Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Кузнецова Вера Ивановна

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

В. Лирясова.

 

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно

Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Опираясь на большой опыт работы с детьми раннего возраста, можно отметить закономерность, которую выделили также и ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_palchikami_razvivayut_mozg_rebyonka.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 1.Что такое игры с пальчиками?

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и

ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.


Часть 2. Педагогические условия проведения пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики детей раннего возраста

Помогать ли пальчикам?

Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с малышом до двух лет, который сам пока с трудом делает произвольное движение пальцами. Хотя игры для этого возраста очень просты – это разгибание и загибание отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры. Как правило, игры для этого возраста рассчитаны на взаимодействие взрослого с рукой ребенка: поглаживание, пощипывание, сгибание пальчиков и т.д.

Для более старшего возраста, примерно с двух с половиной – трех лет игры усложняются и подразумевают самостоятельные движения маленькими ручками скопировать трудно, поэтому ваше участие просто необходимо. Вы должны помочь ребенку сложить руки правильно: сначала покажите на себе, затем придайте нужное положение его кисти и пальчикам. Попросите ребенка попробовать самостоятельно выполнить движение. Если у малыша не получается, то снова сами сложите его руки в правильную позицию. Проделайте это несколько раз, и постепенно малыш научится сам складывать и удерживать пальчики в нужной позиции.

Помните, главное – не давить на ребенка, не демонстрировать ему его неспособность. Со временем у него все получится.

Ребенку нужно показывать и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнером по игре. В простые игры малыш начнет играть, как только освоит движения и ритмику текста. А сложные игры сначала просто запомнит. Потом вы можете заметить, как он пытается самостоятельно сложить пальчики так, как нужно, долго тренируется, и уж только тогда, когда вы этого меньше всего ожидали, складывает пальчики «как положено».

Расположение взрослого относительно ребенка, зависит от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то педагог может сидеть (стоять) сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка к себе на колени или расположить на коврике и посадить ребенка между ног, как в гнездышке. (Дети очень любят так сидеть.)

В некоторых играх, для детей от двух до трех лет нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Можно стоять друг напротив друга.


Часть 3.  Система практической работы по развитию движений пальцев

На основе обобщения педагогического опыта разработана следующая система практической работы по развитию движений пальцев в следующем направлении:

1. Пальчиковые игры

2. Действия (игры) с предметами (движения пальцев с предметами, игры с мозаикой, игры с вкладышами, игры с водой, игры с песком, действия с пуговицами, кнопками, застежками)

3. Художественно-эстетическая деятельность (пальчиковые игры с пластилином, игры с бумагой, рисование на бумаге пальчиками, ладошками, показ сказок пальчиками.)

4. Развитие мелкой моторики пальцев ног (зарядка для пальчиков ног: массажные мячи, подними игрушку, ребристая доска)

5. Обучение детей приемам самомассажа (самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук)

Далее мною предлагаются варианты различных видов игр и упражнений для детей раннего возраста, в которых использовались пальчиковые игры и нетрадиционные техники:

Игры с песком «Кто, где живет?»

Цель: вызвать положительные эмоции, развиваем речь, мышление, развиваем мелкую моторику, формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Материал: песочница; фигурки животных – диких (лиса, заяц), домашних (кошка, корова); лес, дом, ограда.

Ход игры: (на это занятие берется один ребенок, максимум два) Ребенок гладит песочек и определяет какой он (мокрый – сухой, холодный – теплый). Начинаем занятие с пальчиковой гимнастики на песке. Педагог рассказывает малышу, что звери заблудились и не могут найти свои дома. Чтобы узнать, кто из зверей заблудился, нужно внимательно послушать загадку. Затем найти это животное и подсказать ему дорогу домой.

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу, в норе под кустом. (Лиса)

Зимой белый, летом серый. (Заяц)

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое,

Мычит: «Му-у-у… Молока кому? (Корова)

Я умею чисто мыться,

Не водичкой – язычком.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая. (Кошка)

Игра заканчивается, когда все звери найдут свои дома.

Игры с водой.

Цель: развитие мелкой моторики, формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу, получить положительные эмоции.

Оборудование: тазик с водой, игрушки на липучках, баночка.

Ход: Воспитатель вносит два таза, в одном вода и на дне приклеены лягушки и рыбки, другой таз пустой. Предлагаем деткам при помощи баночки переливать воду в пустой таз, а затем со дна открепить игрушки. В задании принимают участие по двое детей.

Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции и развивают мелкую моторику.

Игры с предметами домашнего обихода (прищепки).

Цель: закрепление знания цветов, формирование положительного настроя на

совместную с взрослым работу, развитие мелкой моторики.

Оборудование: заготовки из картона, разноцветные прищепки.

Ход: Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши алые цветы: локти прижаты друг к другу, кисти

сомкнуты в виде лодочки.

Распускают лепестки: перед лицом, затем раскрывают в виде

чаши.

Ветерок чуть дышит: кисти делают движения по часовой и Лепестки колышет. против часовой стрелки.

Наши алые цветки: кисти рук наклоняются вправо и влево.

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Затем педагог дает заготовки серединок цветков разных цветов. Дети прикрепляют лепестки, подбирая по цвету серединки из прищепок. Главное научить деток нажимать на прищепку так, чтобы она открылась и удерживать в этом положении, чтобы успеть прикрепить на заготовку.

Действия с мелкими предметами, «Рисуем на крупе»

Цель: развиваем мелкую моторику пальцев рук, воображение.

Оборудование: поднос, мелкая крупа (манка).

Ход: воспитатель равномерным слоем рассыпает по подносу любую мелкую крупу. Проводит пальчиком ребенка по крупе, что получилась – цветная линия. А теперь предложить ребенку самостоятельно нарисовать, что он захочет. Можно ребенку немного помочь, подсказав возможные рисунки, например, солнце, облака, дождик, цветочек, травку.

«Зоопарк»

Цель: развиваем мелкую моторику пальцев рук.

Ход: Как вариант, берем решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Детки ходят указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: 
"В зоопарке мы бродили, 
Ккаждой клетке подходили 
И смотрели всех подряд: 
Медвежат, волчат, бобрят»

Действия с пуговицами, кнопками, застежками, шнуровками

Цель: развиваем координацию движений глаз и рук, точность движений, мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: специальный стенд.

Ход: на стенд, обтянутый плотной тканью, воспитатель прикрепляет разноцветные пуговицы и петли разного размера, полоски со шнуровкой (с большими отверстиями), крупные молнии, кнопки, крючки, петли. Воспитатель показывает малышам, какие действия можно выполнить с этими предметами, а затем предлагает ребятам самостоятельно застегнуть и расстегнуть их.

Таким образом, данная система инновационной работы имеет важное практическое значение для развития моторики руки ребенка раннего возраста.

Это дает большой потенциал для развития мелкой моторики кисти руки ребенка в старшем дошкольном возрасте. Чтобы легко учиться у ребенка должны быть хорошо развиты и скоординированы движения мышц обеих рук.

Ребенок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объем информации.

«От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние»,- писал Лев Николаевич Толстой.

Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий, а мы взрослые-«маленькие волшебники», которые помогают ребенку стать взрослым и умным человеком.

Заключение

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.


Список использованной литературы:

  1. Савина.Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок»,1999г
  2. Смирнова.Е.О., Холмогорова В.М. «Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1-3 лет, М: Мозайка-Синтез,2008г
  3. Теплякова.О.Н., Козлова.О.Л. Практическая энциклопедия развивающих игр –М: ЗАО «Росмэн-Пресс»,2007г (Раннее развитие)
  4. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007г
  5. Ткаченко.Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. ИздательствоЭКСМО,2010г
  6. Шмелева.Е.Б.Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет- М Издательство «Ювента»,2008г
  7. Янушенко.Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.М: Мозайка-Синтез,2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».

    Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их стано...

Консультация для родителей на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики пальцев рук раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук....

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста...

Методическая разработка «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребенка. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, разви...