Дела домашние или учимся с родителями
консультация (подготовительная группа) по теме

Кочева Лилия Анатольевна

По дороге домой

Игры на кухне

Сказка на ночь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дела домашние или учимся с родителями

 "По дороге домой"

       Различные трудности, возникающие при обучении чтению и письму, часто объясняются недоразвитием  фонематических процессов.

     В окружающем  мире мы слышим множество звуков. Их можно разделить на две группы: неречевые (шелест листьев, шум дождя, свист, треск  и т. д.) и речевые. С первых лет жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые соотносятся с определенными образами предметов. Слово, воспринимается нами, как одно целое и когда  надо это слово написать, нам необходимо разложить его на звуки, звуки соотнести с буквами. Таким образом, чтобы ребёнок смог разложить слово на составляющие, его фонематические процессы должны быть достаточно развиты.

        В русском языке 33 буквы, а звуков гораздо больше. Поэтому независимо от методики обучения грамоте дети должны уметь различать речевые звуки. Неумение слышать и дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные приводит к большому количеству ошибок во время чтения и  на письме.

        Таким образом, развитие  фонематических процессов у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем и иностранным языкам.

        Каким же образом развивать у ребенка фонематические процессы? Лучше всего это делать в игре, которые  не только научат ребенка прислушиваться к звукам речи, но и обогатят его словарный запас, активизируют память, внимание, мышление.

  1. Игра " Поймай нужный звук"

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш].

- ландыш, жук, машина, маска, кошка, книга, стол, шалаш, крошка, мошка и т.д.

Аналогично поиграйте с любыми другими звуками.

  1. Игра "Охота на слова" Придумай слова на заданный звук Сначала давать только гласные звуки [а; о; у; и], затем согласные.
  2. Игра "Угадай, где спрятался звук"

Инструкция: определи, где слышится звук - в начале, в середине или в конце слова.

К - крот, морковь, кулак, носок ;

Ш - душ, шапка, ландыши, мишка, мышь;

С - собака, посуда, автобус, снеговик;

Л - ласточка, белка, пол, лыжи, бал, балкон;

Р - рынок, рыбак, корзина, топор, куртка... и т. д.

4.Игра "Цепочка слов"

Ведущий называет слово (например, нос). Следующий участник определяет последний звук в слове и называет свое слово, начиная с этого звука.

  1. Игра "Кто внимательнее?"

Инструкция: угадай, какой общий звук встречается в словах?

  •  сапоги, пастила, посадка, насос, весна – звук [с]
  •  карман, роза, самовар, крабы – звук [р]
  •  незабудка, стрекоза, забор, звезда – звук [з]
  • жук, ножи, мороженое, кожура  - звук [ж]   Можно использовать картинки.
  1.  Игра " Внимательные ушки"
  • Назови первый звук в слове: ослик, улица, астра, аист, забор, сумка, экран, зефир, жираф, кино, фокусник, веник, корабль, люстра, магазин.  Назови последний звук в этих словах.
  • Назови звук, который стоит:  
  • перед звуком [к] в слове парк,
  • перед звуком [м] в слове холм,
  • перед звуком [т] в слове стол, 
  • после звука [л] в слове белка,
  • после звука  [б] в слове рыба
  • после звука [р] в слове карман,
  • после звука [у] в слове муха
  • между звуками [г] и [р] в слове кенгуру
  • между звуками [ф] и [т] в слове футболист
  • между звуками [р] и [г] в слове дорога       и т. д.
  1. Игра "Помоги восстановить  слово"
  • Договори последний  звук, чтобы получилось слово.

          Например:  помидо …р,  пингви …н,  мандари …н,  анана …с,  автобу …с …

  • Договори последний  слог, чтобы получилось слово.

Например: вес …на, сум …ка, бесед …ка, мя …чик, мага …зин и т.д.

  1. Игра "Приставь букву"

Инструкция: в начало слова или в его конец добавьте букву, чтобы получилось новое слово. Например: роза – гроза, вол - вол(к);  осы - (к)осы;  корь - (я)корь;  пар - пар(к); утка - (ш)утка;, кран - (э)кран; стол - стол(б); сто - сто(г); очки - (т)очки; враг - (о)враг, уха- (м)уха.

  1. Игра "Назови по порядку"
  • Назови все звуки по порядку в словах:  игла, кит,  мой, игра, лиса, столик, павлин.
  •  Назови звуки  этих слов обратном порядке.
  1. Игра «Спрячь слова в ладошки»

         Инструкция: прохлопайте  слово по слогам

  • Каша, ваза,  коза,  море, кофе,  курица,  трава, корова,  дом, компот,  корки,     кусок,  колбаса, мяч, команда,  кенгуру, конфета, хлопушка, кукуруза, ватрушка.

                                                                                         

                   "Игры на кухне"

     

       Современная жизнь, набирая обороты, диктует нам новые условия. Надо всё успеть, а в сутках всего 24 часа.  Всех здравомыслящих и ответственных родителей волнует вопросы: Когда заниматься с ребёнком? Как помочь ему стать грамотным, успешным и счастливым? Как известно, при желании время всегда можно найти: во время прогулки, в очереди магазина, по пути в детский сад и т.д.    

      Я предлагаю поиграть на кухне, во время приготовления пищи. Помните, что с помощью самых простых игр можно развить у детей внимание, память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, закрепить правильное произношение звуков и сложных слов.

  1. Игра " Меню семейного кафе"

      Скажи, как называется пирог из рыбы?  – рыбный пирог. Суп из грибов - грибной    суп. Желе из клубники – клубничное желе. Джем из абрикосов – абрикосовый джем. Сок из яблок -  яблочный сок. Пюре из картофеля – картофельное пюре и т.д.

  1. Игра "Кухонные помощники"

     Инструкция:   Назови одним словом прибор, с помощью которого варят кофе, пекут    хлеб, рубят мясо, варят на пару, моют посуду, мелят кофе, выжимают сок и т.д.

Ответы:   кофеварка, хлебопечь, мясорубка, пароварка, посудомоечная машина,  кофемолка, соковыжималка.

Инструкция:   Назови предмет для сахара, для  супа, для салата, для сливок, для соли, для перца, для селёдки и т.д.

Ответы: сахарница, супница, салатница, сливочник, солонка, перечница, селёдочница.

  1. Игра "Кухонные дела"

Скажи, что ты делаешь на кухне? Я помогаю маме.  Я пеку пирог.  (варю...,  режу.., готовлю.., стряпаю..,  разогреваю,   жарю.., солю,  убираю.., кладу..,  мою  и т.д.)

  1. Игра "Скажи ласково"

   Салат – салатик, булка – булочка,  суп – супчик,  блюдце – блюдечко; вкусный - вкусненький, сухой – сухонький, холодный - холодненький  и т.д.

  1. Игра "Скажи наоборот"

           Сахар сладкий, а лимон кислый.       Чай горячий, а сок холодный.

          Пицца большая, а ватрушка маленькая.     Сушки твёрдые, а батон мягкий.                                                                                    

         (яркий – бледный, варёный - сырой, длинный – короткий, тёмный - светлый и т.д.)

  1. Игра "Жадина"

    Инструкция: мама называет любое слово, соответствующее кухонной тематике,    

а ребёнок говорит, что этот предмет его; например: чашка – это моя чашка, блюдце – это моё блюдце, стакан – это мой стакан, блины – это мои блины.

  1. Игра "Весёлый счёт"

    Инструкция: досчитай до 8 и обратно, например: один помидор, два помидора, три помидора … восемь помидоров, семь помидоров … один помидор.

  1. Игра "Помоги Золушке"

   Инструкция: мама предлагает ребёнку перебрать (рассортировать) горох, рис, гречку или отделить белую фасоль от красной или слепить фигурки из теста и другие задания для развития пальчиков.

  1. Игра "Помоги вынуть продукты из блюда"

   Инструкция: назови продукты, которые можно вынуть из борща, винегрета, салата, гуляша, компота и т.д.

  1.  Игра "Кухонные сказки"

Инструкция: Придумайте с ребёнком сказку или историю про старую (новую) тарелку (яблоко, лук, кухонные часы). Помогите ребёнку подсказкой или наводящим вопросом, например: вот яблоко. Как ты думаешь, где оно росло? Почему оно выросло такое круглое? Что можно из него приготовить?

               

               

                "Сказка на ночь"

 

    http://zeryukaev.com/wp-content/uploads/2013/11/skazka-na-noch-ten.jpg

 Надо ли детям читать сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть предположение, что сказки нужны всем, даже взрослым -  ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным. Сказка тем прекрасна, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает  надёжную уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни.

      Текст  сказки несёт информацию о культурных и моральных ценностях, о том, что хорошо и что плохо. Через текст  сказки проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение,  навязчивость.

    Сказка – особый вид развлечения, где слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение,  кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать память,  концентрацию внимания, воображение и фантазию.

       Когда-то наши мамы и бабушки рассказывали детские сказки нам, а вот теперь пришла и наша очередь.  Вспомните себя! Наверняка вы затаив дыхание слушали сказки Андерсена, Пушкина и братьев Гримм, от всей души переживали за Золушку и мечтали поймать свою золотую рыбку.

         Что может быть лучше детской сказки на ночь?           Но      рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Если вы хотите, чтобы малыш успокоился и поскорее уснул, сказка  на ночь должна быть  доброй и незамысловатой, про что-то хорошее, чудесное, славное,  чтобы  настроить малыша на нужную волну. Сказка на ночь должна быть   семейной традицией в любом доме, как теплое пожелание спокойной ночи, а ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.     Читайте тихим, спокойным и ровным голосом - это  убаюкает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваш ребёнок - во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть.

Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить "почитать еще". Тут уж будет не до сна!     Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, с понятными для ребёнка фразами,  со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша.

    Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, практически оставшиеся без изменений. Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев, часто программируя себя  на определенные поступки в подобных ситуациях своей жизни.      

     Кроме сказок можно петь ребенку колыбельные. Ребенок сразу их полюбит,  и постепенно  родители начнут замечать по реакции малыша момент, когда ребенок начнет их узнавать по первым звукам мелодии.          Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!

Может быть, у вас уже есть фирменный секрет - такая детская сказка на ночь, после которой ребенок засыпает без  сопротивлений и ему снятся волшебные сны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дела домашние, или обучение детей в естественных условиях.

Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается оказанием материальной поддержки. Основное ребёнок познает дома из общения с родителями,участия в повседневных делах,наблюдений за действиями...

"Дела домашние". Рекомендации для родителей.

Материал для занятий с детьми в повседневной жизни....

Консультация для родителей: «Дела домашние или обучение в естественных условиях».

     Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается оказанием материальной поддержки или посещением группы. Основное ребенок познает дома из общения с родителями, уча...

Консультация для родителей «Дела домашние, или Обучение в естественных условиях»

Консультация для родителей «Дела домашние, или Обучение в естественных условиях»Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается оказанием материальной поддержки или по...

Дела домашние или обучение в домашних условиях

развиваем ребёнка в бытовых ситуациях...

Мастер-класс для родителей Тема: «Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях. Учимся, играя».

Совместная работа педагогов ДОУ и родителей – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить. Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зав...

Мастер-класс для родителей по использованию современных ИКТ-технологий в домашних условиях «Учусь ориентироваться в пространстве»

    Важным показателем развития интеллекта ребенка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентировка в пространстве имеет большое значение для всех сторон деятельности ч...