Этапы разработки и проведения экологического проекта «Волшебница вода» во второй младшей группе №5 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №63»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Вода главный компонент жизни. Она необходима всем: и человеку, и растениям, и животным.
Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима.
Берегите воду!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_razrabotki_i_provedeniya_ekologicheskogo_proekta.docx | 132.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы разработки и проведения экологического проекта
«Волшебница вода»
во второй младшей группе №5
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №63»
Подготовила: воспитатель Лаврентьева Л.В.
г. Энгельс
2016г.
1. Признаки проекта:
- по количеству участников: коллективный
- по приоритету метода: исследовательский
- по продолжительности: краткосрочный (неделя)
2. Тип проекта: исследовательский
3. Актуальность темы:
Вода главный компонент жизни. Она необходима всем: и человеку, и растениям, и животным. От неё зависит климат планеты. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Воду надо беречь! Поэтому дети должны знать свойства воды и её назначение, а также соблюдать правила пользования водой. А лучший способ добиться этого возможен с помощью образовательной деятельности.
4. Цели проекта: Формировать у детей представления о воде, её назначении и свойствах. Закладывать основы экологической культуры личности.
5. Задачи проекта:
Дать представление о том, какую роль играет вода в жизни человека, растений и животных. Закрепить представления детей: о свойствах воды (прозрачность, легко окрашивается, тёплая, холодная, твёрдая), о том, что вода принимает разную форму. Способствовать расширению словарного запаса детей. Формировать умение выполнять простейшие опыты. Воспитывать бережное отношение к воде. Пополнить уголок демонстрационным материалом, фото – материалами, создать картотеку опытов, загадок, стихов и потешек.
6. Участники проекта: педагог, дети, помогают родители.
7. Предварительна работа:
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение участников проекта.
3. Определение времени в режиме группы для реализации проекта.
4. Подготовка необходимого оборудования, материала.
5. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
6. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.
8. Разработка проекта – плана деятельности по достижению цели.
1этап: Подготовительный:
- Опрос детей по теме «Вода» с целью выявления представлений детей о воде, ее значении для человека, растений, животных.
- Беседы о воде.
- Рассматривание иллюстраций «Вода в природе», «Природные явления», «Для чего нужна вода?»
- Чтение рассказов, стихов: А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», И. Токмакова «Как на горке – снег, снег», А. Барто «Снег, снег кружится», А. Яшина «Дождик прошёл по садовой дорожке…»
- Загадки, потешки: «Дождик, дождик, пуще», «Водичка, водичка,
умой моё личико», «Зайка серый умывается», «Капли медленно катились», «Не мешайте мне трудиться, я водицы притащу!», «Воду в тазик я налью».
- Разучивание наизусть стихов о воде.
- Разучивание подвижных игр.
- Подбор экспериментов с водой.
2 этап: Основной
- Во время умывания чтение потешек о воде; полоскание ротовой полости после сна.
Цель: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистым.
- Фитотерапия.
Цель: вода нужна человеку для здоровья, питья; человек не выживет без воды.
- Использование речевых, пальчиковых игр по данной теме.
- Наблюдения:
А) «Няня моет полы, посуду, окна»
Цель: вода нужна для содержания помещения в чистоте;
Б) за трудом воспитателя (поливает цветы, моет игрушки)
Цели: формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья;
В) за погодой (идёт дождь);
Г) выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.
Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми;
Д) за рыбками в аквариуме (без воды и корма рыбки погибнут).
- Игра: «Поможем кукле Кате».
Цель: закрепить знания детей о свойствах воды; воспитывать отзывчивость и доброту, желание помогать друзьям; обогащать словарный запас детей: теплый, холодный, легкий, тяжелый; ознакомить детей со способом сбора воды с помощью губки.
- Дидактическая игра «Купание куклы».
Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода, свойств воды: чистая, теплая, холодная, горячая, льётся.
- Сюжетно ролевая игра «Угостим куклу чаем».
- Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Ходит капелька по кругу», «Капля раз, капля два», «Водяной», «Море волнуется раз…»
- Прослушивание аудиозаписей: «Музыка дождя», «Шум моря», «Звучание ручейка».
