История букваря
консультация (подготовительная группа) по теме

Стефановская Ольга Ивановна

Предлагаемый материал позволит познакомить дошкольников и их родителей с историей букваря, с первыми печатными изданиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_bukvarya_1.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ БУКВАРЯ

Совместное мероприятие для

 детей подготовительной к школе группе и родителей

Подготовила:

учитель-логопед Стефановская О. И.

Что на полочку, а что на стеночку?

Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет свое  название. В греческом алфавите первые две - Альфа и Вита, отсюда и произошло слово алфавит. Когда мы видим сразу все буквы, говорим: «Это алфавит». Его печатают и на отдельных плакатах и на разворотах книг.

Книга, в которой мы обязательно увидим алфавит, называется букварем. По нему дети учатся читать слоги, слова, небольшие тексты. Букварь мы можем поставить на полочку ко всем остальным книгам. А вот с азбукой путаница. Почему-то буквари позволяется называть азбукой. Хотя ее название происходит от двух первых букв славянского алфавита – Аз и Буки. Изначально она представляла собой только буквы, расположенные в определенном порядке. Учить азбуку – значит, знать названия букв и произносить их в азбучном порядке.

Азбуку, как и алфавит, печатают на плакате, листовке, а еще выпускают электронные и магнитные азбуки. Их можно прикреплять к стене или к холодильнику (если буквы магнитные), так удобнее учиться.

История букваря

Итак, букварь – первая учебная книга ребенка. Чтобы познакомиться с его историей, нам нужно отправиться в прошлое на пять столетий назад. В 1578 году Иваном Федоровым был напечатан первый в нашей стране букварь. Сказать ребенку дату – ничего не сказать. Поэтому…

СЛАЙД 2

Случилось это давным-давно, так давно, словно в сказке. В те времена в России городов было мало, а деревень больше. Большинство людей жило в деревянных домах – избах. Только у одних избушки были маленькие, а у других побольше. В те времена только-только стали появляться каменные дома.

Простой народ одевался в рубахи с поясами, зимой носили медвежьи шубы, а лапти из бересты, - круглый год. Богатые предпочитали шубы из дорогих мехов и одежду из бархата и сукна, которая украшалась драгоценными камнями. В домах бедняков посуда была деревянной или глиняной. Основными продуктами питания служили ржаной хлеб, пшено, горох, овес, репа, капуста, морковь, огурцы, иногда рыба. Освещали дома лучиной – деревянной цепкой, которую закрепляли в специальной подставке и сжигали. Богачи могли позволить себе мясные продукты, ели колбасу с гречневой кашей, а на столе у них стояла посуда, изготовленную из металла. Их дома освещались свечами.

СЛАЙД 3, 4, 5

Из развлечений, что для богатых, что для бедных, были музыканты, певцы и плясуны. Любил посмотреть на них и царь русский – Иван Грозный, который правил тогда. Он был первым царем, так как раньше властителей называли князьями. Грозным его прозвали не просто так, жестоким он был. Но для России делал он и хорошие дела. Присоединил к стране новые территории, наладил отношения с западными странами.

Еще одним важным его вкладом в историю нашего государства считают развитие книгопечатания. Ведь раньше книги переписывались от руки. Трудная и долгая это работа. Книг было мало, и стоили они очень дорого.

Тогда в Москве по приказу Ивана Грозного в Москве в 1563 году построили Печатный двор – типографию. Первыми напечатанными книгами были церковные. 

СЛАЙД  6

 Управлять ею назначили Ивана Федорова.  Этот портрет Ивана Федорова написал неизвестный художник XIX века. В левом верхнем углу – печатный знак Ивана Федорова, который стоял на всех его книгах. Первая выпущенная книга называлась «Апостол». Потом появился сборник молитв – «Часослов».

СЛАЙД 7

Спустя пять лет после открытия в типографии случился пожар. Иван Федоров пытался продолжить работу, но спустя некоторое время снова остался без помещения. Он уехал в город Львов, который в то время был в составе Польши (сейчас Украина). Там он в 1574 году выпустил «Азбуку» на русском языке.

СЛАЙД 8, 9

До наших дней сохранился только один экземпляр первого букваря. Он хранится в библиотеке Гарвардского университета США.

СЛАЙД 10

Первый букварь с картинками появился в России спустя сто с лишним лет после «Азбуки» Федорова. А около двухсот лет спустя были напечатаны книги, которые издают до сих пор. Это «Родное слово» педагога К. Д. Ушинского и «Азбука» знаменитого писателя Л. Н. Толстого, автора романа «Война и мир».

СЛАЙД 11, 12, 13

Много букварей увидели свет после того, как первый из них вышел из печати. Самая большая коллекция книг для обучения детей чтению хранится в Российской Государственной Библиотеке в Москве (ранее библиотека имени Ленина). А еще в Москве есть памятник Ивану Федорову. Установлен он был более века назад в 1909 году. Все это подтверждает, что книга для человека имеет большое значение. Печать в типографиях сделала книги более доступными, их хватает на всех – только читай и учись!

Некоторые ребята спрашивают: «А зачем учиться?» Затем, чтобы не сидеть дома с лучиной, как в стародавние времена, без телевизоров, компьютеров и прочих замечательных вещей.  А для того, чтобы изобретать что-то новое, делая мир  лучше для всех. Чтобы полететь на космическом корабле к звездам. Для этого каждый человек в нашей стране должен хорошо учиться. Пусть не все станут космонавтами, но нужны и те, кто построит космический корабль, нужен умелый слесарь, который сделает правильные и самые надежные шурупы для этого корабля. Если никто не будет учиться, придется людям не то, что в избах, -  в пещерах жить, потому что даже дом построить, знания нужны.

Конечно, учиться не так-то просто, учеба – это труд. Первый и самый главный его этап – обучение чтению. В этом деле тебе помогут твои верные помощники – алфавит, азбука и букварь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"

Данное открытое  логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

Приключения принца Букваря или сон Коли.

Поучительная сказка для детей....

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

« ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ БУКВАРЯ». Методическое пособие

конспект занятия "Путешествие в страну букваря". Методическое пособие...

История букваря

Презентация к консультации...