Кризис трех лет
консультация

Орлова Наталья Анатольевна

Консультация для родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кризис 3 лет

Что происходит с ребенком в этот период? Каковы  основные симптомы наступления кризиса 3 лет?

1). Негативизм. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Но следует отличать негативизм от простого непослушания. К примеру, если ребенок не хочет сделать что-нибудь, что ему неприятно (он играет, а его заставляют спать, а он спать не хочет), то это не будет негативизмом. Это – отрицательная реакция на требования взрослых, которая мотивируется сильным желанием ребенка. Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитарным тоном. К примеру, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитарным тоном: «Этот кубик большой», и получает в ответ: «Нет, он маленький». Стремление противоречить, делать наоборот, по сравнению с тем, что говорят, и есть негативизм в собственном смысле слова.

2) упрямство. Следует отличать упрямство от настойчивости. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.

3) строптивость. В отличие от негативизма, который направлен против взрослого, строптивость безлична и направлена против образа жизни, против норм воспитания, установленных для ребенка.

4) своеволие, своенравие заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Теперь ребенок хочет все делать сам.

5) протест-бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

6) обесценивание. В лексиконе ребенка появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят.

7) деспотизм. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения.

                                                 



Предварительный просмотр:

Родителям будущих первоклассников

1. Самое главное, что Вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.
Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

2. Ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни в целом – залог успешной адаптации ребенка.

Увидев спокойных и уверенных родителей, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно. Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. Очень важным условием успешной адаптации является спокойствие ребенка и его уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми – родителями и учителями.

3. Помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.

Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. На протяжении нескольких часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

4. Мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.  

  Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка. Школьная оценка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи!

И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка!



Предварительный просмотр:

МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ

Показатели успешной адаптации: спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; желание есть самостоятельно; спокойный дневной и ночной сон.

5 ШАГ: СОН БЕЗ МАМЫ.  Не спешите оставлять малыша в саду на сон. Его эмоциональная сфера еще долго будет подвержена жестким испытаниям.   Один из ярких показателей — мокрые штанишки. Удивляется мама. А это   результат того, что ребенок в чужом туалете не мог расслабиться. Вернувшись в привычную уже обстановку групповой комнаты, он облегченно вздохнул и... Оставьте этот инцидент без внимания, но сделайте вывод: не торопиться!

4 ШАГ: ОБЕД БЕЗ МАМЫ.  Еще одна ступенька — приучить ребенка обедать в детском саду. Все сели за стол, воспитатель предлагает: «Садись и ты, смотри, какой красивый стул тебя ждет, тарелочка с рисунком, садись!».  Место ему определяется ближе к выходу, два шага — и ты уже за дверью. Малыш соглашается, съедает четверть тарелки супа и тут же спохватывается, бежит к двери, — а там его ждет мама. Он успокаивается.

3 ШАГ: ПЕРВЫЕ ЧАСЫ БЕЗ МАМЫ.  Мама  рассказывает, как много у нее неотложных дел и просит малыша помочь ей: остаться с воспитателем некоторое время. Если же она видит, что при первом напоминании о садике ребенок настораживается, лучше пока не рисковать, подождать еще некоторое время.  У малыша уже завязываются какие-то первые контакты с детьми, поэтому скоро родители вполне смогут убедить ребенка.

2 ШАГ: ВИЗИТ В ГРУППУ. Усложним задачу: вводим ребенка в помещение групповой комнаты.     Ребенок начинает осматриваться, а мама и воспитатель беседуют между собой о том, что находится в группе. На этом визит заканчивается.   На следующий день наблюдайте за работой воспитательницы, комментируя для малыша ее действия. В следующие посещения он и сам начинает увлеченно играть во что-то, а мама может периодически ненадолго выходить из комнаты.

1 ШАГ: ЗНАКОМСТВО С ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКОЙ. Договоритесь заранее о посещении территории садика, и за день-два подготовьте ребенка. Скажите, что мечтаете показать ему садик, где интересно живется всем детям Выйдя на  прогулку, предложите заглянуть в детский сад. На территории не нужно прижимать к себе малыша и держать его за руку. Наоборот, надо спокойно отреагировать на приглашение воспитателя проследовать за нею по участку, рассмотрите вместе игрушки.



Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к поступлению в 5 класс?

Расставание с начальной школой и переход на новую ступеньку образования – важный этап в жизни ребенка и всей семьи в целом. Станет ли пятый класс источником радости или, наоборот, испытанием на прочность во многом зависит от нас с вами. Как же подготовить ребенка к поступлению в 5 класс?