- Проведение опытов:
Опыт №1: «Холодная, теплая, горячая вода».
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками).
Опыт №2: «Прозрачная вода».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная.
Сказка «Путешествие маленькой капли».
Опыт №3: «У воды нет запаха и вкуса».
Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт №4: «Что растворяется в воде».
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши, песка.
Опыт №5: «Что плавает в воде».
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:
легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.
- Рисование: «Дождь идёт», «Мыльные пузыри».
- Аппликация: «Рыбки в аквариуме».
- Оформить папку-передвижку о воде.
- Консультации для родителей: «Закаливание водой», «Опыты и эксперименты с водой в домашних условиях».
3 этап: Заключительный
Цель нашего проекта выполнена, с помощью поставленных нами задач.
Дети узнали, что без воды нет жизни на Земле. Вода везде. Узнали, что вода имеет три состояния, но не имеет формы, цвета, вкуса, запаха, при определенных условиях это можно изменить. Проводили эксперименты, в которых делали соответствующие выводы. Увидели, что вода удерживает не все предметы на плаву, что вода может впитываться, но опять же не во всё. Дети узнали много нового о воде и поняли, для чего нужна вода и почему её надо беречь. В заключении проекта провели развлечение «Водяной у нас в гостях».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры с водой
«Водичка»
Материал и оборудование: бассейн с водой.
Инструкция:
Говорит ребятам солнышко в окошке:
«Вот у нас водичка, поиграй немножко.
Только помни твердо: не брызгайся водой,
Играем аккуратно, дружок мой дорогой!
Похлопаем в ладоши: да – да – да,
Вот у нас вода,
Будем мы играть
И друг другу помогать».
«Кораблики»
Материал и оборудование: бассейн с водой, игрушечные кораблики.
Инструкция:
Вот у нас кораблики.
Давайте их пускать по воде.
Налетел ветер! Спрячем руки за спину и будем дуть на кораблики, как ветер.
Кораблики можно сделать из бумаги или другого природного материала.
«Мыльные пузыри»
Из чего получаются мыльные пузыри? Только из одного мыла? Что нужно добавить? В этом тоже помогает вода.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри.
Вот такие! Посмотри!
Как бы их нам поймать?
На ладошке подержать!
«Ледяные кораблики»
Материал: пластиковый стакан, трубочка для коктейля, скотч, цветная бумага.
Инструкция:
на дне стакана скотчем закрепить трубочку для коктейля, согнув ее. Налить в стакан воду и поставить в морозилку. Когда вода превратится в лед, нужно достать его оттуда. Из цветной бумаги вырезать парус, сделать дыроколом дырки, закрепить парус на палочке.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя (звучит музыка). Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама – Тучка, а ребятки ее детки – капельки. Им пора отправляться в путь.
Капельки разбегаются, прыгают, танцуют. Мама – тучка показывает, что им делать. Капельки полетели на землю. Скучно им стало по -одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама – Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети присели, затем поднимаются и вытягиваются вверх). Испарились (высохли) капельки под лучами солнца, вернулись к маме – Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Пенное море
Оборудование: таз с водой для выдувания мыльных пузырей, игрушечные пластмассовые кораблики и лодочки, трубочки для выдувания мыльных пузырей на каждого ребенка.
Дети опускают на воду кораблики и лодочки, дуя в воду через трубочки, спенивая море.
«Тонет – не тонет»
Цель: закрепить знания о свойствах воды, отметить ее влияние на здоровье человека, порадовать детей, научить детей делать несложные выводы, развивать пытливость и любознательность.
Доктор Айболит спрашивает детей, знают ли они такую поговорку: солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Предлагает поиграть с водой. Дети совершают разные опыты с предметами разного веса и качества, наблюдают, как ведут себя на воде разные предметы.
Динамические паузы
- Льется чистая водица (наклоны вперед).
Мы умеем сами мыться (изображаем умывание лица).
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем (сгибают и разгибают руки в локтях).
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше (изображают движения вытирания полотенцем).
Поверни головку влево,
Поверни головку право,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
- Море волнуется раз! (ноги на ширине плеч, покачивать руками справа налево, изображая волны. Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз)
Море волнуется два!
