Главные вкладки

    Консультация для родителей: «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».
    консультация на тему

    Таранова Татьяна Ильинична

    В консультации родителям рекомендуется ряд заданий и упражнений по развитию связной речи дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей: «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».

    Развернутым видом речи является монологическая речь. Монологическая речь – это организованный  и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развитии дошкольников… Ее успешное решение зависит от многих условий, которые должны быть учтены в процессе речевого воспитания. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.      В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными. 

    При работе по развитию связной речи используются следующие задания и упражнения: 

    1. Оречевление ряда последовательно выполненных действий.

    Организуется игровая ситуация. Ребенку дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Потом ребенок должен прокомментировать свои действия.

    2. Составление предложений с использованием фланелеграфа.      

       Объединение этих предложений в рассказ.

    Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.

    3. Составление рассказа по картинке и серии картин.

    Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

    4. Составление рассказа-повествования.

    Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.

    5. Составление рассказов-описаний.

    Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.

    6. Рассуждение.

    У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.

    7. Пересказ текстов.

    Обучать пересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.

    8. Разучивание стихотворений.

    При выборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

    Ниже приводятся примерные тексты, которые можно рекомендовать для пересказа, рассказывания по ролям, рассказы с элементами драматизации, рассказы-описания, рассказы-размышления. 

    Лес осенью.

    Летом лес был зеленый. Наступила осень. Березки стоят желтые. Осины стоят красные. Остались зелеными елки и сосны. В лесу тишина. Птицы улетели на юг. В норе на сухих листьях засыпает еж. Медведь ложится в берлогу. Белочка запасла на зиму орехи и свернулась клубочком в дупле.

    Петя помог.

    Над окном дома было ласточкино гнездо. Из него выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ласточки кружились над ним, пищали, но помочь не могли. Петя это увидел. Он  поднял птенчика и посадил его в гнездо. 

    Где мои очки?

    Ночью Миша проснулся и будит свою маму:

    - Мама, дай мне скорее очки!

    - Посмотри, сынок, в окно, вокруг так темно, зачем тебе очки?

    - Мама, мне снится такой интересный сон, что я хочу его получше рассмотреть. 

    Кролик.

    Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку. 

    Тишка.

    Жил у Танюшки маленький черный котенок Тишка. В углу в корзине стоял мешок с мукой. Играл Тишка с мячом. Стало ему скучно, и он решил забраться на мешок. Лез, лез, но вдруг исчез. Зовет Танюшка Тишку, а из мешка вылезает какой-то незнакомый, белый котенок. Заплакала Танюшка: «Куда делся ее любимый Тишка?»

     

    Уважаемые родители!

    Надеемся, что предложенный материал поможет вам при занятиях с детьми. Но хотелось бы дать еще несколько советов. Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует ребёнка. Сознание выполненного дела доставляет ему большую радость, особенно если вы это отметите: «Какой ты молодец! Какой красивый рассказ у тебя получился! Какое интересное стихотворение…»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование по использованию пейзажной картины для развития связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте

    Методическое пособие для воспитателей. План работы с детьми по развитию связной монологической речи посредством пейзажной картины у детей старшего дошкольного возраста согласно требованиям ФГТ и основ...

    Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития.

    В данной статье представлена методика обучения  дошкольников с ОНР третьего уровня речевого развития связной монологической речи....

    Консультация для родителей: «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».

    Под связной повествовательной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагат...

    Роль сюжетной картины в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста

    В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...

    Консультация для родителей: «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».

    Под связной повествовательной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излага...

    План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"

    Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....