Главные вкладки

    Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития.
    статья по развитию речи (старшая группа) по теме

    Дышкант Оксана Григорьевна

    В данной статье представлена методика обучения  дошкольников с ОНР третьего уровня речевого развития связной монологической речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель-логопед

    Решетова Оксана Григорьевна

    Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста  с ОНР третьего уровня речевого развития.

            Дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития  имеют значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи, что связано с недоразвитием основных компонентов языковой системы. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение и др., создает дополнительные затруднения в овладении связной речью [1,2,5].

            Для изучения особенностей состояния связной монологической  речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития нами был проведён констатирующий эксперимент. Опираясь на результаты эксперимента, нами была разработана методика обучения связной монологической речи. Данная методика включает в себя четыре последовательных этапа, построенных на принципе «от простого к сложному»: 1) обучение рассказу по серии сюжетных картинок; 2)  обучение рассказу по сюжетной картине; 3) обучение пересказу (с опорой на серию сюжетных картинок); 4) обучение описательному рассказу (с опорой на графическую схему). В основу методики легли следующие три технологии: использование картины, моделирование, работа с закрытой картинкой [1,3,4]. Технологию «Использование картины» мы рекомендуем использовать на всех этапах обучения связной речи. Необходимые  картины можно найти, как в специальных наглядных пособиях, так и создать самому с помощью компьютерных программ Paint или ADOBE PHOTOSHOP.  Моделирование, а именно графические схемы, мы предлагаем использовать на этапе обучения описательному рассказу.  Такие схемы представляют собой лист картона, разделенный на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предметов или объектов, о которых надо рассказать). Работу с закрытой картинкой можно использовать на этом же этапе. Так, логопед может попросить детей помочь ему нарисовать предмет, вид которого он будто бы не помнит: логопед называет части предмета, дети – признаки этих частей. Занятия на каждом этапе построены по определенной схеме: предполагается, что по одной серии сюжетных картинок / сюжетной картине / предметной картинке / рассказу должно проводиться три взаимодополняющих друг друга обучающих занятия. Цель первого такого занятия — актуализировать, уточнить и расширить знания детей по определённой теме, их словарный запас. Данное занятие можно назвать подготовительным, оно предполагает подгрупповую форму проведения. Цель второго занятия — обучить детей составлять рассказ/пересказ коллективно. Форма проведения такого занятия — подгрупповая. Третье занятие — заключающее, оно предполагает индивидуальную форму проведения: ребёнок самостоятельно учиться составлять рассказ/пересказ, используя при этом раннее полученные знания, умения и навыки. Кроме того, одной из главных задач на данном занятии является развитие самоконтроля ребёнка, наличие которого просто необходимо при составлении связного монологического высказывания. Поэтому составленный ребёнком рассказ/пересказ  следует записывать на диктофон с тем, чтобы ребёнок после прослушал его внимательно и исправил свои ошибки, если таковые были  им  допущены. Рассмотрим подробнее каждый этап.

            Первый  этап - обучение рассказу по серии сюжетных картинок. Обучение детей составлению рассказа по одной серии сюжетных картин должно включать в себя три занятия. На первом занятии логопед должен рассказать детям необходимую информацию по определенной теме. Но эта информация не должна быть «сухой» и неинтересной дошкольникам. А потому мы рекомендуем сопровождать рассказ (ведущийся от имени персонажа) логопеда большим количеством наглядности, которая может быть представлена как на бумажной основе, так и на мониторе компьютера в виде презентации. На втором занятии дошкольникам демонстрируется серия сюжетных картин, правильную последовательность которых они должны определить сами. По каждой сюжетной картине логопед проводит с детьми беседу. Для поддержания интереса и внимания детей можно разнообразить беседу по картине соответствующей физминуткой, подвижной или сюжетно-ролевой игрой, трудовой  или изобразительной деятельностью и т.д. После того, как беседа будет проведена по каждой из картин одной серии, установлена связь между ними, можно приступать к составлению коллективному рассказа по данной серии картин. На третьем, заключающем, занятии ребенок самостоятельно составляет рассказ по серии сюжетных картин.

            Второй этап - обучение рассказу по сюжетной картине. Обучение детей составлению рассказа по одной сюжетной картине должно включать в себя три занятия. Цель первого занятия – познакомить детей с картиной, добиться полного понимания ими её содержания. Цель второго занятия – научить детей составлять коллективный рассказ по картине. Но перед тем как перейти непосредственно к составлению рассказа, дошкольникам следует предложить различные задания, которые закрепят их знания по нужной теме, активизируют внимание и  повысят интерес к занятию. Цель третьего занятия по картине - научить ребёнка самостоятельно составлять по предложенной картине интересный связный рассказ.

            Третий этап - обучение пересказу (с опорой на серию сюжетных картинок). Для обучения детей с ОНР пересказу мы рекомендуем использовать методику Т. А. Ткаченко [4]. Большое внимание следует уделить выбору произведений для пересказа. Тексты для пересказа лучше отбирать с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Такие  тексты могут быть придуманы самим логопедом с опорой на различные наглядные пособия. Обучение пересказу на материале каждого произведения следует проводить на трех занятиях. Цель первого занятия — актуализировать, уточнить и расширить знания детей по определённой теме, речь о которой пойдёт в рассказе, предназначенного для пересказа детьми. На данном занятии детям ещё не даётся рассказ для пересказа, с ним они познакомятся только на втором занятии, а пока они получают необходимые знания, играя. Игры должны быть разнообразными и по жанру, и по содержанию. Цель второго занятия – знакомство  дошкольников с текстом для пересказа, обучение их «коллективному» пересказу предложенного текста. Прежде чем познакомить детей с текстом, им  необходимо предложить внимательно рассмотреть серию сюжетных картинок, соответствующих содержанию рассказа, и разложить их в верной последовательности. После того, как картинки будут правильно разложены, логопед должен задать детям следующие вопросы: «Внимательно посмотрите на картинки и скажите, как вы думаете, кто главный герой рассказа? Сколько всего действующих лиц в рассказе? Каков основной сюжет рассказа? Как вы думаете, о чём пойдет речь?». Затем логопеду необходимо  прочитать рассказ детям, провести  беседу по его содержанию и предложить проиграть ситуацию, описанную в рассказе. И только после этого детям можно  предложить  попробовать «коллективно» пересказать данный рассказ. Цель третьего занятия – научить дошкольника самостоятельно пересказывать рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

            Четвёртый этап - обучение описательному рассказу (с опорой на графическую схему). Обучение детей составлению описательного рассказа по одной предметной картинке должно включать в себя три занятия. На первом занятии рекомендуется актуализировать, уточнить и расширить знания детей  об изображённом на картинке  предмете. Причём эти знания должны касаться, главным образом,  не внешних свойств и признаков предмета (цвет, форма, величина и т.д.), а его качеств, которые не представлены в явном виде. На втором занятии необходимо сделать акцент на внешние качества и признаки описываемого предмета, для этого необходимо провести беседу по предметной картинке, которую детям придётся описывать. После беседы необходимо вспомнить материал, пройденный на прошлом занятии, и на основе его и беседы по картинке составить вместе с детьми план-схему, которая поможет им составить описательный рассказ по предложенной картинке. Затем детям предлагается «по цепочке» попробовать составить описательный рассказ. На третьем занятии ребёнок должен уже самостоятельно вспомнить схему, с помощью которой он будет создавать свой рассказ-описание, и собственно составить сам описательный рассказ.

          Такая последовательность занятий, на наш взгляд, позволит дошкольником с ОНР успешно овладеть пересказом и различного рода рассказами; совершенствует их лексико-грамматический строй речи и стилистическое оформление высказывания.

    Литература:

    1. Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. – М., 2004.

    2. Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб, 2005.

    3. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. — СПб,2009.

    4. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. №10.

    5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.— М., 1999.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».

    Под связной повествовательной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагат...

    Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

    Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

    Консультация для родителей: «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».

    В консультации родителям рекомендуется ряд заданий и упражнений по развитию связной речи дошкольников....

    Роль сюжетной картины в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста

    В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...

    Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня (с ОВЗ) с учётом индивидуальных психологических особенностей таких детей.

    Рекомендации были разработаны с учетом работ следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др.Коррекцией, развитием речевых нарушений детей...

    Консультация для родителей: «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».

    Под связной повествовательной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излага...