Технология взаимодействия участников педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида
статья по теме

Бартенева Сенильга Эмильевна

В статье педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Бартеневой С.Э. описаны некоторые направления деятельности педагогического коллектива и родителей по выстраиванию системы взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Автором подчеркивается зависимость  успешной адаптации дошкольника с особыми образовательными потребностями к социальным условиям от эмоционального характера семьи, выстраивания межличностных внутрисемейных отношений, нравственных  установок.

Педагог-психолог акцентирует внимание на идее психолого-педагогического сопровождения и поддержке не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей.  Обозначены  фрагменты педагогической психологии взаимодействия  и сотрудничества со всеми  участниками педагогического процесса: детьми, родителями и педагогами. Вызывает интерес тематика рисунков детей (в рамках проведения исследований), разработка и реализация семейных проектов: «Чудеса настоящей любви», «Мое генеалогическое дерево», что обеспечивает успешную социальную адаптацию    детей со зрительной патологией.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon barteneva_senilga_emilevna.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Бартенева Сенильга Эмильевна

педагог-психолог Муниципальное

 дошкольное образовательное учреждение  

д/с  компенсирующего вида

второй категории №37

«Хрусталик» г. Таганрог

В статье педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Бартеневой С.Э. описаны некоторые направления деятельности педагогического коллектива и родителей по выстраиванию системы взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Автором подчеркивается зависимость  успешной адаптации дошкольника с особыми образовательными потребностями к социальным условиям от эмоционального характера семьи, выстраивания межличностных внутрисемейных отношений, нравственных  установок.

Педагог-психолог акцентирует внимание на идее психолого-педагогического сопровождения и поддержке не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей.  Обозначены  фрагменты педагогической психологии взаимодействия  и сотрудничества со всеми  участниками педагогического процесса: детьми, родителями и педагогами. Вызывает интерес тематика рисунков детей (в рамках проведения исследований), разработка и реализация семейных проектов: «Чудеса настоящей любви», «Мое генеалогическое дерево», что обеспечивает успешную социальную адаптацию    детей со зрительной патологией.  

In the article of on the pedagogue-psychologist of the preschool educational compensated institution by Bartenevoi S.E. there are some directions in the work of pedagogical collective and parents in the formation of a system of cooperation with families, having a child with limited abilities.

The author stresses the dependence of a pupils successful adaptation with particular educational requirements to social conditions on a family’s emotional character , formation of family relations ,  moral orientations.

Pedagogue-psychologist   pays attention to the idea of psychology- pedagogical accompaniment and support not only of children with limited abilities,  but also of their parents.

Children, parents and pedagogues are established parts of pedagogical psychology

In the interaction and cooperation with all the participants of a pedagogical process.

The subject(theme) of children’s drawings (within the investigations) , working out and realization of family projects : “Miracles of true love” –“My genealogical three” – avokes the real interest.  

This guarantees a successful social adaptation of children with optic/visual defects.

Технология взаимодействия участников педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида

       Глаза видят МИР! Все желают  видеть этот мир во всех его ярких красках, но не всем это дано. Зрение – один из важнейших способов восприятия действительности, данных человеку природой. Орган зрения есть у всех, и каждый ответит, что это глаза! Ведь именно при помощи глаз человек получает 90% информации об окружающем мире. Особенно важную роль зрение играет у детей, поскольку в процессе роста каждый ребенок развивается и формируется как личность исходя из того, что он видит, в каком качестве визуально воспринимает предметы, объекты и явления.  Разного рода патологии зрения, глазные заболевания – острая проблема, причем не  только медицинская, но и социальная. В нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида второй категории д/с №37 «Хрусталик» осуществляется помощь детям с ограниченными возможностями.

      Социально - психологическая адаптация детей с нарушениями зрения в настоящее время является одной из важнейших проблем тифлопсихологии. Слабовидящие дети лишены возможности самостоятельно и полноценно включаться в социальную жизнь. Для большинства слабовидящих детей первым опытом вхождения в социальную группу является поступление в детский сад. По мнению специалистов от того, насколько успешно будет проходить становление личности слабовидящего ребенка в группе детского сада, зависят его возможности интеграции в общество в будущем. В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного психологического сопровождения детей со зрительной патологией  с момента их поступления в ДОУ, в рамках которого психологами и тифлопедагогами осуществляется  работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации на всех этапах развития личности ребенка.

А.В.Петровский, определяя развитие личности в изменяющейся социальной среде, пишет: "В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности".

Первая фаза становления личности, в соответствии с концепцией А.В.Петровского, предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности, и обозначается как фаза адаптации.

Вторая фаза, обозначающаяся как фаза индивидуализации, обусловлена "обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что он стал таким, как все в группе, - и неудовлетворенной на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации".

Третья фаза обозначается А.В.Петровским как фаза интеграции. "В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности, которых не было у него и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществлять значимые "вклады" в жизнь группы".

В соответствии с этой теорией каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах. Таким образом, если человеку не удается преодолеть трудности первого, адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут формироваться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях.

     Это положение еще раз доказывает необходимость психологического сопровождения слабовидящих детей, так как успешное преодоление трудностей социально-психологической адаптации во многом определяет дальнейший ход интеграции детей с  ограниченными возможностями в общество.

     С первых дней  поступления  в  наш детский сад  ребенок, имеющий зрительную патологию,   попадает в такие условия, в которых он чувствует   свободу, безопасность, душевное тепло и любовь окружающих.  Весь период пребывания в дошкольном учреждении  ребенок погружен в пространство любви:  внимания, чуткости, заботы о его эмоциональном благополучии. Душевная атмосфера  нашего сада позволяет  педагогам не оставить без внимания  ни одного ребенка, дотронуться до сердца каждого.

       Большое место в работе нашего педагога-психолога занимает взаимодействие  с родителями воспитанников. Особое внимание уделяется следующим  вопросам: психологии семейных отношений, значение семьи для развития личности ребенка, ошибки в семейном воспитании, взаимодействие семьи и ДОУ и т. д.

      Семья, где растет и воспитывается ребенок со зрительной патологией, требует особой заботы и внимания. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, вступать в контакты с окружающими, оценивать их и себя в соответствии с общепринятой ценностной ориентацией. Поэтому в работе со взрослыми психолог  тактично объясняет, что воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности самих родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, трудолюбие, интерес к окружающему миру, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Л. Н. Толстой предупреждал, что ребенок "заражается" примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. В ряде исследований (В.Карвялис, Г.Лайри, Л. И.Солнцева, В.Соммерс, В.А.Феоктистова и др.) подчеркивается, что основным вопросом в воспитании детей со зрительной патологией является отношение родителей к его дефекту. По данным В.Крявлиса, многие(75,2%) родители серьезно озабочены нарушением зрения у ребенка; 18,8%, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы сохранить остаток зрения, а 6,2% - вовсе не обращают внимания на недостатки зрения. Ведь кроме травмирующего влияния на ребенка болезнь является психической  травмой и для родителей.  После постановки диагноза многие родители испытывают состояние шока, растерянности и беспомощности, поскольку не знают, как можно воспитывать такого ребенка. В этот момент важно поддержать родителей и предложить им квалифицированную педагогическую и психологическую помощь. Большинство родителей нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения и развития детей со зрительной патологией. Отсутствие такой своевременной помощи родителям может привести к аномальным формам воспитания: гиперопека, гипоопека или одностороннее развитие ребенка. В рамках  организованного коррекционного-развивающего  пространства специализированного  МДОУ д/с №37 «Хрусталик»  успешно работает семейный клуб «Общение», в котором   главным условием эффективности является грамотное профессиональное взаимодействие педагога - психолога с педагогическим коллективом и родителями.

 Основной целью деятельности  клуба выступает: поиск эффективных форм совместной работы с семьей; переход на сотрудничество в модели педагог-ребенок-семья.

Разработке и реализации данной технологии предшествовала аналитическая педагогическая деятельность, направленная на изучение микросреды, в которой воспитывается ребенок.

Повышая интерес и активность родителей к оздоровлению и воспитанию детей, мы определили следующие приоритетные направления работы клуба:

- повышение психолого-педагогической культуры родителей;

- оказание квалифицированной помощи семье по вопросам лечения и коррекции недостатков развития детей с нарушением зрения;

 -  приобщение родителей к участию в жизни групп и детского сада  на основе современных форм работы;

- обеспечение  современной  диагностикой  и коррекционной помощью, социальной адаптацией  детей.

       На I этапе – педагог-психолог проводит анкетирование, тестирование и интервьюирование родителей с целью выявления их интересов и запросов. Тест «Рисунок семьи» важный и психологический интересный проводили как с детьми, так и с их родителями. Оказалось, что родителям детей со зрительной патологией важно знать, что значит для их детей семья!

Как ребенок представляет свою  семью? О чем мечтает?

Анализ множества детских  рисунков и рисунков их родителей, изображающих семью, позволяет сделать выводы о психологическом климате в семье о душевном состоянии родителей и ребенка.  

 Эти соответствия можно представить так:

  • ребенку хорошо, комфортно, уютно дома (изображается общая деятельность всех членов семьи, никто не забыт, нормальный нажим, рисунок не заштрихован);
  • ребенка волнуют происходящие дома конфликты (фигуры разделены линиями, у некоторых фигур отсутствуют основные части тела, на рисунке преобладают изображения вещей);
  • состояние ребенка тревожное, неуверенное, ребенку уделяют мало внимания, беспокоят страхи (сильный нажим, прерывистые линии, автор изображен непропорционально маленьким, неподвижным, фигуры расположены в нижней части листа, рисунок внутри контура заштрихован, следы стертых линий и исправлений).

II этап – отражает видение МИРА глазами детей. Ребятам со зрительной патологией было предложено нарисовать и ответить на следующие вопросы:

Что видят ВАШИ глаза?

Для чего НУЖНЫ ГЛАЗА?

   Для ответа на эти вопросы мы осуществили краткий психологический анализ по следующим критериям:

  • объектно-субъектное восприятие мира;
  • негативное - позитивное  восприятие мира;
  • направленность на внутренний мир и окружающий внешний мир;
  • целостность восприятия или его отсутствие (рвано, частично);
  • форма идентификации или чьими глазами видит МИР ребенок.

Мы увидели,  насколько серьезно  беспокоят детей ощущения тревоги, страха за себя и  своих родителей.  Комментарии детей к собственным работам  были самыми необычными и разнообразными:    

- «Чтобы не получить чего-нибудь смертельного»;

- «Чтобы не упасть и не споткнуться»;

- «Чтобы видеть и брать, то, что надо»;

- «Чтобы глаза не болели».

Некоторые  ребята в своих рисунках  передали чувства радости, любви, восторга, удивления и восхищения созерцанием МИРА:

- «Чтобы глаза видели солнце»;

- «Чтобы видеть красоту»;

- «Чтобы видеть маму, папу, любовь, речку»;

- «Видеть самолет, солнышко, радугу»;

- «Чтобы чувствовать любовь»;

- «Чтобы видеть прекрасное».

 Следующие  комментарии показывают, нам то с кем ребенок себя идентифицирует или  чьими глазами видит этот МИР:

- «Папины глаза видят солнце, небо, бабочку, сердце мое и мамино»;

- «Мамины глаза видят любовь, красоту, радугу, солнце»;

- «Глаза моей мамы видят речку и любовь».

 Односложные ответы детей  свидетельствуют о серьезной проблеме  зрительного восприятия:

- «Дом, ракета, солнце, небо»;

- «Море, парашют, солнце»;

- «Дерево, дом, солнце, трава»;

- «Девочку, дерево, елку».

На III этапе осуществлялась разработка   семейных проектов: «Дом, в котором я живу», «Мой ребенок», «Дружная семья», «Мое генеалогическое дерево», «Чудеса нашей любви». Эти проекты способствовали объединению детей и взрослых.

Все  этапы адаптации детей со зрительной патологией  сопровождают  специалисты: врач-офтальмолог, врач-педиатр, педагог-психолог, тифлопедагог и музыкальный руководитель.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию детей с нарушениями зрения  относят следующие:

  • неправильные методы воспитания в семье;
  • недостаточная информированность родителей в области офтальмологии;
  • неудовлетворенность в общении  со взрослыми;
  • неадекватное осознание своего положения в группе сверстников;

 К числу наиболее благоприятных факторов, влияющих  на течение успешной адаптации детей с нарушениями зрения  относят следующие:

  • адекватную самооценку своего положения ребенком;
  • правильные методы воспитания в семье;
  • отсутствие в семье конфликтных ситуаций;
  • благоприятный статус в группе сверстников;
  • грамотно организованное  коррекционно-развивающее пространство.

В результате   продуктивного взаимодействия всех специалистов ДОУ и работы клуба «Общение» нам удается:

  • более эффективно компенсировать отклонения в состоянии здоровья ребенка;
  • смягчить вторичные отклонения (у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект);
  • сократить количество детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться  в условиях специализированных учреждений;
  • достичь успешной социализации и интеграции воспитанников с ОВЗ в современное общество.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Прогресс, 1995.
  2. Гудонис В. «Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением» // Дефектология. - 1996.- ©2.- С. 7.
  3. Е.В. Кулешова, 4-й курс, ф-т СП, МГППУ// «Вопросы психологии» №3 2003 г. «Особенности классификации предметов, изображенных на картинках, слабовидящими детьми младшего школьного возраста»
  4. Максютова Р.Д.  Как помочь ребенку с нарушением зрения включиться в учебную деятельность.Институт коррекционной педагогики РАО, Москва,2009.
  5. Малева З.П.   Самоучитель для будущего первоклассника, желающего сохранить зрение к пользе  учения.  Институт коррекционной педагогики РАО, Москва,2009.
  6. Н.Д. Малиновская «Психология развития незрячих и слабовидящих людей» // 2001г.
  7. Малофеев Н. Н. Особый ребёнок -- вчера, сегодня, завтра (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке): учебное пособие. ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007. 97 с.
  8. Солнцева Л.И. «Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения» // Дефектология. - 1998.- © 4 С. 9.
  9. Солнцева Л.И. «Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения» //Дефектология. - 1997.- © 2.-С. 8.
  10. Танникова Е.Б.     Монтессори-группы в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера,2007
  11. Хювяринен Л. «Зрение у детей: нормальное и с нарушениями»: Пер. с англ. - СПб.: Петербург-XXI ВЕК. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.

Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду....

Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.

Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы....

Общие положения организации учебного процесса в детских садах компенсирующего вида(для детей с нарушениями зрения)

В работе представлены основные задачи, принципы для организации учебного процесса. Также огромную роль играет взаимосвязь работы всех специалистов коррекционного детского сада....

Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.

Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития....

«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».

      В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...