Проект "Формирование семейных ценностей через осуществление взаимодействия участников педагогического процесса"
проект (старшая группа) на тему

Воронина Ольга Павловна

  Данная работа представляет собой социально-ориентированный проект, направленный на формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

 Проект предусматривает организацию совместной деятельности детей и взрослых, развитие интереса к истории своей семьи и сохранение семейных традиций, привитие трудолюбия, навыка активного участия в домашних делах, и, кроме всего прочего, способствует развитию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи.

Актуальность проекта обусловлена недостаточной сформированностью в современном обществе представлений о семейных ценностях. Для детей семья – это самый первый ближний круг окружающих их людей, их «малая родина», которая дарит любовь, защиту и заботу. Именно в семье закладываются такие общечеловеческие ценности, как чувство патриотизма, любовь и уважение к родным, ответственность за свои поступки. Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребенку. Формирование семейных ценностей в семье часто происходит поверхностно, поэтому на помощь должна прийти дошкольная образовательная организация, так как в детских садах воспитательно-образовательная работа с детьми отличается целенаправленностью, педагогической грамотностью, организована на научных основах и осуществляется специально подготовленными людьми.

Цель проекта – осуществление психолого-педагогической поддержки семьи в формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- формирование базовых представлений о семье, членах семьи и их роли;

- формирование лексико-грамматических категорий по теме «Семья»;

- организация совместной деятельности детей и взрослых, в т.ч. в рамках детско-родительских клубов;

- развитие интереса к истории своей семьи и сохранению семейных традиций;

- привитие трудолюбия, навыка активного участия в домашних делах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_semeynym_tsennostyam_1.docx49.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №88» КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ.

Проект  «Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия сотрудников педагогического процесса»

       Авторский коллектив:

Денисова И.В. - воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «ЦРР - Детский сад №88» Кировского района г. Казани,

Воронина О.П. - учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ «ЦРР - Детский сад №88» Кировского района г.Казани,

Николаева А.Л.- старший воспитатель высшей

 квалификационной категории, педагог-психолог

e-mail: detskiisad88@yandex.ru 

Казань

Материалы

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №88»

Кировского района г.Казани

на  Пятый городской конкурс инновационных программ,

проектов и методических разработок.

Номинация «Дошкольное образование»

Название проекта: «Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия сотрудников педагогического процесса».

Заявители:  Денисова И.В. – воспитатель высшей квалификационной категории,

Воронина О.П. – учитель-логопед первой квалификационной категории,

Николаева А.Л. – старший воспитатель высшей квалификационной  категории, педагог-психолог.

 

Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема

«Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия участников педагогического процесса».

Адресация проекта

Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Участники проекта

Педагоги ДОУ,

Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников

Возраст учащихся

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Типовые особенности проекта

По характеру: проект творческий, информационный, игровой.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный.

По содержанию: ребенок и его семья.

По профилю знаний: межпредметный проект.

По уровню контактов: на уровне общеобразовательного учреждения – ДОУ.

По типу объекта проектирования: социальный.

Цель проекта

Осуществление психолого-педагогической поддержки семьи в формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта

- формирование базовых представлений о семье, членах семьи и их роли;

- формирование лексико-грамматических категорий по теме «Семья»,

- организация совместной деятельности детей и взрослых, в т.ч. в рамках детско-родительских клубов;

- развитие интереса к истории своей семьи и сохранению семейных традиций;

- привитие трудолюбия, навыка активного участия в домашних делах.

Ресурсы проекта

Даусон А. Д. и Утемова В. В. «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования». г. Киров: Изд-во МЦИТО, 2016.)

Для воплощения проекта требуется аудио-, видеосистемы, компьютер, иллюстрации по теме, фотоальбомы «Моя семья», изобразительные материалы.

Предполагаемые продукты

Продукты деятельности педагогов: проведение опросов и анкетирования, проведение мониторинга,  методический материал, иллюстрации по теме проекта, игры, песни, стихи,  презентации.

Продукты деятельности детей: рисунки, фотографии, участие в опросе и мониторинге.

Продукты деятельности родителей: рисунки, фотографии, участие в анкетировании, участие в детско-родительских клубах.

