Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы от 6 до 7 лет «Путешествие в страну красивой и правильной речи»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Плужникова Наталья Александровна

Конспект открытого занятия по развитию речи  "Путешествие  страну красивой и правильной речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_.docx92.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545)  5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru/ michskazka.68.edu.ru

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи

для детей подготовительной группы от 6 до 7 лет

«Путешествие в страну красивой и правильной речи»

Воспитатель:

Плужникова Наталья Александровна

Мичуринск – Наукоград

Цель: Совершенствование речи как средства общения.

Программные задачи:

  • учить осваивать выразительные средства языка (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)
  • совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
  • формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
  • продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Оборудование и материалы: колонка с музыкой, предметные картинки с изображением животных формата А4, карточки-схемы формата А3- 2 шт., карточка задание для игры «Противоположности», мольберт 2 шт.,  макет дерева и маленьких кустарников, листья клена и дуба из цветной бумаги, большой гелевый шар, стулья, бинокль.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, с ними поздороваемся. (Установление эмоционального контакта).

Ответ детей: – Здравствуйте!

Воспитатель: – Становитесь ребята, в круг. Крепко за руки возьмемся. И друг- другу улыбнемся. (Дети встали в круг, взялись за руки и улыбнулись друг-другу)

Воспитатель: – Ребята, посмотрите! – Кажется кто-то ранним утром, приходил к нам в гости и украсил нашу группу. –  Как вы считаете, кто бы это мог быть?

Ответ детей: – К нам в гости приходила Осень.

Воспитатель: – Почему вы считаете, что это приходила осень?

Ответ детей: – Потому что сейчас время года Осень и группа украшена по осеннему.

Воспитатель: – Ребята, сейчас я вас попрошу назвать признаки Осени, а вы, при каждом своем ответе, будите листьями наряжать дерево.

 Воспитатель: – Готовы?

Ответ детей: – Да!

Воспитатель: – Тогда начинаем.

Воспитател: –Назовите пожалуйста, признаки Осени!  

Ребенок: – На улице, становится холоднее;

Воспитатель. – Молодец!

Педагог показывает жестом кому из детей отвечать

Ребенок:– Люди собирают урожай, много овощей и фруктов.

Воспитатель. – Замечательно, согласна!

Ребенок:– Листья на деревьях желтеют и опадают;

Воспитатель. –Умница!

Ребенок:Ночи становятся длиннее, а дни короче;
      Воспитатель. – Ты прав!

Ребенок:Часто стоит дождливая и ветреная погода;

Воспитатель. – Молодец!
Воспитатель. – И еще (имя ребенка) назовет нам, признак Осени…..!  

Ребенок: Птицы улетают на юг;

Воспитатель. – Молодцы ребята, все признаки осени, мы с вами назвали!

 – Посмотрите, каким нарядным стало дерево.

Осень очень красивое время года. И особенно раннюю осень любят поэты. Вот послушайте стихотворение Федора Тютчева

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

– Как же поэт подобрал такие удивительные слова, чтобы описать так точно осеннее время года. А вы знаете ребята, кажется, я знаю, какой секрет есть у поэтов и писателей. Поэтому, я вас приглашаю  в необычное путешествие, в страну Красивой и Правильной Речи.

А полетим мы в эту чудную страну …… (показать жестом руки на воздушный шар). 

Ответ детей: – На воздушном шаре.

Воспитатель – Правильно, проходите пристегнитесь ремнями и полетели…

(звучит музыка)

– Ребята, воздушному шару, тяжело лететь сквозь тучи и он теряет скорость. Нужно поднять ветер. Дуйте изо всех сил.

Работа над речевым дыханием «Ветерок»

(Инструкция: Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на воздушный шар,

воздух набираем через нос, выдох делаем через рот, плечи не поднимаются;

выдох должен быть длительным, плавным; при выдохе, надувать щеки) 

Воспитатель. – Молодцы ребята! Вы старались, и у вас получился сильный ветер.

– И вот мы прилетели и здесь нас ждет речевая игра, и называется она «Скажи наоборот или Противоположности» (воспитатель берет в руки карточку задание)

Добрый – злой

Трусливый – смелый

Толстый – тонкий

Чёрный – белый

Вверх – вниз

Внутри – снаружи

Над – под

Жара – стужа

Чистить – пачкать

День – ночь

Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье

Смех – рыданья…

Здравствуйте… и до свиданья!

(Если была заминка предложить детям прочитать стих о противоположностях быстрее)

Воспитатель: – Прошу пройти сюда…(педагог подводит детей к мольберту, где выставлены картинки всех перечисленных животных)

Задание детям: внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? (Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей.) 

Например:

ЛИСА – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка. Встречается в сказках: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»;

МЫШКА – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка-норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»;

ВОЛК – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Красная Шапочка».

МЕДВЕДЬ – большой, ходит на четырех лапах, толстый, неуклюжий. У него большая голова, маленькие глазки и круглые уши. Шерсть у медведя густая и коричневая, но чаще говорят — бурая. Поэтому его так и называют — бурый медведь. Михал Михалыч, Косолапый. Сказки: «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и медведь», «Вершки и Корешки».

Воспитатель: – Хорошо, а про остальных зверей мы послушаем чуть позже)

ЗАЯЦ –….

ЛЯГУШКА –….

ЕЖ–….

БЕЛКА –….

ЛОСЬ - ….

Воспитатель: – А еще ребята, животных можно узнать по их следу. Становитесь в круг, сейчас мы с вами поиграем в игру.

Слушайте правила: Я буду называть вам животных, после чего, кому-то из вас, брошу в руки мяч, кто его поймает, тот должен будет сказать как называется след этого зверя.

(проводит игру «Чей след?» с помощью мяча)

Воспитатель: – Готовы?

Ответ детей: –Да.

Воспитатель: –Тогда начинаем.

Медведь – медвежий

Заяц – заячий

Овца – овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка – кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Лось - лосиный

Ёж – ежиный

Белка – беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Воспитатель: – Молодцы!

Воспитатель – Ребята, а теперь внимательно послушайте рассказ Николая Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Чтение адаптированного рассказа.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать. Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал.

(По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси)

Беседа по содержанию. Дети дают полные ответы.

Воспитатель - Куда вошел медведь?

Ответ детей: - (Медведь вошел в темный лес.)

Воспитатель - Что хрустнуло под его лапой?

Ответ детей: - (Под лапой хрустнула ветка.)

Воспитатель - Что сделала белка?

Ответ детей: - (Белка испугалась и выронила шишку.)

Воспитатель - На кого упала шишка?

Ответ детей: - (Шишка упала на зайца.)

Воспитатель - Что сделал заяц?

Ответ детей: - (Заяц затопал по лесу.)

Воспитатель - Кого увидела сорока? Что она сделала?

Ответ детей: - (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)

Воспитатель - Что решили лоси? Что они сделали?

Ответ детей: - (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

Воспитатель - Как повел себя медведь?

Ответ детей: - (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

Воспитатель - Кто же напугал медведя?

Ответ детей: - (Медведь сам себя напугал.)

Дыхательная физминутка «Осенние листья»

Дует легкий ветерок –

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

И качает так листок –

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

Дует сильный ветерок –

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

И качает так листок –

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

(Танцевальные движения под музыку «Осенние листья)

Воспитатель: – Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

Пересказ по графическому плану (2 ребенка)

C:\Users\1\Desktop\СХЕМА ПЛУЖНИКОВА.jpg

Воспитатель. – Ребята, а теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Продолжи предложение»

Игра «Продолжи предложение»

Воспитатель. – «Мне весело, когда….?

Ответ детей: – «Мне весело, когда рядом со мной друзья»          (2 раза)

– «Мне весело, когда я дома, играю с котенком»

Воспитатель. – «Мне грустно, когда….?

Ответ детей: – «Мне грустно, когда на улице идет дождь»                  (2 раза)

– «Мне грустно, когда папа, уезжает в командировку»

Воспитатель. – «Я сердит, когда…?»

Ответ детей: – «Я сердит, когда…»    (2 раза)

–  «Я сердит, когда…»

Воспитатель. – Ребята, а  помните, в начале нашего путешествия говорилось про секрет русских поэтов и писателей?

Ответ детей: – Да.

Воспитатель. – Так вот, их секрет заключается в том, что они частые гости страны, красивой и правильной речи.

Воспитатель. – Ребята, а что вам больше всего, запомнилось здесь?

Ответ детей: – Нам больше всего запомнилось….

Воспитатель. – Ребята, а что для вас было трудным?

Ответ детей: – Для нас было трудным….

Воспитатель. – А теперь, пришло время возвращаться в детский сад. Полетели. Вот и наша группа. И пришло время попрощаться с нашими гостями: сказать им до свиданья и пожелать им хорошего дня!

Ответ детей: –До свиданья! Хорошего дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи для детей подготовительной группы «Зима. Зимние забавы»

Деятельность направлена на обобщение и систематизирование знаний детей о зиме, уточнение признаков зимы, умение составлять предложения,  сюжетный рассказ по картине, подбирать однокоренные ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: «Как мы играем зимой на участке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: «Как мы играем зимой на участке» Цель: формирование навыков состав...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей 4-5 лет на тему: «Путешествие в страну игрушек»

Задачи:Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;Закреплять в активном сл...

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы Тема : « Путешествие в страну красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;Зак...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Волшебное путешествие в страну сказок»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию речи во второй младшей группе на тему: «Волшебное путешествие в страну сказок» с использованием здоровьезберегающ...