Главные вкладки

    Консультация для родителей «Особенности формирования КГН у детей в первой младшей группе»
    консультация (младшая группа) на тему

    Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kons.dlya_rod.kgn_.docx18.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей  «Особенности формирования КГН у детей в первой младшей группе»

    Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.

              Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

    Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.  

    Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

                                        Задачи и содержание работы:

    1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

    2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

    3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

    4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

    5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

    6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

    7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

    8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

    9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

               К концу года дети могут:

    1. Самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого).

    2. При небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках.

    3. Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке.

    4. Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами -носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком.

    5. Усваивать порядок одевания и раздевания.

    6. Аккуратно складывать снятую одежду и обувь.

    Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:

    Показ и объяснение

    В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.

    Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (взрослый заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

    Упражнение и контроль

    Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.

    Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

    Пример взрослых

    Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом  возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослый должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (взрослый использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)

    Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.

    Игровые приемы

     Позволяют взрослому  более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогают закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".

    Также, использование иллюстраций, художественного слова, фольклора,книг, бесед, инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык

    Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.  

    Еще одно условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

    Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"

    Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"....

    Программа по формированию здорового образа жизни у детей в первой младшей группе

    В самом названии программы заложена главная идея и цель: помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребёнку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека. Программа обеспечива...

    Консультация: "Роль чтения художественной литературы в воспитании детей в первой младшей группе"

    В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Мы учим детей слушать стихи, сказки, рассказы...

    Консультация для родителей «Солнце и счастья вам, дети» в первой младшей группе

    Консультация для родителей «Солнце и счастья вам, дети» в первой младшей группе...

    Консультация для родителей «Солнце и счастья вам, дети» в первой младшей группе.

    Консультация для родителей «Солнце и счастья вам, дети» в первой младшей группе....

    Консультация для родителей "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"

        Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна....