Кто такой безречевой ребенок
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Овчинникова Светлана Владимировна

Из данной консультации родители узнают какого ребенка можно считать безречевым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takoy_bezrechevoy_rebenok.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

КТО ТАКОЙ БЕЗРЕЧЕВОЙ РЕБЕНОК?

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.

     Кого можно назвать неговорящим,  безречевым ребенком? Мы намеренно употребляем этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова,- не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения», поскольку выработка условных связей на слова значительно затруднена.

     Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психического развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. При наличии общности проявлений основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.

     Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании. Действительно, иной раз сложно определить сдерживающий фактор речевого развития дошкольника – либо это неумение или же просто нежелание использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвия ребенка и определения этапов квалифицированной помощи ему. В этом случае важно не упустить ранний, сенситивный для развития компенсаторных возможностей возраст ребенка, что поможет сформировать  у неговорящего малыша не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, способность его интеграции его в окружающий мир.

     Многие родители  неговорящих детей, неправильно ориентированы специальной литературой  и слепо верят «в огромную пользу» различных новшеств и приемов. В своей работе мы постоянно сталкиваемся с тем,  что введенные в заблуждение подобным образом папы и мамы заявляют : «срочно нужен зондовый массаж», «Мы заставляем повторять слова, а он их не повторяет», «Он может говорить, но не хочет, предпочитает общаться с помощью жестов», «Мы постоянно делаем пальчиковую гимнастику, а речь не восстанавливается» и т.д.

    Пальчиковая гимнастика, безусловно, способствует развитию мелкой моторики, что важно для формирования письма и может использоваться как вспомогательное средство в работе с безречевыми детьми. Однако развитие пальцев еще не стимулирует развитие языка, устную речь необходимо формировать в чистом виде.

     Лечебная физкультура и логопедический массаж – часть комплексной коррекционно –развивающей работы, и, несомненно, нужны при определенных нарушениях речевого развития детей, но надо себе отдавать отчет : для этого необходимо иметь серьезную подготовку и знания в области анатомии и рефлексотерапии, - ведь любой массажный прием возбуждает сигналы в нервных окончаниях, которые передаются в ЦНС. Зондовый массаж с использованием специальных приспособлений часто проводится без учета нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому в равной степени он может принести как пользу, так и вред.

     Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает материал активно. Поэтому нужно создавать ситуации для развития речи, а не просто повторять заученный материал.

      Очень часто от родителей можно услышать вопросы такого характера : с чего же начать работу по формированию речи,  если с большим трудом удается организовать деятельность безречевого ребенка, если его внимание крайне неустойчиво?

     Не только формирование собственно речи, но и правильное эмоциональное развитие безречевого ребенка, воспитание желания и потребности общаться с педагогами, родителями и сверстниками должно стать основой ваших занятий.

     Поэтому вначале мы рекомендуем понаблюдать за ребенком в игровой и бытовой деятельности. У неговорящего ребенка необходимо уточнить состояние слуха. Это нужно для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и преимущественным нарушением восприятия. Далее следует выявить степень владения практическими навыками : самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность. Успех работы будет зависеть от ответа на такие вопросы : как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли он развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.

     Очень значимо для безречевого ребенка развитие личностных качеств – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям взрослых.

     ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ :  создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения, закрепление полученных умений в течение всего дня. Неговорящий ребенок должен вовлекаться в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...