет не шлепок, а раздражительность мамы и папы. Это самое горькое для него.

  1. Как быть если ребенок в истерике бросается на пол, орет , бьется руками, ногами и даже головой?

Обобщение

-Когда истерики начинаются постарайтесь не обращать внимание и помогите ему. Разумеется нельзя уступать ребенку, потому что он будет нарочно устраивать истерики, испытывая вас и желая добиться своего. Не спорте с ним, в таком состояние он не поймет, что он не прав. Иной ребенок скорее остынет в одиночестве, более упрямый будет кричать час, пока мать не сделает ему шаг на встречу. Мать может обнять его , показывая желание помириться, как только затихнет  истерика

- Если истерика происходит на людной улицу, возьмите ребенка на руки и с улыбкой отойдите в тихое местечко, где вы оба сможете остыть, или закружите его, крепко обняв.

- Припадки удушья, когда ребенок синее и на минуту теряет сознание, могут выражением его гневом и упрямства , как и истерики. Припадки пугают мать, она должна научиться относиться к этому спокойно, чтобы ребенок не использовал их с целью добиться своего.

V. СЛОВО –ЭСТАФЕТА

Если бы меня постоянно донимал ноющий ребенок, я бы придумал такие правила поведения , которых придерживался, не отступая:

  1. время отхода ко сну одно  и тоже,
  2. смотреть только определенные телепередачи,
  3. приглашать в гости друзей только по определенным дням,
  4. во время посещения магазинов не покупать все подряд, что просит ребенок.

Звучит  тихая музыка

Что ж, сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит приобрести радость дружбы, союза с нами, понимания разумной любви.

 Мне хочется вспомнить высказывание Ж.Ж. Руссо:

«Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать  вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа» . И напомнить существование народной мудрости:

 «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается»

« Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься»

 Чаепитие

За чашкой чая  можно уточнить: Чтобы хотели обсудить на следующих собраниях?