Море волнуется три!
Морская фигура замри!
Кто это? Что это? Как угадать? (повороты вправо – влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо – влево)
Кто это? Что это? Как разгадать?
Это рыбацкая лодка, (ноги на ширине плеч, руки в стороны, кисти подняты вверх, в таком положении покачивания из стороны в сторону)
А это морская звезда,
(руки подняты вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить вниз)
Это, конечно, улитка, (руки в стороны, выполнять круговые движения. Руки развести в стороны)
Всех разгадаю вас я!
- Как приятно в лодке плавать:
Берег слева, берег справа (повороты корпуса влево, вправо)
Речка лентой голубой
Разлилась перед тобой (вытягивают руки перед собой)
Под мостом мы проплывем (наклоны вперед)
Руки в воду опускаем (опускаем руки)
По волнам гребем руками
Кто угонится за нами? (движения руками способом кроля)
Опыты
- Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стакане с молоком палочка не видна, а в воде видна).
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если речная вода была бы не прозрачная. Например, в сказке «Гуси – лебеди» говорится о молочной речке с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных речках?
- «У воды нет вкуса». Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Дать для сравнения молоко и сок. Если они не убедились, пусть еще попробуют воду. (Дети очень часто слышат от взрослых, что вода вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует).
- «У воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть понюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн). Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
- Лед – твердая вода. Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребенок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Таким же образом проследить за таянием снега.
- Пар – это тоже вода. Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.
- Вода жидкая, может течь. Дать детям два стакана – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и в ручейках, не текла бы из крана. Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью. Сравнить с киселем, он густой.
- В воде некоторые вещества растворяются, некоторые нет. Например, сахар и краски растворяются, простой песок и камушки нет.
- Вода бывает теплой, холодной, горячей. Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросить детей, как получить теплую воду? Проделать это вместе с ними. Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже вода бывает разная: теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, то какую бы они воду выбрали: теплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных: теплых или холодных морях? Сказать, что в холодных морях живет меньше животных.
- Вода не имеет формы. Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лед – это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода? Наливаем воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находиться, а на ровном месте растекается лужицей. Вывод: значит, жидкая вода не имеет формы.
- Всегда ли вода бывает прозрачной? Почему она бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке? Озере? Луже? Бросаем в воду камешки или другой материал (кусочек земли, песка). Вывод: чистя вода – прозрачная, грязная и мутная – непрозрачная.
- «Подводная лодка». Взять 3 банки: две пол – литровые и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и опустить туда сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налить крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литров воды). Опустить туда сырое яйцо, оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и в море плавать легче, чем в реке. А теперь на дно литровой банки положите сырое яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить раствор, в котором яйцо не будет ни тонуть, ни всплывать. Оно будет в подвешенном положении посреди раствора. Можно показать фокус. Подливая воду соленую, вы добьетесь, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – яйцо будет тонуть. Это будет выглядеть удивительно, так как соленая и пресная вода внешне ничем не отличаются.
- «Волшебные пузыри». Оборудование: таз с мыльной водой, трубочки для коктейля на каждого ребенка. Дети дуют через трубочку в воду с разной интенсивностью и длительностью, стараясь получить большие и маленькие пузыри. Доказать, что пузыри появляются при помощи воздуха. Нужно набрать больше воздуха, чтоб надуть пузыри.
- «Смелый кораблик». Оборудование: таз с водой, бумажные кораблики. Педагог предлагает детям отправить кораблики в плавание. Смелые кораблики не боятся сильного ветра, больших волн. Надо быстро вдохнуть и медленно, но сильно подуть на них. Показать детям, что при сильном выдохе кораблик уплывает дальше.
- «Рыбаки и рыбки». Оборудование: таз с водой, рыбки с магнитами, удочки, ведерки. Дети выпускают рыбок поплавать в таз, играют с ними. Затем педагог предлагает им поймать рыбок удочками и поместить в ведерко.
Пальчиковые игры
- Ладошки
Мыли мылом ушки, (руками моем ушки)
Мыли мылом ножки (моем ножки).
Ах, какие ладушки, (поднимаем руки вверх, делаем «Фонарики»)
Ладушки – ладошки.
