Главные вкладки

    Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».
    статья по теме

    Парахина Марина Ивановна

          Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. В настоящее время проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kontseptsiya_22.01.18.docx35.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».

          Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. В настоящее время проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста.

         Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день, у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью родители все меньше уделяют внимание совместным играм с ребенком и развлечениям, все больше предоставляя его телевизору и компьютеру. К тому же многие родители стараются облегчить проживание себе и своему ребенку - приобретают обувь на липучках, курточки на молнии, чтобы ребенку не пришлось завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Все это препятствует нормальному развитию мелкой моторики.

    Работая в своей группе с воспитанниками и наблюдая за детьми во время игровой, образовательной, совместной деятельности, а также в беседах с родителями пришла к следующему выводу: у детей плохо развита мелкая моторика. У них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений. Для них оказывались трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивали предметы в отверстия или емкости.

       Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение на развитие ребенка. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. Развивать мелкую моторику ребенка можно различными способами, в том числе и при помощи пальчиковых игр.

         На основании своих наблюдений я выбрала тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора.

       Объект исследования: процесс развития мелкой моторики детей раннего возраста

       Предмет исследования: пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики  детей раннего возраста

       Цель исследования: обеспечение положительной динамики развития мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

    Из цели исследования вытекают следующие задачи:

    Теоретически обосновать влияние пальчиковых игр на развития мелкой моторики детей раннего возраста.

    Создать условия для развития мелкой моторики.

    Изучить методику проведения пальчиковых игр

       Гипотеза исследования - мы предположили, что развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста будет эффективнее, если целенаправленно и систематически применять пальчиковые игры.

        1.Теоретическое обоснование опыта:

         Развитие  мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического  и психического развития ребенка  на протяжении всего дошкольного  детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что  уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

        Мелкая  моторика – это согласованные  движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

     Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей.

        Изучение мелкой моторики дошкольников осуществлено в работах Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, А.Р. Лурии, Е.А. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др. Связь пальцевой моторики и речевой функции подтверждена исследованиями А.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской и др.

        Педагоги, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.       Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

        Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, известного исследователя речи детей, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Она  говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

       2.Для того чтобы достичь хороших результатов по развитию мелкой моторики нужна насыщенная развивающая среда. Я постаралась создать предметную среду, окружающую детей таким образом, что бы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек». Пополнила развивающую среду  играми: мозайки, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Создала центр «Вода – песок», в котором через игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете  предметов, развивают мелкую моторику, активную речь. Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. В данном центре дети любят рисовать  на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и активной речи, воображению, мышлению. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

    Итак, организуя предметно – развивающую среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут научить их самые обычные предметы и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели. Чем «умнее» руки, тем умнее ребёнок.

       3. Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики детей используя разные формы работы:

    •организованная образовательная деятельность;

    • совместная деятельность воспитателя с детьми;

    • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

        Создала картотеку пальчиковых игр. Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

       Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

        С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие.

    Выполняя с детьми пальчиковые игры, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность органов  артикуляционного аппарата.

       Для развития мелкой моторики рук детей я использовала следующие виды пальчиковых игр:

    • Игры с песком и водой
    • Массаж кистей рук
    • Пальчиковые игры по методики Е. и С.Железновых
    • Пальчиковый театр
    • Игры – манипуляции: «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
    • Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
    • Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. (Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г).
    • Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. («Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук).
    • Пальчиковые игры без предметов («Мальчик-осьминожек», «Человечек», «Птички», «Моторчик», «Мы топали», «Вышли пальчики гулять);
    • Пальчиковые игры с предметами («Прячем ручки», «Ветерок»);
    • Тактильные пальчиковые игры («Платочки», «Прятки»);
    • Гимнастические пальчиковые игры («Человечки», «Клювики»)

       Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

    При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

       Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.

       Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться принципа обучения - это «от простого к сложному».

       Основные принципы проведения пальчиковых игр:

    • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
    • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
    • Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
    • Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может снизить интерес к игре.
    • Нельзя принуждать ребёнка к игре, необходимо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяв игру.

       Этапы разучивания игр:

    На первом этапе взрослый сначала показывает игру малышу сам, затем вместе с ребёнком выполняют  движения одновременно, взрослый проговаривает текст.  

    На основном этапе ребёнок выполняет движения с небольшой помощью взрослого, который произносит текст.

    На заключительном этапе ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

       Привлекая детей к совместной деятельности, я старалась, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.

        Кроме того, пальчиковые игры  дарят  детям здоровье, так как при их проведении происходит воздействие на биологически активные точки, расположенные на кистях рук.         Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.

       Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогали поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

       Сознавая, что проблемы развития мелкой моторики пальцев рук невозможно решить без единства с семьей. Поэтому уделяю особое внимание в работе с родителями. Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и  семье: «Развитие мелкой моторики рук у  детей   раннего   возраста», «Пальчиковая   гимнастика», «Развиваем пальчики – улучшаем речь»; индивидуальные беседы, на которых объясняю, что надо учить  ребенка  манипулировать предметами. Рекомендации родителям определяю в виде памяток, в которых убеждаю родителей давать больше самостоятельности  детям  при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

        В течение года для родителей выставлялись ширмы:

    • «Наши пальчики»;
    • «Пальчиковые игры для малышей»;
    • « Игры на кухне».

    Родители являются активными участниками и помощниками в моей работе. Совместно с родителями смастерили развивающую доску на стену «Доска Бизиборда», бусы из пуговиц, сшили тактильные коврики, мешочки с наполнителями, изготовили тренажёры для пальчиков,  сшили развивающую книжку «Умная книга». (Была представлена на окружную выставку-конкурс «Развивающие игрушки», «Центр развития детей и молодёжи». где заняла 1 место).

     В течение года делилась опытом с педагогами внутри учреждения:

    Мастер – класс для педагогов «Бумажные пальчиковые куклы», «Куклы на ложках».

    Выступление в творческой группе «Речецветик» с темой «Виды артикуляционной гимнастики».

       Для выявления уровня развития мелкой моторики провела исследование на основе диагностики разработанной  по методике Печорой К.Л., Пантюхиной Г.В., Кабановой Т.В. и Доминой О.В.

       В начале и конце года была проведено исследование развития мелкой моторики рук детей.

       Исследование проводилось по 3 направлениям:

    1.Самообслуживание: умение одеться и раздеться, самостоятельно обслужить себя в туалете, за столом;

    2.Умение держать правильно карандаш, кисточку, ложку, кружку;

    3.Подражание движениям рук взрослого.

    1-начало года-20%,                

    2-начало года-30%,                  

    3-начало года-4о%,                    

    Таким образом, можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики у большего количества детей находится на низком и среднем уровне.  

       В течение года, применяя в работе с детьми пальчиковые игры, получила следующие результаты на конец года:

    1-конец года-80%;

    2-конец года-70%,

    3-конец года-60%

       Подводя итоги исследования в данном направлении можно отметить, что проводимая систематическая работа дала положительные результаты. Значительно увеличилось число детей с показателями высокого уровня развития мелкой моторики. Стала прослеживаться положительная динамика уровня развития мелкой моторики: кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость. У многих воспитанников наблюдается положительная динамика уровня развития речи, мышления, памяти. Многолетняя практика подтвердила выводы специалистов о том, насколько значимы занятия для развития мелкой моторики рук детей уже в раннем возрасте. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития детей. От того, насколько ловко научился ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

    Вывод: Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиться поставленной цели. Анализ

    научной литературы по данной теме и результаты исследования доказывают, что формирование речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных движений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Это подтверждают слова И. Канта «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

     Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста через пальчиковые игры способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

         Список литературы:

    1. А. Е. Белая. -  «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил./
    2. А. Л. Сиротюк. - «Пальчиковые упражнения». -  М: ТЦ Сфера, 2001 г.
    3. В.В. Цвынтарный. «Играем пальчиками и развиваем речь». - Издательство "Лань", оформление, 1997 г.
    4. Е.А. Янушко. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». -  Владос, 2017 г.
    5. Е. Железнова, С. Железнов. -  «Новые пальчиковые игры» Музыкальные обучалочки СD.
    6. М. Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики)» - СПб.: Паритет, 2003 г.
    7. Пальчиковые игры для детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maminpapin.ru/palchikovie-igri-v-kartinkax-i-v-stixax/ свободный (дата обращения 19.10.1016)
    8. Пальчиковые игры и упражнения по временам года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/kartoteka-palchikovie-igri-v-kartinkah-482651.html свободный (дата обращения 19.10.2016)
    9. А.  Стефанько «Наши пальчики играют» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/palchikovye-igry-dlja-malyshei-ot-1-do-3-let.html свободный (10.10.2016)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

    Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...

    СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

    Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же тако...

    Презентация на тему: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста"

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....

    Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

    «Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш –Не получится пейзаж».В. Лирясова. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникал...

    Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

    Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

    "Пальчиковая игра - как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"

    Еще издавна, пальчиковые игры были распространены в самых разных странах мира. В Китае пользуются популярностью упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии активно используются упр...

    Пальчиковые игры по сказкам как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

    СодержаниеВведениеЦели и задачиОсобенности развития детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у дет...