Описание проекта

  1. Актуальность проекта, его новизна.

На данном этапе развития общества  взрослыми уделяется минимум внимания общению с собственными детьми. Это объясняется сильной занятостью родителей, стремлением к финансовому благополучию. В итоге дети остаются наедине с самими собою или с гаджетами.  Возникает своего рода «госпитализм XXI века». Психическое и физическое развитие детей  начинает тормозиться, а то и отставать от возрастной нормы. У детей не формируются представления о семейных ценностях, не развиваются коммуникативные навыки, а следовательно, увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих  тяжелые нарушения речи.

Даже при наличии свободного времени, родители не знают, чем занять вечерами своего ребенка. А дети не могут назвать имена своих бабушек и дедушек, а иногда и имена своих родителей. Все это выяснилось в ходе  опроса  родителей и детей, по результатам которого был сделан вывод,  что ни у тех, ни у других не сформированы в полной мере представления о семейных ценностях.

Проанализировав данную ситуацию, мы пришли к мнению, что необходимо создать в детском саду условия для общения детей и родителей в совместной деятельности, интересной и тем и другим.

В связи с этим возникла необходимость создания проекта по формированию у детей и родителей семейных ценностей, по развитию у дошкольников связной речи и коммуникативных навыков в целях реализации психолого-педагогической поддержки семьи. Результатом нашей совместной работы стал проект «Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия участников педагогического процесса».

  1. Цель проекта.

Цель проекта – осуществление психолого-педагогической поддержки семьи в формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста,

Задачи проекта:

- формирование базовых представлений о семье, членах семьи и их роли;

- формирование лексико-грамматических категорий по теме «Семья»,

- организация совместной деятельности детей и взрослых , в т.ч. в рамках детско-родительских клубов;

- развитие интереса к истории своей семьи и сохранению семейных традиций;

- привитие трудолюбия, навыка активного участия в домашних делах.

  1. Ожидаемые результаты проекта

Повышение компетентности родителей в способах осуществления партнерской позиции в общении с ребенком.

Повышение уровня представлений дошкольников о семейных ценностях.

Улучшение  имиджа группы и детского сада  в глазах родителей.

  1. Содержание проекта.

Пояснительная записка

Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Во всем мире и в современной России семья продолжает выступать основным институтом первичной социализации для ребенка. Для детей семья – это самый первый ближний круг окружающих их людей, их «малая родина», которая дарит любовь, защиту и заботу. Именно в семье закладываются такие общечеловеческие ценности, как чувство патриотизма, любовь и уважение к родным, ответственность за свои поступки. В семье у ребенка формируются уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение. Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребенку. Причины разные: одни родители не хотят, другие не могут правильно рассказывать и показывать, поскольку не обладают нужным опытом.

Семейные ценности должны быть заложены в личность ребенка с самого раннего возраста, в том числе через дошкольную образовательную организацию. Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. Кроме этого, ФГОС ДО на каждом этапе диктует необходимость включиться в процесс формирования системы комплексной психолого-педагогической поддержки семьи. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основных принципов утверждает, в частности, сотрудничество организации с семьей, а также приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс.

Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первая образовательная организация, с которой вступает в контакт семья с целью развития и образования малыша, его социализация.

В практике детского сада существуют разнообразные традиционные формы педагогической поддержки и образования родителей. В большинстве случаев традиционные консультации и семинары по вопросам дошкольной педагогики и психологии превращаются в «поучительные» лекции. Педагог «поучает», как надо и не надо вести себя с ребенком в той или иной ситуации.

В то же время можно наблюдать, что далеко не всем родителям  нужны педагогические знания. Дети страдают от недостатка живого внимания и общения со взрослыми. А от качества и количества общения во многом зависит уровень будущих способностей его характера, формирование жизненных установок. Сфера общения – мощнейший источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье и благополучие. Очень важно соблюдать психогигиену здоровья, следовать девизу: «Не навреди!». От взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

В настоящее время дошкольные учреждения работают по Основной программе дошкольного образования, разработанной коллективом детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

В образовательной программе нашего ДОУ тоже ставится задача по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

 Проект «Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия участников педагогического процесса» разрабатывался воспитателем высшей квалификационной категории  Денисовой И.В. совместно со старшим воспитателем,  педагогом-психологом Николаевой А.Л и учителем-логопедом Ворониной О.П. В реализации проекта принимали участие и другие специалисты: учителя-логопеды Симонова М.В. и Кузьмина Н.Ф., музыкальный руководитель Халтурина И.В., воспитатель по обучению татарскому языку Калимуллина Р.Ф. Это было необходимо для реализации задач ФГОС: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

И.С. Кон выделяет следующую классификацию семейных ценностей: 1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости.

Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций. На это и была нацелена развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта.

  1.  Этапы реализации проекта.

Проект включал три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе педагоги проинформировали родителей воспитанников о проекте, провели опрос детей и родителей о семейных ценностях, изучили литературу и интернет-ресурсы по теме проекта, исходя из имеющихся данных, наметили план работы с детьми и родителями по формированию семенных ценностей.

В ходе предварительной работы воспитатели проводили тематические беседы  с дошкольниками. Далее педагоги создали проблемную ситуацию, которую дошкольники решали в проектной деятельности. Для этого использовали модель  трёх вопросов:

- Что такое семья?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как  нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на вопросы, воспитанники совместно с педагогами определили этапы работы над проектом.

Основной этап включал: организацию занятий с детьми, организацию совместных детско-родительских проектов и досугов в рамках детско-родительского клуба.

Периодичность занятий с детьми – 1 раз в месяц. Ежеквартально планировалось заседание детско-родительского клуба, как итоговое мероприятие.

Тематический план занятий с детьми составлен на основе методического пособия  Даусон А. Д. и Утемова В. В. «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования». Данное пособие было получено педагогами ДОУ №88 для апробации от авторов в электронном виде. (Позднее  данное методическое пособие было издано в г. Киров: Изд-во МЦИТО, 2016.)

 Для реализации занятий с детьми педагоги подобрали дидактический инструментарий: иллюстрации по теме проекта, игры, песни, стихи, подготовили презентации по темам.

Темы  занятий и сроки реализации:

  1. «Что такое семья?» - сентябрь.
  2. «Древо семьи» - октябрь.
  3. «День матери» - ноябрь.
  4. «Семейные традиции» - декабрь.
  5. «Моё имя» - январь.
  6. «Старшее поколение» - февраль.
  7. «Главный помощник в семье» - март.
  8. «Погода в доме» - апрель.

Структура занятия делится на 6 блоков.

- ритуал приветствия;

- основное содержание занятия (совместная деятельность с взрослыми);

- разминка;

-основное содержание занятия (совместная деятельность со сверстниками или самодеятельность);

-рефлексия и подведение итогов;

-ритуал прощания.

Основной этап предполагал кроме проведения тематических занятий, организацию бесед, дидактических  и подвижных игр, интеграцию данной тематики с разными образовательными областями.  Так,  на занятиях по изобразительной деятельности дети  закрепляли   знания о семейных ценностях – рисовали и лепили свой дом, изображали свою семью, семейные праздники. Так как группу посещали дети с нарушениями речи, особое внимание педагоги уделяли развитию речевой активности детей, совершенствованию грамматического строя  и диалогической  речи дошкольников. Для этого на занятиях использовались упражнения на образование прилагательных от существительных (какая у тебя мама? …братик?), согласование числительных с существительными, построение простого и сложного предложений, тематические вопросы. Когда работаешь с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, бывает  нелегко удержать их внимание, побудить интерес к теме, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти. Поэтому работа с данными детьми заставляла искать те формы, которыми можно увлечь детей и удержать их внимание, сделать процесс более интересным и полезным. И мы обратились к такому понятию, как ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

Использование элементов ТРИЗ-технологии способствует развитию творчества каждого ребенка, проявлению интеллектуальной инициативы. Поэтому,  наряду с основными лексико-грамматическими играми и упражнениями по теме «Семья», учитель-логопед  адаптировала игровые приемы ТРИЗ для детей с ОНР, учитывая их особенности (особенности внимания, памяти, мышления и т.д.) В ходе проекта воспитатели и педагоги-специалисты активно взаимодействовали с родителями: вовлекали  в совместную с детьми деятельность, размещали материалы в родительском уголке, проводили консультации  по теме «Семейные ценности».

