Консультация для родителей: "Готовность к школе и темперамент ребенка"
консультация на тему

Абакумова Наталья Анатольевна

Готовя ребенка к школе, родители должны учитывать прежде всего его индивидуальные особенности.Очень важно родителям не упустить менее заметное, но наиболее важное в подготовке ребенка к школе - те качества, которые необходимо формировать у него в дошкольные годы, чтобы процесс усвоения новых знаний и умений шел успешно.  Зная своего ребенка, черты его характера можно определить его темперамент (флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик) и выстроить процесс воспитания и обучения более индивидуализированно и продуктивно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole_i_temperament_rebenka.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР-д\с «Золушка»

Консультация для родителей

«Готовность к школе и темперамент ребенка»

Подготовила:

педагог-психолог Абакумова Н.А.

Абакан 2017

Дети – флегматики

Известно, что дети-флегматики медлительны и усидчивы, у них низкий темп деятельности. Они не могут быстро ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое. Зная особенности своего ребенка, родители не должны торопить его, так как это нервирует ребенка и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. Задача взрослых при подготовки таких детей к школе – способствовать развитию их уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром темпе.

В этом помогут своевременно сформированные умения и навыки самостоятельной работы. Полезно использовать приемы опережающего воздействия, то есть заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей деятельности и т.п. Такие указания помогают ему вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Родители должны использовать разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным и целенаправленным действиям.

Флегматику важен постоянный тактильный контакт, нестандартные задания и игры на тренировку ума.

Есть одна особенность в воспитании флегматиков, о которой предупреждают психологи: привычки, которые у них вырабатываются, приобретают исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Поэтому родители ребенка - флегматика должны тщательно продумывать его режим, привычки и т. п. Перевоспитывать флегматика — трудное занятие и для ребенка, и для его родителей.

Неуспевающими или нервными такие дети становятся лишь в том случае, когда родители, а иногда и учителя неправильно воспринимают свойственную этим детям медлительность и даже попрекают или смеются над «тугодумием».

Для флегматика очень важны занятия спортом.

Дети – холерики

Для детей данного типа темперамента характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных играх. Они часто приступают к выполнению работы, не дослушав объяснения до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок. Эти черты поведения, закрепившись, могут стать серьезным препятствием для успешного школьного обучения.

Главное в подходе к таким детям – дать полезное направление детской энергии. Достигнуть этого можно, приобщая ребенка к интересным делам, играм, поручениям, в которых находит выход их природная активность. Можно попросить ребенка проверить, правильно ли выполняется та или иная работа, дать ей оценку.

Необходимо помочь малышу осознать связь между излишней торопливостью и низким результатам труда («Поспешишь – людей насмешишь»), поощрять старательность и терпение, организовать спокойную деятельность для укрепления процессов торможения (конструирование, рисование, ручной труд), использовать приемы сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай еще раз»).

Полезным оказывается прием, который ставит ребенка в позицию обучающего: «Расскажи и покажи мне, как слепить домик. Научи меня строить мост, у меня это хорошо получается». Родителям надо очень грамотно общаться с такими детьми и ни в коем случае не стараться их «переломить». Лучше всего их энергию использовать в «мирных» целях.

Холерик остро реагирует на запреты, связанные с ограничением двигательной свободы. Довольно часто особенности и потребности малыша вступают в конфликт с представлением родителей о том, как ведет себя хороший ребенок. И вот тогда эти неправильные ограничения приводят к срыву и превращают холерика в чересчур подвижного неуспевающего ученика.

Подвижные игры, занятия спортом для холерика чрезвычайно важны, так как помогают ему направить свою неуемную энергию в нужное русло. Правильное воспитание может помочь холерику стать менее возбудимым, сдержанным.

Дети – сангвиники

Ребенок сангвинического темперамента отличается живостью, жизнерадостностью, активностью, любознательностью. Он - работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановки. Ребенок-сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручение взрослого и предпочесть более интересное занятие.

При подготовки таких детей к школе необходимо формировать у них умение доводить начатое дело до конца, не допускать появления привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность.

К ребенку- сангвинику можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу предложить выполнить заново и самому оценить полученный результат.

Родителям нужно попытаться углубить у него интерес к какому-нибудь занятию, показывать новые, привлекательные стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремленность. 

При организации игр и занятий с таким ребенком необходимо помнить, что сангвинику необычайно трудно быть сосредоточенным на каком-либо одном занятии, поэтому желательно планировать для одного занятия несколько разных по характеру игр, стремиться, чтобы игры были ярко эмоционально окрашены. Бесполезно занимать ребенка монотонной работой — он ее не выносит.

 Сангвиник — очень продуктивный деятель, но только в том случае, если дело вызываемого интерес. При отсутствии интереса к занятиям активность сменяется вялостью и рассеянностью. Но постепенно все же необходимо приучать ребенка к более продолжительным занятиям одного вида, развивать у него усидчивость. На успешность обучения ребенка-сангвиника в силу его выраженной ориентации на положительные контакты с окружающими большое влияние оказывают его отношения с обучающим взрослым.

Дети – меланхолики

Особого внимания заслуживают дети с проявлениями меланхолического темперамента. Они отличаются позитивной чувствительной чувствительностью, обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. Они обычно дольше других адаптируются к школе, с трудом входят в новые условия.

В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, активность их затормаживается.

Главная задача при подготовки таких детей к школе – вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки их поведения, создание установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях хорошо выполнить новое дело («Я знаю, у тебя должно получиться. В прошлый раз, помнишь, как хорошо получилось?»).

Ребенку целесообразно поручать такие дела, с которыми он справится, и результат увидят сверстники (можно попросить сделать подарок малышу или другу). Успех окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач. 

У меланхолика надо развивать в первую очередь самостоятельность, решительность, упорство. В этом плане для него важны подвижные игры и занятия спортом. Причем привлекать его к таким занятиям нужно постепенно и осторожно, «незаметно» для ребенка. Возможно, это удастся вам сделать с большим трудом, но оно того стоит: ваш ребенок ощутит радость победы, и прежде всего — над своей робостью и нерешительностью. Чтобы ребенок-меланхолик легче адаптировался к школе очень важно:

•    чтобы он учился в одном классе со своими друзьями; если это невозможно, помогите ему найти друзей среди его одноклассников;

•    попросите учителя, чтобы ваш ребенок на первых порах сидел за одной партой со своим другом;

•    для вашего ребенка совершенно не важно, насколько престижна школа, в которую его определят родители, но для успешной учебы в течение 11 лет, он должен чувствовать себя в школе свободно и   уверенно; поэтому для учебы в младшей школе выбирайте не школу, а учителя;

•    сделайте так, чтобы ваш ребенок принимал активное участие во всех классных мероприятиях; 

•    ребенок этого типа отличается утомляемостью, поэтому не бойтесь иногда оставить его дома, но следите, чтобы это не происходило слишком часто, иначе ваш ребенок привыкнет ощущать себя в стороне от одноклассников. 
                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Готовность ребёнка к школе»

Школа - это действительно серьезный экзамен на зрелость для маленького человека. А вот создать у ребенка положительный настрой на школу - это уже задача взрослых и прежде всего родителей....

Консультация для родителей " Готовность детей к школе"

Данный материал поможет родителям избежать типичных ошибок при подготовке ребенка к школе....

консультация для родителей "Готовность ребёнка к школе"

Данная консультация содержит практические материалы,помогающие родителям определить базовые знания ребёнка при поступлении в  1 класс,  его готовность  к школьному обучению, а также рек...

консультация для родителей "Готовность ребёнка к школе"

консультация для будущих первоклассников...

Консультация для родителей «Готовность детей к школе».

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учр...