Тревожный ребенок
консультация на тему

Кудрина Ольга Михайловна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons_dlya_roditeley_trevozhnyy_rebenok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №76» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

        

Консультация для родителей

«Тревожный ребенок»

Подготовила: Педагог-психолог

Кудрина Ольга Михайловна

        

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Следует отличать такие понятия, как «тревога» и «тревожность».  

Тревога, прежде всего, это тип реакции организма на опасность. Тогда как тревожность – это тип реакции организма на опасность или череду событий, неоднократно повторяющихся в течении длительного периода.  И ни что иное, как психологическая особенность личности, заключающаяся в повышенной склонности испытывать состояние тревоги в различных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают.

Следовательно, тревога – это эпизодическое состояние, а тревожность – устойчивое состояние.

Многие дети испытывают страх в отношении каких-либо событий, например, первый поход без мамы в детский сад, это состояние является нормальным и не имеет ничего общего с тревожностью, так как проявляется эпизодически и по приходу мамы за ребенком страх исчезает и в знакомых условиях не проявляется.  

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

До настоящего момента причины появления тревожности у детей в дошкольном возрасте еще не установлены, однако, большинство специалистов склонны к мнению о том, что основная их причина кроется в детско – родительских отношениях.

На основании этого мнения, можно сделать вывод, что причина возникновения тревожности у детей дошкольного возраста – возникновение внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями. Данный тип внутреннего конфликта связан с возникновение внутреннего противоречия между требованиями родителей и воспитателей в детском саду. Например, родители не пускают ребенка в детский сад из-за того, что ребенок плохо себя чувствует, а воспитатель отчитывает ребенка за то, что он плохо выучил танец к празднику в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители требуют от ребенка читать стихи с выражением и громко, так как они считают правильным, а ребенок не может в силу своих физиологических или психологических особенностей этого сделать, так как к примеру испытывает страх выступать на публике или имеет тихий тембр голоса.

3. Негативными требованиями. Этот тип требований относится к унижающему, ставящему в зависимое положение типу причин. Например, воспитатель просит ребенка рассказать о своем плохом поведении в группе в его отсутствие, в замен обещает не рассказывать родителям о том, что ребенок устроил драку.

Следует обратить внимание на то, что мальчики больше склонны к возникновению тревожности в дошкольном и младшем школьном возрасте, а девочки - после 12 лет. Причем у мальчиков беспокойство вызывает наказание, насилие, а у девочек – взаимоотношения с окружающими людьми.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

Как определить тревожность у ребенка?

1.Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Рекомендации родителям по профилактике тревожности.

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

тревожность у детей,  тревожные дети

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Список литературы:

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г.
  2. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г.
  3. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 19888г. -399с.
  4. Журнал "Семья и школа" № 9, 1988г.- Статья Б.Кочубей, Е.Новикова "Ярлыки для тревожности"
  5. Журнал "Семья и школа" №11, 1988г. - Статья Б. Кочубей, Е. Новикова "Снимем маску с тревоги".
  6. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с.
  7. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.
  8. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Пер. с англ.] – М.: Просвещение,1991г.
  9. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Тревожный ребенок: причины, признаки тревожности и советы родителям по их устранению.

Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий,   трудноопределимые предчувствия...

Детская тревожность. Как помочь тревожному ребенку?

Детская тревожностьТревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избе...

Повышенная тревожность у ребенка. Психологическая помощь тревожному ребенку.

Понятие тревожности. Поведенческие признаки тревожного ребенка. Причины повышенного уровня тревожности. Работа с тревожными детьми....