Учим детей красивой и правильной речи
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Юсупова Джамиля Алексеевна

Родители должны постоянно наблюдать за речью детей, исправлять ошибки в произношении, употреблении слов, построение предложений и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka-peredvizhka_-_uchim_gramotnoy_rechi.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

           

Грамматически грамотной, культурной речи дети обучаются в детском саду и школе. Однако в первую очередь действует, прежде всего, среда, которую ни в коем случае нельзя отбрасывать, когда мы говорим о речевой культуре речи. Среда эта – семья.

           Влияние семьи на развитие речи у детей может быть и положительным и отрицательным. В тех семьях, этому вопросу уделяется серьезное внимание, речь е детей правильная, литературная. Там же, где родители безразличны к тому, как говорят дети, не исправляют их речевых ошибок и сами допускают их, речь детей засорена нелитературными словами, оборотами, зачастую бедна и маловразумительна. А слаборазвитая речь затормаживает развитие мышления, сковывает его.

             Каковы же характерные ошибки в речи детей, которые являются следствием педагогической запущенности?

  1. Речь некоторых родителей засорена диалектами (слова из местных говоров, употребляемые лишь в определенном районе и непонятные в других местах страны). Вместе со словами-паразитами, словами-сорняками (дескать, значит, ну, вот, понимаешь, так сказать  и т.п.), диалектизмы засоряют речь, делают ее менее доходчивой, так как отвлекают внимание слушателей от существа мысли. Дети, склонны слепо подражать и родителям, и окружающим. Дошкольникам такая речь взрослого кажется вполне нормальной. Отсюда вытекает, насколько важно взрослым следить за своей речью. Мы уже не говорим о тех совершенно непозволительных случаях, когда у раздраженных родителей с уст срываются бранные слова! Сколько вреда причиняет детям эта несдержанность в речи. Правильно говорит русская пословица: «Что у родителей слетает с языка, то у ребенка скачет на язык».
  2. Ошибки в произношении слов. Например, здрасти, лаболатория, транвай, полуклиника, радиво, телизор, ихний, атажерка, пинжак, жисть, кардион  и т.п.

         Особенно часто дети ошибаются в постановке ударения в словах: алфавит, библиотека, документ, инструмент, красивее, километр, сантиметр, крапива, кухонный, молодежь, магазин, процент, свекла, статуя, столяр, цемент, шофер и т.п.

  1. Ошибки в неправильном выборе слов. Например, «Я сегодня одену пальто» (вместо надену – одеть можно кого-нибудь). Или «Я одолжил у Коли на завтрак 10 рублей» (вместо «Взял в долг»; одолжить – дать взаймы).

Разберем слово «кино». Оно употребляется многими детьми (и взрослыми) не в том значении, в каком оно закреплено в языке. Саша говорит: «Мы сегодня смотрели интересное кино». Ошибка здесь в том, что слово «кино» отождествляется со словом «кинокартина», а здесь это разные вещи.

«Словом «кино» обозначается искусство кинематографии, - говорит К.Чуковский – и заменять словом «кино» слова «кинокартина» или «кинофильм» - нелепо». Нельзя сказать: «Мне понравилось кино «Человек-амфибия». Правильно будет: «Мне понравилась кинокартина «Человек-амфибия».

                Часто дети смешивают слова «опять», «снова» со словом «обратно». Коля прибежал с улицы и говорит маме: «Обратно пошел дождь» (вместо «снова» или «опять»). Слово «обратно» имеет пространственное значение и употребляется в смысле «назад, возвращение в прежнее положение». Обратно может идти человек, автобус, но никак не дождь.

  1. Ошибки в неправильном выборе предлогов. На вопрос: «Где сестра?» Ваня отвечал: «Еще не пришла со школы» (вместо из школы). Ученые языковеды заметили, что предлоги, подобно людям, вступают в содружество, и если это содружество нарушить, то речь искажается. Например, предлог «в» сотрудничает с предлогом «из», а предлог «на» - с  предлогом «с».

Родители должны постоянно наблюдать за речью детей, исправлять ошибки в произношении, употреблении слов, построении предложений и т.д. И  - что само собой разумеется – прежде всего, следить за своей речью, повышать свою речевую культуру, помня о том, что «слово учит, а пример ведет». Неряшливость в обращении со словом становится привычкой и передается детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развиваем красивую и правильную речь детей вместе»

Данный материал используется на родительских собраниях. Родителям даются знания о  речевых диагнозах детей, их причинах....

Открытая НОД по развитию речи в логопедической группе "Путешествие в страну красивой и правильной речи"

Открытая НОД по развитию речи в логопедической группе "Путешествие в страну красивой и правильной речи"...

Открытое занятие по развитию речи в логопедической группе «Путешествие в страну Красивой и правильной речи»

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей.Задачи:1.Образовательные:Совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;Формировать умения обобщать, классифицировать...

НОД по развитию речи в логопедической группе «Путешествие в страну красивой и правильной речи»

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей....

Фотоотчёт открытая НОД по развитию речи "Путешествие в страну красивой и правильной речи"

Фотоотчёт открытая НОД по развитию речи "Путешествие в страну красивой и правильной речи"...

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи в разновозрастной группе детей с ОВЗ «Путешествие в страну красивой и правильной речи»

КОНСПЕКТНОД по развитию речи в разновозрастной группе детей с ОВЗ  «Путешествие в страну красивой и правильной речи»...