1. Обсудите вместе с ребенком предстоящие изменения

 Многие трудности возникают из-за того, что ожидания ребенка по отношению к пятому классу не соответствуют реальности. Наша общая задача – сформировать четкое представление о средней школе. Как ни странно, часто четвероклассники почти ничего не знают о том, что их ждет. Хотя взрослые много говорят об этом, но говорят очень обобщенно, в результате чего у ребенка возникает смутное, как правило, тревожное представление: «В пятом классе нужно много учиться, будет трудно, нужно быть самостоятельными».

Обсудите, какие предметы он будет изучать, в каких кабинетах будут проходить уроки,  сколько предметов в день будет по расписанию и где оно находится, как можно связаться с классным руководителем, к кому можно обратиться в случае возникновения конфликтной ситуации, как он будет возвращаться домой и т.п.

2. Поддерживайте и развивайте самостоятельность ребенка

К пятому классу у ребенка возникает потребность быть самостоятельным, развивается чувство взрослости,  готовность взять на себя новые обязанности, а также расширить свои права. Но готовы ли мы, взрослые, по-новому взглянуть на своего уже подросшего ребенка? Предоставить ему возможность делать выбор и нести определенную ответственность? Ведь самостоятельность проявляется в конкретных делах. А главное, как понять, насколько ребенок готов быть самостоятельным, как не превратить свободу во вседозволенность?

Проанализируйте, кто следит за тем, чтобы был собран портфель и сделаны уроки? Кто отвечает за отсутствие опозданий? Кто решает, чем заниматься ребенку в свободное время? Если Вы увидите, что участие ребенка в семейных делах минимально, имеет смысл поручить ему выполнение некоторых домашних обязанностей, за которые он сам будет отвечать. Важно обсудить, когда и сколько раз в неделю (день, месяц) он будет их выполнять. Спросите его, в каких семейных делах он еще мог бы принять участие, в решении каких семейных вопросов он хотел бы, чтобы его голос учитывался.

Не стоит забывать о том, что ребенок, несмотря на его более взрослый статус, продолжает нуждаться в родительском контроле и внимании, поддерживайте связь с учителями, особенно при возникновении трудностей, проверяйте готовность к уроку, информацию в электронном дневнике. Показывайте, что вы рядом и готовы помочь ему.

3. Организуйте правильный режим дня

Следите за тем, чтобы ребенок ложился спать в определенное время. Чередуйте учебную нагрузку с прогулками, спортивными мероприятиями, интересным досугом. Не нужно перегружать  ребенка большим количеством кружков и секций, иначе избыток впечатлений создаст эмоциональную перегрузку, да и времени на учебу будет оставаться мало. Постарайтесь спланировать жизнь вашей семьи так, чтобы в первом полугодии у ребенка была возможность спокойно освоиться в средней школе. По возможности, отложите разные семейные мероприятия: переезд, ремонт, приезд гостей на длительное время и другие.

4. Поощряйте общение ребенка с одноклассниками

Важно настраивать ребенка на положительное отношение к одноклассникам и взаимопомощь, учить конструктивно решать споры и улаживать разногласия. Поддерживайте контакты с другими родителями класса, старайтесь показывать пример дружеских отношений.

5. Предоставьте ребенку право на ошибку

Учебная нагрузка детей в пятом классе увеличивается. Если у ребенка есть большие пробелы в знаниях или стойкие трудности в обучении, необходимо обратить на это серьезное внимание, обратиться за помощью к специалистам.

Дайте ребенку право на ошибку, ему действительно нелегко справляться с новыми требованиями, и если его успехи ниже тех, что Вы ожидали, дайте  понять, что эти трудности временные, что вместе вы их обязательно со временем преодолеете. Важно поддерживать интерес к учебе, понять, к каким школьным предметам он проявляет больше внимания, что его увлекает, развивать эти наклонности, поддерживать стремление к познанию нового. Дополнительная литература, факультативы, экскурсии, участие в конкурсах и олимпиадах по предметам способствуют раскрытию способностей, повышению уверенности в себе, и, в конечном счете, формированию стойкой учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленький тиран" или кризис трех лет. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям понять, что происходит с их ребенком в возрасте трех лет. С какими трудностями в поведении ребенка они могут столкнуться и как с ними справиться....

"Кризис трех лет"

Консультация для родителей...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому ...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса.

Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса....