Конспект родительского собрания-встречи во второй младшей группе на тему: «Наш детский сад Вас видеть рад!»
методическая разработка (младшая группа)

Охрименко Валентина Николаевна

Конспект родительского собрания-встречи во второй младшей группе на тему: «Наш детский сад Вас видеть рад!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-rodsobr-new.docx41.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»

Конспект родительского собрания-встречи

во второй младшей группе

 на тему: «Наш детский сад Вас видеть рад!»

Воспитатели Алимова Татьяна Михайловна

Охрименко Валентина Николаевна

п.г.т.Березово

2015

Тема: «Наш детский сад Вас видеть рад!»

Цели собрания: создать положительный эмоциональный настрой в период социально – педагогической адаптации детей и их родителей; раскрыть перед родителями важные стороны периода адаптации детей к  детскому саду; дать родителям знания, которые помогут им в общении с ребенком в адаптационный период; смоделировать перспективы и задачина 2015-2016 учебный год.

Подготовительная работа:

  • Анкетирование родителей по теме «Знакомство с семьёй» (за две недели до собрания)
  • Объявление  - приглашение (за неделю до собрания)
  • Подготовка презентаций на тему  «Добро пожаловать в детский сад!», «Мы пришли в наш детский сад!» для домашнего просмотра.
  • Изготовление памяток для родителей «Как одевать ребёнка в детский сад?».
  • Папка – передвижка на тему: «Адаптация в детском саду».

Принципы(авторы Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева):

Принцип целенаправленности (ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей).

 Принцип адресности (учёт образовательных потребностей родителей).

Принцип доступности (учёт возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал).

Принцип индивидуализации (преобразование содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей).

Принцип участия заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.

Принцип психологической комфортности.

Методы и приёмы, используемые на собрании(авторы:Е. Я.Го-лант, С. И.Петровский):

1.Игровые и практические методы и приёмы:игры по тематике собрания, создание игровых ситуаций.

2. Словесные методы:  беседа, рассказы родителей, обмен мнениями, вопросы, дискуссия, объяснения.

3.Наглядные методы:просмотр презентаций (использование ИКТ), папка-передвижка, объявление перед началом собрания.

4. Методы эмоциональной заинтересованности(автор Ю.К.Бабанский): просмотр презентации с фотографиями детей, знакомство родителей друг с другом.

План собрания:

  1. Приветствие (вступление).
  2. Игры для знакомства.
  3. Готовность ребёнка к детскому саду.
  4. Адаптация детей к детскому саду.
  5. Знакомство с программой «От рождения до школы».
  6. Разное.

Ход родительского собрания-встречи.

  1. Приветствие.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на первой нашей встрече. Сегодня у нас с Вами первое родительское собрание, на котором мы познакомимся, узнаем друг друга поближе. Мы расскажем Вам о том,  чему научились Ваши дети за период адаптации, как прошла адаптация, что должны дети 3-4 лет знать по основной образовательной программе в соответствии с ФГОСДО. После этого мы с Вами выберем родительский комитет и обсудим текущие вопросы.

 Итак, Вы привели своих детей в детский сад и у нас с Вами одна общая цель: сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т.д. Родители - это самые главные воспитатели своим детям, а мы педагоги являемся вашими помощниками.
Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Как Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка? (упадет) Вот именно, упадет! Вспомните басню Крылова «Лебедь, рак и щука», где говорится: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, выйдет у него не дело, только мука!». Следовательно, нам с Вами нужно объединить усилия для того, чтобы детям было интересно и комфортно в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с Вами 4 года будем жить одной, я надеюсь, дружной семьей. А для начала нужно поближе познакомиться.

2.Игры для знакомства.

Выступление педагога психолога:

-Игра для знакомства: Родители передают мяч, у кого в руках мяч, тот говорит, как его зовут, как зовут ребенка, какой вклад  он может внести в  работу группы и чем может поделиться.

- Игра «Ассоциация».Психолог  предлагает всем родителям по очереди взять карточку со словом, и дать в соответствии с ним характеристику о своем отношении к детскому саду. Например, карточка со словом «Мудрость», участник описывает свои ассоциации.

3. Готовность ребёнка к детскому саду (выступление психолога):

Социальная подготовка. Социальная подготовка важна для комфортного существования ребенка в коллективе. В садике ребенок не только развивается физически и интеллектуально, он также учится нормам поведения в обществе. Поэтому важно, чтобы малыш уже имел представление о нормах поведения – он должен понимать запреты, слушаться взрослых, соблюдать дисциплину и четкий распорядок дня, установленный в детском саду. Подготовить к этому ребенка совсем не сложно, достаточно составить для малыша определенный режим дня и неотступно его придерживаться. Постепенно подстраивайте свой домашний режим под режим детского сада.

При поступлении ребёнка в детский сад очень важна психологическая готовность ребенка к отсутствию родителей. Одним из важнейших аспектов подготовки к детскому саду ребенка, является умение расставаться с мамой. Задача родителей – заблаговременно приучить ребенка к вашему отсутствию.

Главное, чтобы ребенок был убежден, что, посещая детский сад, он, тем самым, выполняет наиважнейшую миссию и оказывает родителям неоценимую помощь. Также важно знать ребенку, что мама непременно за ним вернется, не забывайте говорить ему об этом. Уделите внимание эмоциональному настрою ребенка перед детским садиком. Старайтесь дать положительную установку ребенку на восприятие детского сада. От правильности ваших действий и слов будет зависеть, как пройдет адаптация ребенка к детскому саду.

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.

2.Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.

3.По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будьто мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

4.Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.

5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

6.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

7.Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

8. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом.

9. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.

10. Не скупитесь на похвалу. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Дискуссия по данной тематике.

4.Адаптация детей к детскому саду (выступление психолога):

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аскарина, говоря о данной проблеме, часто приводит один и тот же пример: садовник, пересаживая дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к детям.

Процесс адаптации к новым условиям сада, как показывает опыт, тяжелее всего проходит у детей в возрасте 3-3,5 лет. Это обусловлено тем, что оно совпадает с кризисом развития личности, который можно охарактеризовать как «Я сам!». Ребенок начинает осознавать собственное «Я». Он стремится к самостоятельности, самоутверждению. В это время у него активно развивается воля и самолюбие, что проявляется в стремлении ставить перед собой цели и добиваться их любой ценой, а также гордиться своими достижениями. Все эти новые черты являются положительным следствием кризиса для ребенка.
Однако у кризиса 3 лет есть и неприятная сторона – обострение детско-родительских отношений. У малыша неожиданно появляются некоторые особенности, которые очень тревожат мам и пап: деспотизм, своеволие, упрямство, строптивость и негативизм. Обнаруживаются они в том, что ребенок стремится добиться от родителей именно того, чего он хочет, даже если это принесет ему вред. Мнение взрослых малыш ни во что не ставит, отказывается подчиняться требованиям и просьбам, пытаясь сделать все наоборот. Стоит отметить, что обычно период кризиса труднее переносят дети, чем их родители. Ребенок сам не понимает, почему так себя ведет, не умеет сдерживать свои порывы и эмоции. Он отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает, кричит и топает ногами, если не выполняются любые его просьбы. Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. И в этот сложный период малыша приводят в детский сад.

Адаптация к новым условиям пребывания, новому детскому коллективу, новым взрослым совпадает с кризисом трех лет и, естественно, гораздо усложняется.

Советы родителям:

- Первое время, около месяца, стоит оставлять ребенка только до обеда. После прогулки он может вернуться в группу, пообедать и потом вы его забираете. Если ребенок сам выразит желание остаться в группе и спать вместе с детьми, то оставляйте его. Если малыш еще не готов оставаться – не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и получить травму. Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день. Постарайтесь пораньше забирать ребенка из детского сада. Если есть возможность, устраивайте иногда незапланированный выходной или даже небольшие каникулы.

- Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился дома.

- Искренне радуйтесь успехам малыша и ищите как можно больше плюсов.

- В саду дети очень скучают по родителям, дома не отправляйте его играть с игрушками, если он хочет побыть с вами.

- Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия. Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о чем-нибудь.

- Признаки успешной адаптации малыша в д/с: нормальный сон (засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне); хороший аппетит; нормальное поведение (дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т. п.);  нормальное настроение; легко просыпается утром; желание идти в детский сад.

- Признаки дезадаптации: нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок или начинает писаться в кровати; нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе; появление вялости, капризности; появление агрессивности, часто меняется настроение; ребенок стал чаще болеть.

- Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с: слишком сильная зависимость ребенка от мамы; чрезмерная тревожность родителей; нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу; воспитание ребенка в духе вседозволенности; неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т. п., болезненность малыша; отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.

- Помните всегда: от родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка; никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут"; по утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка.

Дискуссия по данной тематике.

5. Знакомство с программой «От рождения до школы».

Воспитатель Алимова Т.М.:

Основная общеобразовательная программа, по которой работает наш детский сад, - «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013г). Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО – физическому развитию, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. Программа реализуется не только в процессе  непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учётом приоритетных для каждого возрастного периода видов детской деятельности. Ведущие цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Знаете ли вы своего ребёнка? Конечно, ответит почти каждый родитель. Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни - переход от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем,что можно сделать для того, чтобы он вырос умным,честным и счастливым человеком. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых. Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно, чтобы ребёнок ощущал, что все взрослым известно о том, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Поэтому:
как не надо себя вести:

• Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

• Не надо говорить "да",когда необходимо твёрдое "нет".

• Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.

Возрастные особенности ребёнка 3-4 лет по программе «От рождения до школы»:

В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы, им доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Дискуссия по данной тематике.

6. Разное.

Просмотр презентации: «Мы пришли в наш детский сад!».

Выбор родительского комитета.

Обмен мнениями, вопросы по теме собрания.

Раздача родителям памяток «Как одевать ребёнка в детский сад?» (Приложение).

Домашнее задание:совместное изготовление детьми и родителями «Цветка любви и счастья».

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Памятка для родителей

«КАК ОДЕВАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД?»

Общие рекомендации:

1. Одежда ребенка должна быть удобной, соответствовать по размеру, сшита из натуральных тканей.

2. Нужно отдавать предпочтение вещам, которые ребенок сможет надеть самостоятельно (это удобно не только ребенку, но и воспитателю, т.к. значительно облегчает процесс переодевания). Не стоит одевать ребенку в детский сад эластичные колготки, лучше использовать обычные  хлопковые.

3. Пуговицы на одежде лучше исключить, отдать предпочтение липучкам и кнопкам.

4. Одежда должна быть как можно меньше украшена различными бусинками и мелкими деталями, прежде всего, в целях безопасности.

5. Обувь тоже должна быть удобной, соответствовать по размеру (она должна четко фиксировать стопу), избегать «сложных» застежек (лучше отдать предпочтение застежкам-липучкам). Следите за состоянием обуви, чтобы она была не стоптана, застежки были в исправном состоянии.

6. Также необходимо следить за состоянием одежды в шкафчике (особенно за физкультурной формой).

7. У ребенка обязательно должна быть вторая обувь, сменная и запасная одежда. Желательно, чтобы в шкафчике лежали пакеты для испачканного белья.

8. Необходимо следить, чтобы в кармашке у ребенка были чистые носовые платочки (как в помещении, так и на улице).

9. Для сна ребенку необходимо иметь маечку.

10. Вся одежда должна быть промаркирована.

Итак, для создания комфортных условий пребывания ребенка в детском саду необходимо:

- Сменная и запасная, промаркированная одежда из натуральных тканей

- Сменная удобная обувь

- Носки, гольфы

- Маечка для сна

- Пакеты для испачканного белья

- Чистые носовые платочки

Перед тем, как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его одежда времени года и температуре воздуха.Чтобы избежать травматизма и других неприятных случаев, родителям необходимо проверять содержимое карманов в одежде ребенка.

Используемая литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Интернет-источник: Астапова Е.А.,  воспитатель МБДОУ д/с №49 п. Дружный.
  3. С.В.Глебова. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007.
  4. Е.В.Шитова. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2011.
  5. О.Л. Зверева, Т.В. Кротова Родительские собрания в ДОУ. АЙРИС ПРЕСС Москва 2008г.
  6. Е.О. Севостьянова. Дружная семейка Программа адаптации детей к ДОУ. Творческий центр Сфера Москва 2006.
  7. Л. В. Белкина Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Т Ц, «Учитель» 2006.