- Рыбки
Пять маленьких рыбок играли в реке, (ладони сомкнуты, волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на песке (руки прижаты друг к другу, переворачиваются с боку на бок).
И рыба сказала: «Нырять здесь легко!» (ладони сомкнуты, выполняют «ныряющие» движения)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (качаем сомкнутыми ладонями отрицательный жест)
А третья сказала: «Мне хочется спать!» (ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыба спит)
Четвертая стала чуть – чуть замерзать (быстро качаем ладонями – дрожь).
Пятая крикнула: «Здесь крокодил! (запястья соединяются, ладони раскрываются и соединяются – рот)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» (быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают)
- Кораблики
Плывет, плывет кораблик
По речкам и морям (обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать друг к другу, большие пальцы поднять вверх).
Плывет, плывет кораблик
На нем я капитан.
- Рыбки
Рыбки плавали, ныряли (имитируют движения пловца)
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (обхватывают себя руками, затем разводят руки в сторону)
То зароются в песке (садятся на корточки).
ПОТЕШКИ
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! | Ой, лады,лады,лады! (хлопают в ладоши) Не боимся мы воды! (разводят руки в стороны) Чисто умываемся – вот так! (имитируют умывание) Маме улыбаемся – вот так! (опускают руки, улыбаются) |
Зайка серый умывается, Видно в гости собирается. Вымыл носик, вымыл ротик, Вымыл ухо, вытер сухо. | Капли Капли медленно катились, Никуда не торопилась. Кап – кап, кап – кап! Стали капельки играть, Капля каплю догонять! Кап – кап, кап – кап! |
Матросская шапка, веревка в руке. Тяну я кораблик по быстрой реке. И скачут лягушки за мной по пятам И просят меня: «Прокати, капитан!» | Не мешайте мне трудиться, Я водицы притащу! И колодезной водицей Вас, конечно, угощу! Пейте, пейте, не жалейте, А хотите, в лейку лейте – Поливайте огород: Он ведь тоже воду пьет! |
По утрам и вечерам Открываю в ванной кран. Я воды не пожалею, Уши вымою и шею. Пусть течет водица – Я хочу умыться! | Под душем Утром я едва проснусь – Сразу в душе обольюсь. На веселый летний дождь Душ немножечко похож. Он поет, журчит, звенит – Веселит он и бодрит! |
Кто не умывается Кто горячей водой умывается, Называется молодцом. Кто холодной водой умывается, Называется храбрецом. А кто не умывается Никак не называется. | Песенка капели Кап, кап, я – капель, У меня в апреле На весеннем тепле Капельки поспели! Как, кап - на скамью, Детям на игрушки, Кап, кап – воробью Прямо на макушку! |
Сказка про капельку.
Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и
больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала Капелька. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль дидактических экологических игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Буркасова Л.И.
Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усво...
Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"
Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...
Аналитический отчет о работе за 2012-2013 учебный год в средней группе №1 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка»
Аналитический отчет составлен в помощь воспитателям средних групп по основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы". Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово...
план проведения дня смеха "Посмеемся от души" во второй младшей группе "Теремок" МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию "Василек" с. Енотаевка МО "Енотаевский район"
План проведения Дня смеха для детей группы «Теремок»воспитатель Маркова О.М. Приглашаем вместе с нами праздник смеха отмечать!Веселиться, развлекаться, шутку добрую сказать.Позабавиться гот...
Этапы разработки и проведения экологического проекта в старшей группе тема Бабочки. Подготовила воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 63" Жаворонкова О.А.
Тема: «Бабочки» в старшей группе. МБДОУ «Детский сад №63» г.Энгельс...
Долгосрочный творческий проект «Моя семья» для детей старшей группы № 11 МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 408 Советского района г.Казани»
Цель проекта:Способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, уважения к старшим. Развивать социальную и коммуникативную компетентность.Задачи проекта:Воспитательная: воспитывать у детей любовь и ...
Проект "Волшебница вода" во второй младшей группе
Цель проекта - развивать у детей представления о природном объекте - воде. Закладывать основы экологической культуры, воспитывать бережное отношение к воде....