Консультация для родителей "От культуры речи взрослого до культуры речи ребенка"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Так давайте объединимся и дадим нашим детям эту защиту. И помните, сквернословие не будет прогрессировать, если в семье ежедневно говорят чисто и грамотно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

От  культуры речи взрослого до культуры речи ребенка

Выполнил: учитель-логопед МАУДО «Детский сад №10»

г. Ялуторовск, Чугина Е.А.

Отправляя ребенка в детский сад, все родители горячо верят в то, что их ребенок самый умный, внимательный и воспитанный. И если ребенок совершает плохой поступок, произносит нецензурное слово, то родители уверены, что это он позаимствовал именно у одногруппников. Сквернословие детей всегда вызывает негативную реакцию у взрослых, и причину загрязнения речи детей скверными словами взрослые стараются найти во всем, кроме себя. А я считаю, что именно семья прививает иммунитет к сквернословию. Дети разговаривают так, как разговаривают их родители. Они используют те же выражения и слова, которые близкие применяют в речи, говорят с той же интонацией как мамы и папы. Чтобы ваш ребенок не засорял свою речь бранными словами, не используйте их сами. Конечно, даже если в семье никто не употребляет крепкие словечки, когда-нибудь ваш малыш обязательно притащит домой из сада, песочницы или школы неприличное слово или выражение. Но, когда ребенок доверяет вам и в семье принято уважать чувства других, вскоре новые слова теряют для него притягательную окраску.

Ребенок  усваивает  речь  «материнско-отцовским»  способом, подражая  близким, поэтому  очень  важно,  чтобы  он  слышал  не  только  правильную, но  и  вежливую  речь.  Нередко  родители  называют  сына  «Вовка»,  дочь – «Катька».  Ребенок,  конечно,  не  обижается,  так  как  уверен  в  вашей  любви.  Речь  некоторых  детей  изобилует  разного  рода  оскорбительными  кличками,  конечно  же,  не  ими  придуманными. Если  ребенок  в  семье  слышит  «растяпа»,  «негодник»  и  прочие – эти  слова  прочно  входят  в  его  лексикон  и  никак  не  украшают  его  речь,  и  отношения  с  теми,  кому  они  адресованы.  Если  вы  ребенку  хотите  сделать  замечание,  постарайтесь  выбрать  тактичные  выражения  и  не  выговаривайте  ему  на  людях. Лучше  это  сделать,  оставшись  наедине  с  ним.

Культура  речевого  общения  вносит  красоту  в  отношения  людей,  способствует  их  

взаимопониманию.  Необходимо  обращаться  к  своему  ребенку  со  словом  «пожалуйста»,  благодарить  его, высказывать  одобрение  по  поводу  проявленной  вежливости. Выражения  «доброе  утро»,«спокойной  ночи»  являются  неотъемлимой  частью  

речевого  этикета  ребенка,  как  и  слова  «здравствуйте»,  «до  свидания».

Слова  приветствия – норма вежливости,показатель  внимания  к  людям,  способствует  установлению  контакта. Приучите  ребенка,  когда  ему  понадобится  вещь, принадлежащая  другому  человеку, спрашивать  разрешения, например: «Мама, разреши  взять  твою  косынку?», «Таня,  можно  взять  твой  карандаш?»  и  т.п.

Если  двухлетний  малыш  говорит  взрослому  «ты»,  в  его  устах  это  звучит  даже  мило.  Но  с  четырех  лет  дети  уже  должны  говорить  взрослому  «Вы».

Мы  все  стремимся  к  тому,  чтобы  ребенок  чувствовал  себя  комфортно  в  любой  

обстановке,  в  любой  речевой  ситуации,  чтобы  наши  дети  легко  вступали  в  диалог,  могли  с  достоинством  и  уважением  к  другому  аргументировать  свою  точку  зрения,  были  внимательными  слушателями, оброжелательными  собеседниками,  одним  словом, добрыми,  умными, интеллигентными,  коммуникабельными  людьми.    

Родители  должны  помочь  освоить  правила,  регулирующие  поведение  говорящего  и

 слушающего,  так  как  основные  проводники  в  мир  речевой  культуры – речевого  общения  только  взрослые,  от  которых  зависит  организация  

содержательного  детского  общения. В  культурной  семье  никто  ни  на  кого  не  кричит,даже  не  повышает  голос,  ибо  

каждый  видит  в  другом  личность. Культура  ребенка  рождается  в  семье,  её  не  могут  привить  ни  в  детском  саду,  ни  в  школе,  если  дома  царит  грубость. Пример  родителей  имеет  огромное  значение  в  овладении  ребенком  правилами  

речевого  общения.

А  развитие  правильной  речи важное  условие  умственного  развития   детей.

Опыт работы показывает, что культура речи зависит от внешнего вида и поведения. Начиная с внешнего вида, в ребенке воспитывается потребность в красоте. Постепенно в понятие красоты вкладывается и внутреннее состояние − состояние принятия нравственных ценностей.

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Так давайте объединимся и дадим нашим детям эту защиту. И помните, сквернословие не будет прогрессировать, если в семье ежедневно говорят чисто и грамотно.

