"Роль семьи в экологическом воспитании ребенка"
статья на тему

Карих Вероника Валерьевна

В данной статье рассматриваются вопросы развития познавательного интереса к природе, как к объекту познания, а так же способы, через которые родители могут помагать детям взаимодействовать с окружающим миром природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_ekolog.obraz_doshk.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в экологическом воспитании ребенка

Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важным из них для формирования экологической культуры ребёнка всё же является семья. Формирование ответственного отношения к природе - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи, школы, системы дополнительного образования, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка. Интерес к природе, отношение к ней в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом семьи, в частности - отношением к природе ближайших родственников ребёнка.

Тяга к прекрасному появляется уже в детстве. Малыш увидел ромашку и тянет ручки к ней, а мама уже спешит сорвать цветок. Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что рвать цветы нельзя, что не всякое желание малыша может быть выполнено - здесь-то и надо быть настойчивым. Поступите вы иначе – у ребенка будет формироваться потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде. Семья имеет свои особенности и, благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах - в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения семейной гордостью, тогда и формируется отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными - в семьях, где проявляется неприязнь к природе.

     Больших усилий от педагога требуют дети, у которых родители воспитывают потребительское отношение к природе. Взрослые не всегда задумываются над последствиями такого воспитания. Стремление дать ребенку как можно больше благ, освободить его от забот, наносит огромный вред воспитанию личности ребенка. Он привыкает бездумно потреблять, беспечно и равнодушно относиться к природным ценностям. Работа с родителями начинается с установления  постоянного контакта воспитателя с семьей, выработки согласованных действий и единых требований, определения конкретных дел и обязанностей в семье.

      Развитию познавательного интереса к природе, уяснению ее ценности как объекта познания родители могут способствовать самыми разными способами. Например: когда дома выращивают комнатные растения, следует не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом и развитием. Для этого можно использовать такие растения, как бегония, традесканция, комнатные томаты, огурцы и др. Кроме того, надо дать возможность поэкспериментировать с растением, выявить оптимальные условия для его роста и развития, обсудить полученные результаты в семье и с друзьями. В процессе экологического воспитания ребенка в семье целесообразно познакомить его с технологиями содержания домашних питомцев:  кошек, собак, аквариумных рыб, певчих птиц. Дети с удовольствием рассказывают о своих друзьях – братьях меньших, их особенностях, повадках. В результате такой деятельности у детей формируются разнообразные познавательные интересы, которые лягут в основу понимания ими природы. В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, в зоологический музей, где происходит расширение границ познания ребёнком окружающей среды, осознание её неповторимости и хрупкости. Воспитательное значение имеют семейные походы. Здесь родители покажут как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к лесным богатствам. Детям необходимо разъяснять правила поведения в природе, правила сбора грибов и ягод.

Вместе с детьми зимой можно организовать подкормку птиц, оборудовать искусственные гнёзда, провести сбор плодов и семян. Экологическому воспитанию также способствует совместная деятельность на приусадебных участках и подсобных хозяйствах.  Здесь ребёнок реализует свои знания, умения и навыки по содержанию домашних животных, разведению и уходу за растениями.

Дети очень восприимчивы к красоте природы, и семья играет огромную роль в осознании ребёнком эстетической ценности окружающей его среды. Родителям необходимо использовать изобразительное искусство в экологическом воспитании своих детей. Дети с удовольствием рисуют объекты природы, пейзажи, натуралистские зарисовки. Особую радость детям доставляет задание нарисовать своего домашнего питомца (растение или животное). Вместе с детьми родители могут принять участие в художественных природоохранных конкурсах, фестивалях. Детям можно предложить нарисовать звуки, запахи, из пластилина создать объекты природы.

Огромная роль в формировании познавательных интересов и заботливого отношения к природе принадлежит семейному чтению. Многие родители считают, что если ребёнок научился читать, то чтение вслух ему не нужно. Совместное чтение вслух произведений о природе, жизни животных и растений даёт возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу,  обменяться мнениями и переживаниями и переживаниями. Для семейного чтения можно посоветовать произведения И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, И.А.Бунина, Ф.И.Тютчева и др.

    Формированию бережного отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, составление сказок и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование марок, открыток с изображением явлений и объектов природы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»

Эта консультация предназначена для родителей дошкольников...

Консультация для родителей "Роль семьи в экологической воспитании ребенка"

Последнее время экологическое воспитание у человека либо на низком уровне, либо вообще отсутствует. Все знают, что воспитание ребенка идет из семьи. Поэтому экологическое воспитание со стороны родител...

«Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»

Форма проведения: круглый столУчастники: родители, педагогиЦель: Повышение уровня экологической компетентностиродителей;формирование правил экологически грамотного взаимодействия сокружающей средой; п...

Консультация для родителей «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»

Последнее время тема экологии становится все более актуальной и социально значимой. Все чаще мы слышим об  экологических катастрофах, проблемах, их последствиях и причинах. Однако, экология для м...

Роль семьи в экологическом воспитании ребенка

Детство – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека: закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из о...