Главные вкладки

    Консультация для родителей: «Развитие фонематического слуха у ребенка старшего дошкольного возраста»
    консультация (старшая группа) на тему

    Корженюк Татьяна Викторовна

    Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Предложенные упражнения помогут вашему ребенку правильно воспринимать и различать звуки речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Развитие фонематического слуха у ребенка

    старшего дошкольного возраста»

    Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

    Одной из главных причин ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!

    Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

    Какие признаки нарушения фонематических процессов могут быть у ребенка?

    1. Нарушено звукопроизношение (замены и смешения звуков).

    2. Нарушена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

    3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков. 

    Узнать, нарушен ли фонематический слух у ребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий:


    1. Предложите ребенку повторить слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог  ша, ребенок хлопает в ладоши.

    2.  Необходимо проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

    - Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.

    - Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».

    3.  Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

    - Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.

    - Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук-тук.

    Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

    Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.   

    На логопедических занятиях для формирования фонематического слуха у ребенка применяю следующие игры и упражнения, которые так же могут применять родители с детьми дома:

    «Назови первый гласный звук»

    Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз,Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица…).

    «Сложи звуки»

    Взрослый произносит  слог или слово  по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например: м,а - «ма»; н,о,с – «нос». 

    «Определи первый гласный звук»  

    Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.

    «Повтори искажи наоборот» 

    Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, а затем в обратном порядке  (а.у,и – и.у,а).

    «Зоркий глаз»

    Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

    «Что лишнее?»

    Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

    «Чистоговорки»

    Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.


    Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
    За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
    Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
    Де-де-те - сядем в темно... (те).

    Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе). 
    Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).


    «Назови слова на звук …»

    -Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.

    -Взрослый показывает детям картинки и называет их,     

    пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).

    «Поймай звук»

    Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

    «Подскажи последний звук»

    Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухийкотено…К).

    «Какой звук есть во всех словах?»

    Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

    «Весёлое название»

    Взрослый предлагает ребёнку ладошки и хлопнуть, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:                             

    Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.

    Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

    Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

    Консультация для родителей:"Развиваем фонематический слух у детей старшего дошкольного возраста"

    Консультация для родителей : "Развиваем фонематический слух  у детей старшего дошкольного возраста"...

    Практикум для родителей. Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

    В данной публикации представлен конспект практической работы с родителями по развитию фонематического слуха у детей....

    Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

    Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

    Консультация для родителей "Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста"

    Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать фонемы (звуки) из которых состоит наша речь, называется - фонематическим слухом....

    Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

    Данный материал  поможет познакомить родителей с понятием фонематический слух, с  играми и упражнениями для развития фонематического слуха, дает рекомендации об использовании речевых игр дом...