Используемая литература: 1. Вдовкина С. Н. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2001 г., с.24 2. Кудряшова Н.А. Журнал «Ребенок в детском саде» №5, 2010 г., с.35 3. Ломакина Т. Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2003 год, с.105 4. Нартина Н. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2011 год, с.39

Проблема   готовности  ребенка  к  школьному  обучению  остается  актуальной.  

  1. Повысились  требования  к  детям, поступающим  в  школу.  
  2.  Существует  возможность  выбора  обучения  ребенка  по  той  или  иной  

программе  в  зависимости  от  уровня  подготовки  к  школе.

  1.   В  связи   с  изменением  социальных  условий   многие  дети  имеют  разный  

уровень  готовности  к  обучению  в  школе  в  зависимости  от  того,  посещали  

они  детский  сад  или  воспитывались  дома.

Родителям  нужно  знать  уровень  готовности  ребенка  к школе  для  того,  чтобы избежать  возможных  проблем,  связанных  с  адаптацией   ребенка  к  школе.

Кто  может  определить  уровень  готовности  ребенка  к  школе? Профессионально  это  сделают  педагоги.

Приблизительно  и  вы  можете  определить  это  сами,  если  воспользуетесь  нашими  

рекомендациями:

  1. Игра  «Школа»

Предложите  ребенку  поиграть  в   «школу». Обратите  внимание,  какую  роль  он  выберет.  Дети, готовые  к  школе,  как  правило,  выбирают  роль  ученика.  Им  интересно  заниматься  

учебой,  писать,  считать.  Дети  с  несформированной  учебной  мотивацией,  скорее  

всего,выберут  роль  учителя,  будут  играть  в  поход  в  столовую,  в  «переменку»,  

рисование  мелом  на  доске.

Возьмите  новую  игрушку  и  дайте  ребенку  поиграть  в  неё  недолго  (около  минуты), а  затем  предложите  прочесть  сказку,  но  на  самом  интересном  остановитесь.  

Спросите  ребенка,  чего  сейчас  больше  хочется:  поиграть  или  дослушать  сказку.  

Ребенок  со  сформировавшейся  личностной  готовностью  к  школе  захочет  узнать,  что  же  произошло  с  героями  сказки  дальше;  малыш,  который  ещё  не  готов  учиться,  

предпочтет  продолжить  игру.

2. «Пересказываем  рассказ  или  сказку»

Развитие  речи – важный  критерий  готовности  к  школьному  обучению. Ребенок  должен  уметь  пересказывать  небольшие  сюжетные  рассказы  (не  больше  6-7  предложений).  Попросите  его  пересказать  рассказ  либо  составить  его  по  

картинкам  на  один  сюжет. Картинок  должно  быть  не  очень  много – 6-7. По  тому,  как  ребенок  рассказывает,  можно  оценить  его  умение  согласовывать  слова,  правильно  строить  предложения,  а  также  логику  рассказа -наличие  сюжетной  линии.

3. «Играем  со  звуками»   

Ребенок  с  хорошо  развитым  фонематическим  слухом  способен  слышать  и  различать  звуки,  соотносить  их  с  буквами,  правильно  их  произносить. Взрослый  просит  ребенка  назвать  первый  и  последний  звуки  в  словах:  «свет»  (оба звука  согласные),  «корма»,  «индюк»,«езда».  Если  ребенок  часто  ошибается  и  не

 замечает  своих  ошибок,  очевидно,  его  фонематический  слух  пока не  развит. Чтобы  узнать,  умеет  ли  ребенок  делить  слова  на  части  (слоги),  можно  

воспользоваться  другой  игрой«Раздели  слово».  Взрослый  говорит  слово,  а  ребенок

 делит  его  на  части,  хлопая  в  ладоши.  

4. «Четвертый  лишний»

Ребенку  предлагают  ряды  из  четырех  картинок.  В  каждом  случае  он  должен  убрать  одну,  на  его  взгляд,  «лишнюю». Например, на  картинках:  стол,  стул, диван, окно. Или: брюки,рубашка,жилет,мальчик.  

Обязательно  попросите  ребенка  прокомментировать  выбор  «лишней»  картинки.

5. «Аналогии»

Игра  поможет  определить,  насколько  у  ребенка  сформированы  основы  словесно – логического  мышления. Ребенку  называют  три  слова.  Два  первых  из  них – пара. От  ребенка  требуется  подобрать  пару  к  третьему  слову  по  аналогии  с  первой  парой. Например: «день – ночь, лето - ? (зима)»;  «часы – время, градусник - ? (температура)» и  т.д.

Если  ребенок  справляется  со  всеми  заданиями, допускает  не  больше  одной – двух  ошибок,  значит,  словесно – логическое  мышление  у  него  уже  сформировалось.

6. «Закончи  предложение»

Попросите  ребенка  закончить  предложения: «Если  выйдешь  на  улицу  зимой  без  одежды, то…»;  «Прошел  дождь,  поэтому…»  и  т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в ...

Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...

Буклет "Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка 4-5лет»

Буклет "Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка 4-5лет»...

Консультация для родителей по теме: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Методы и приемы для обогащения словаря детей:• дидактические, развивающие, настольные игры;• подвижные игры с текстом;• сюжетно-ролевые игры;• драматизация сказок;• игров...

Протокол родительского собрания, На тему: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

В современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы ...