«Формирование семейных ценностей через татарское народное творчество»
консультация на тему

Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование семейных ценностей через татарское народное творчество»

Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) Салихова Э. А.

Дорогие родители, сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Татарские сказки знакомят детей с историческим прошлым татарского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Татарский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).

В наше современное время, когда жизнь развивается быстро, динамично, родителям необходимо осознать, что знание языка непросто элемент развития, но и необходимость, так как дети в школе должны сдавать ЕГЭ по татарскому языку. А как с детства заинтересовать ребенка? Тут на помощь приходит старая добрая сказка. Вот к примеру всем известные добрые : әби –бабушка, бабай- дедушка. Из их уст сказка, слова, игра, будет восприниматься особенно интересно.

В более старшем возрасте необходимо пальчиковые игры на моторику и здесь сказки оживают на пальцах.

Читая детям сказки татарских поэтов: “Хәйләкәр төлке”(“Хитрая лиса»), «Төлке белән бүре»(«Лиса и волк»), «Куян кызы» («Зайчишка»), “Кәҗә белән бүре”( «Коза и волк»), обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях татарского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера татарского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим – основная черта характера, которая присуща большинству татар. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.

Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи татарских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявили к татарскому народному писателю Габдулла Тукаю. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети очень полюбили его произведения.

Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей.

В свободное от занятий время проводятся татарские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Подвижные игры проводятся во время прогулки. Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Это такие игры как «Скок – перескок», «Займи место», «Лисичка и курочки». Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. В группах в свободное время дети играют с национальными дидактическими играми: «Составь узор», «Назови элемент», «Растительный мир Татарстана».

А сейчас у меня небольшой татарский тест. Какие татарские  игры вы играете с детьми? Игру «Без, без идек» знаете? Давайте, поиграем.

 Ччерез беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети знакомятся с богатством и разнообразием татарской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование традиций татарского народа как основу формирования семейных ценностей у воспитанников ДОО в условиях ФГОС ДО.

Использование традиций татарского народа как основу формирования семейных ценностей у воспитанников ДОО в условиях ФГОС ДО. Из  опыта работы....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Тип проекта: Исследовательско - творческий, долгосрочный (2013г.-2015г.) Актуальность: обновление деятельности образовательной организации тесно связано с внедрением национально-регионального ком...

Проект "Формирование семейных ценностей через осуществление взаимодействия участников педагогического процесса"

Данная работа представляет собой социально-ориентированный проект, направленный на формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Проект предусматривает организацию...

«Формирование национальной культуры через татарский народный фольклор». Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: приобщение к татарскому народному фольклору (песням, играм, потешкам, закличкам, пословицам, поговоркам, сказкам); пополнение знаний о национальном костюме(тубэтэй, калфак, читек, чулпы), та...

Формирование семейных ценностей через вовлечение в проектную деятельность

       Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов ...

Формирование семейных ценностей через кейс-технологию и родительский чат

Главную роль в формировании семейных ценностей у ребенка всегда играла прежде всего семья. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос хорошим человеком, создал благополучную семью и был в ней счас...