"Как помочь маленькому исследователю" (советы родителям)
консультация (старшая группа) по теме

Куценко Юлия Петровна

Ребенок активно познает окружающий мир. Но на этом пути маленьким исследователям часто не хватает помощи взрослых. Данные советы подскажут родителям, как помочь маленькому исследователю познать окружающий его мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam.docx9.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь маленькому исследователю?» (советы родителям)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», —

                           гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально  использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка?

Малыш — природный исследователь окружающего мира.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так:

«Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье!

Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок!

Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке!

Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь?

Лучше покатайся на качелях!

Брось камень, испачкаешься!

Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям?

Ребенок активно познает окружающий мир. Но на этом пути маленькому исследователю часто не хватает помощи взрослых. Сегодня мы поговорим о том, что необходимо делать родителям, чтобы исследовательские стремления их чада не угасли.

  1. Относитесь со вниманием к детским вопросам

        Не следует отмахиваться от вопросов, которые задает ребенок. Если Вы, к примеру, не знаете ответ на какой-либо вопрос, честно в этом признайтесь. Поищите ответ вместе с малышом. Может быть другой вариант, ответ очень простой. В этом случае не спешите сразу называть его ребенку – стимулируйте его мыслительный процесс, дайте маленькому исследователю подумать и найти ответ самостоятельно. Если возникают трудности, то лучше потихоньку наталкивать его на правильную мысль. Например, ребенок спрашивает «откуда берутся пчелы?». Можно предложить вашему исследователю для начала проследить, куда они летят и т.п.

  1. Не торопите малыша с ответом

        Когда ребенок думает над каким-нибудь ответом, не стоит подсказывать ему, так как радость от самостоятельно найденного правильного ответа будет гораздо больше. При этом помните, что детям требуется намного больше времени для решения сложного вопроса, поэтому не стоит торопить малыша. Ну а если он «зашел в тупик», можете помочь своему маленькому исследователю наводящими вопросами.

  1. Внимательно следите за своей речью

Когда вы с ребенком обсуждаете какой-то вопрос, то не торопитесь

говорить на его ответ: «Правильно». Такую краткую похвалу малыш может принять как сигнал к окончанию беседы. Лучше показать, что высказанная им идея кажется вам довольно интересной и требует дальнейшего изучения. Можете предложить ему свои варианты.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь не начинать беседу со слова «почему», так как оно чаще всего ассоциируется у детей с недовольством взрослых их поведением. Поэтому лучше применять другое слово, например, «как получается так, что…».

  1. Лучше показывать, а не рассказывать

        Дети так устроены, что они намного лучше усваивают информацию зрительно, чем через книги и т.п. Поэтому, к примеру, можно через лупу показать малышу его пальцы. Тогда он лучше поймет, почему же все-таки стоит мыть руки. Также большим подспорьем в воспитании маленького исследователя являются музеи. Но для начала стоит прислушаться к желанию самого ребенка, а не тащить его туда, куда он идти совсем не хочет.

  1. Не мешайте экспериментировать

Очень часто излишняя осторожность взрослых мешает ребенку проявить себя и узнать что-то интересное. Тем не менее, помните, что, только предоставляя малышу возможность познавать мир, вы сможете вырастить из него настоящего самостоятельного исследователя.

Например, ребенку может быть очень интересно бросать сырые яйца на стол и смотреть за результатом. Естественно, что эти самые яйца разбиваются, создавая нелицеприятную картину в плане чистоты. Но не стоит ругать маленького исследователя за сие действо. Помните, что наказание за подобные вещи – прекрасный способ отбить у ребенка любое желание узнавать что-то новое. Если вы хотите застраховать себя от подобного или какого-нибудь другого беспорядка, проводите исследования вместе.

Всегда помните, что любую детскую игру можно превратить в познавательный процесс. Стоит только родителям присоединиться к малышу. Взрослый, предлагая новые варианты и обращая внимание маленького исследователя на необычные для него факты, будет формировать у ребенка стремление узнавать что-то новое. Например, запуская воздушного змея, ребенок сможет узнать, как меняется направление ветра и т.п. Помогая вам высаживать цветы, малыш почерпнет информацию о свойствах почвы, о растениях и т.д. Ребенок любит проводить время с вами на кухне? Прекрасно, превратите его пребывание там в увлекательный процесс. К примеру, можете предложить ему выкладывать начинку в вареники, попутно объясняя, откуда взялись эти продукты.

Главное – никаких фраз «дай, я сама все сделаю», «ты все только испортишь» и т.д. Не стоит забывать, что обучение невозможно без положительного подкрепления – эмоционального контакта малыша со взрослым. Поэтому обязательно создавайте ситуацию успеха для своего маленького исследователя, чаще хвалите его и ни в коем случае не устраивайте «контрольных». Тогда ваш ребенок обязательно вырастет успешным, самостоятельным и ориентированным на познание окружающего мира!

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

На все вопросы детей надо отвечать

  • по - научному точно,
  • доступно, как бы вы заняты ни были.
  • более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.

Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах. В доме должно быть много справочной литературы по всем видам знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Можно ли помочь маленькому человечку...

Полезные советы родителям по артикуляционной гимнастике....

Как помочь маленькому исследователю

Опыты и эксперименты в неживой природе в средней группе...

Маленький исследователь: советы родителям

Папка-передвижка для родителей...

Консультация для родителей «Как помочь маленькому исследователю? Домашние опыты и эксперименты»

Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одн...

Консультация для родителей "Как помочь маленькому почемучке"

Постепенно чрезмерное любопытство ребенка становится настоящей пыткой для мамы и папы, которые уже не в состоянии отвечать на многочисленные вопросы.Что же делать в этом случае? Как реагировать и пост...

Консультация для родителей «Как помочь маленьким детям справиться с агрессией».

В период от двух до четырех лет многие дети проходят период, когда драки, удары и укусы являются формой общения, часто единственной для выражения того или иного своего некомфортного состояния, наприме...