По ходу реализации проекта в конце каждого квартала проводились заседания детско-родительского клуба:

ноябрь - «Пирожных дел мастера»,

февраль - «Папа, мама, я – спортивная семья»,

май - «Экологический квест».

Наибольшей популярностью у детей и родителей пользовались  заседания детско-родительского клуба в форме совместной деятельности. Как правило, это досуги: познавательные, творческие, физкультурные. На каждом из таких досугов педагоги стараются продемонстрировать успехи детей в образовательной деятельности, показывая срез итоговой НОД по теме. На такие мероприятия приходят не только родители, но  бабушки и дедушки, принимая активное участие.

На разнообразных конкурсах много внимания педагоги уделяют развитию совместной деятельности  родителей и детей, на практике показывают родителям возможности игровой  деятельности в развитии ребёнка, знакомят с педагогическими техниками. Родители знакомят друг друга и детей с семейными традициями (демонстрируют «фирменный» пирог, рассказывают о спортивных достижениях семьи и т.д.). В процессе  совместной с родителями  деятельности педагог опирается на развивающуюся у них способность к самоанализу, к оценке результатов развития ребёнка, умению замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребёнка. Родители постепенно усваивают важные принципы общения с ребёнком: принятие и понимание личности ребёнка, основанное на способности взрослого становиться на позицию ребёнка, учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции. На заседаниях детско-родительского клуба ребёнок ведёт себя как полноправный партнёр взрослых, готовый к сотрудничеству. Он положительно относится к тому, что говорит, просит педагог или родитель, не боится высказывать собственное мнение. У ребёнка рождается желание достичь результата, и он спокойно может  обратиться за помощью к взрослому.

Тактика общения на заседаниях детско-родительского клуба предполагает:

- сотрудничество при взаимодействии;

- создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной, нравственной, творческой активности;

- использование многообразий стилей общения с ребёнком и их варьирования.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребёнка, развить его речь, научить общаться  можно, прежде всего примером самих родителей и педагогов. И лучше всего это получается в совместной, интересной для всех деятельности.

На заключительном этапе было организовано анкетирование родителей «Ваше отношении к детскому саду), проведен опрос детей о семенных ценностях. Результаты выявили положительную динамику: уровень сформированности у дошкольников представлений о семейных ценностях вырос на 32%. Это свидетельствует о достаточно высокой эффективности проекта.

  1. Ресурсы проекта.

Кадровые ресурсы: воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты ДОУ.

Информационно-методические ресурсы: при разработке проекта мы опирались на методическое пособие  Даусон А. Д. и Утемова В. В. «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования», использовали ресурсы интернет-сообществ. А поскольку в нашей группе были дети с нарушениями речи, учитель-логопед Воронина О.П., разработала комплекс игр для коррекции речевых нарушений, опираясь на тему «Семья и семейные традиции». Эти игры использовались педагогами не только во время НОД, но и в режимных моментах.

Материально-технические ресурсы: аудио-, видеосистемы, компьютер, иллюстрации по теме, фотоальбомы «Моя семья», изобразительные материалы.

VII. Итоги проекта.

Данный проект позволил педагогам, воспитанникам, родителям воспитанников решить поставленные задачи.

 У дошкольников повысился уровень представлений о семейных ценностях. По результатам итогового опроса детей выяснилось, что дети могут назвать имена и отчества не только своих родителей, но и бабушек и дедушек, могут сказать, какие они по характеру, чем интересуются и чем любят заниматься.

Родители повысили свою компетентность в области организации совместной деятельности с детьми, установления партнерского взаимодействия, учета интересов детей. Стали чаще играть с детьми, заниматься рисованием, совместным конструированием, привлекать детей к совместной посильной трудовой деятельности, т.е. выступать в качестве равноправных партнеров с детьми. Мамы и бабушки чаще стали готовить с детьми  выпечку и другие блюда. Папы и дедушки стали больше внимания уделять мальчикам,  учить оказывать посильную помощь  в бытовой деятельности. Родители стали уделять  больше внимания семейным  ценностям, знакомить детей с традициями, листать семейные фотоальбомы.

Кроме этого, деятельность детско-родительского клуба позволила родителям убедиться в информационной открытости детского сада, постепенно исчезли многие стереотипы и предубеждения родителей по отношению к системе дошкольного образования.

        Совместное участие детей, педагогов и родителей в проектной деятельности даёт свои результаты:  по мере взросления детей у них возникают новые интересы и потребности, расширяется словарный запас, многие  представления   по теме перешли из зоны ближайшего в зону актуального развития ребёнка. Родители обратили внимание на важность приобщения детей  к здоровому образу жизни, на взаимосвязь развития речи и социализации дошкольников; большинство родителей осознали важность совместной деятельности с ребёнком, как фактора развивающего обучения.

По результатам педагогического мониторинга выявлена положительная динамика сформированности у дошкольников представлений о семейных ценностях, прослеживается положительная динамика развития детской деятельности (игра, труд, развитие речи). По итогам анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников, наблюдается положительное отношение родителей к детскому саду: 2015г. - 82 % ,  2016г . -  98% родителей группы готовы рекомендовать наш детский сад родственникам и знакомым.

VIII. Перспективы развития проекта

Конечно, совместная  деятельность  детей, родителей и педагогов – это лишь одна из форм развивающего обучения, помогающая взрослым ориентироваться на зону ближайшего развития  ребёнка, актуализировать полученные малышом представления и навыки, ставить новые цели в развитии. Именно совместные проекты  позволяют ребёнку почувствовать себя полноправным партнёром, субъектом деятельности, учат его ставить цель, планировать и организовывать деятельность по реализации задуманного, анализировать, что получилось, т.е. способствуют развитию ребёнка, как личности.

     Внедрение проекта обеспечивает оптимальные условия для изучения детьми семейных традиций, пробуждения  интереса к своей  семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще стало возникать желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).   Проект способствовал:

  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
  • Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
  • Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
  • Оснащению предметно - развивающей среды в группе.        

      В перспективе, на этапе перехода воспитанников ДОУ в школу - предполагается самореализация родителей, как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов школы с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Приложение 1.

Комплекс игр учителя-логопеда:

  1. Игра «О ком идет речь?»

Жалелка, на ранку поддувалка, целовалка, за всеми ухаживалка, еду варилка, всех кормилка, всех обстирывалка. (мама)

Деньги зарабатывалка, гвозди забивалка, футбол-хоккей смотрелка, всё в доме ремонтировалка. (папа)

Блины испекалка, вкусными пирожками кормилка, носки-варежки вязалка, за всех переживалка, иногда ворчалка, маму с папой ругалка. (бабушка)

Сказки выдумывалка, обо всем всё знайка, всё мастерилка, детей любилка и баловалка, иногда строгоговорилка. (дедушка)

  1. Игра «Исправь предложение»

Сначала родились мы, а потом – наши родители.

Бабушка младше мамы.

Я – бабушкина дочка.

Бабушка – это папина жена.

  1. Игра «Родственники»

Логопед называет разных людей. Дети хлопают в ладоши тогда, когда услышат, что это родственники:

Мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, дворник, брат, отец, одноклассник, дедушка, папа, водитель.

  1. Игры с мячом «Один-много», «Много кого?»

Брат-братья-братьев

Сестра-сестры-сестер

Внук-внуки-внуков

Сын-сыновья-сыновей

Дочь-дочери-дочерей

Бабушка-бабушки-бабушек

Дедушка-дедушки-дедушек

  1. Игра «Назови ласково»

Дети – детки, деточки

Папа – папочка, папуля, папенька, тятенька

Мама – мамочка, мамуля, маменька, мамулечка, матушка

Сын – сыночек, сыночка, сынуля, сынок

Дочь – доченька, дочурка, дочка

Брат – братик

Сестра – сестричка, сестренка, сестреночка

Дедушка – дедулечка

Бабушка – бабулечка.

  1. Игра «Опиши, какая (какой)»

Мама какая? (мама веселая, добрая, красивая, заботливая, трудолюбивая, любимая, ласковая, строгая, умная, стройная и т.д.)

Папа какой? (папа добрый, заботливый, строгий, любящий, сильный, смелый, умный и т.д.)

Брат какой? (брат сильный, умный, ответственный, заботливый, добрый и т.д.)

Сестра какая? (сестра добрая, красивая, ласковая и т.д.)

  1. Игра «Сосчитай до пяти»:

Брат, сестра, бабушка, дедушка.

(Один брат, два брата, три брата, четыре брата, пять братьев)

  1. Объясни пословицы:

При солнышке – тепло, при матери – добро.

Лучше нет дружка, чем родная матушка.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

  1. Выучи чистоговорки:

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке

По ровной дорожке на одной ножке.

В старом лапоточке по рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг

В яму – бух!

Не плачь, не плачь, куплю калач!

Не плачь, дорогой, куплю другой!

Не плачь, не кричи, дам тебе три.

Купила Марусе бусы бабуся,

На рынке споткнулась бабуся о гуся.

  1. Игры на развитие слухового внимания и мышления:

 - «Какое слово отличается от других?»:

Бабушка, бабочка, бабушка, бабушка.

Бочка, дочка, дочка, дочка.

Сын, сын, сын, сыр.

Мама, мама, рама, мама.

 - «Определи на слух самое короткое слово»:

Доченька, дочурка, дочь, дочка.

 - «Какое слово не подходит?»

Дочь, дочка, дочиста, дочурка.

Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.

 - «Кто лишний и почему?»

Мама, папа, доктор.

Брат, сестра, одноклассница.

Мама, соседка, бабушка, дочка.

Мама, март, апрель, май.

  1. Игра на развитие связной речи (по методу типового фантазирования – ТРИЗ):

Подумай и расскажи, какой была твоя мама в детстве.

Каким будешь ты через несколько лет?

  1. Игры на развитие общей моторики:

Брату впору башмаки

Не малы, не велики.

Мальчик с толком, с расстановкой,

Занимается обновкой.

То погладит башмаки,

То потянет за шнурки.

Ну, теперь пора в дорогу,

Можно сделать первый шаг! (О.С. Гомзяк)

Дети топают ногами.

Показывают.

Ноги на ширине плеч, наклоны в стороны.

Наклон к правой ноге.

Наклон к левой ноге.

Энергично топают на месте.

«Мамины помощники» (Е.А. Алябьева)

Решили маме мы помочь              (Произвольные движения по тексту)

И воду в таз налили.

Насыпали вниз порошка,

Белье все замочили.

Стирали долго мы его,

О доску даже терли.

Не разорвали ничего.

А полоскали сколько!

Туда-сюда, туда-сюда,

Вода в тазу вскипела.

Но только, братцы, вот беда,

На пол упала пена.

Давай ее мы собирать

И отжимать в ведерко.

Чтобы как мама наша стать,

Трудиться надо сколько!

  1. Игра для развития мелкой моторики:

Этот пальчик – дедушка, (Руки сжимают в кулак, поочередно разгибают пальцы, начиная с большого),

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Ну а это я,

Вот и вся моя семья!5

Вариант игры на татарском языке:

Бу бармак – бабай,

Бу бармак – эби,

Бу бармак – эти,

Бу бармак – эни.

Э бу бармак – малай.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Анкета-заявка участника конкурса
  2. Аннотация
  3. Рецензии на проект
  4. Паспорт инновационного проекта
  5. Проект «Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия участников педагогического процесса»
  6. Приложения:

- Комплекс игр и упражнений учителя-логопеда

- Фотоматериалы

- CD-диск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология взаимодействия участников педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида

В статье педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Бартеневой С.Э. описаны некоторые направления деятельности педагогического коллектива и родителей по выстраиван...

Консультация для педагогов « Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»

« Взаимодействие  участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образ...

Проект «Организация взаимодействия участников педагогического процесса музыкально-художественного воспитания детей в ДОУ»

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ, осуществляет музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, муз. училище или институт), хорошо владеющий тео...

Консультация для педагогов ДОУ« Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»

Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО"...

Консультация на тему "Взаимодействие участников педагогического процесса в речевом развитии дошкольников"

Полноценное речевое развитие ребенка проходит в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора ...