Главные вкладки

    Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"
    консультация по теме

    Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx13.87 КБ
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx13.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития

    У детей с ЗПР отстаёт развитие способности осознавать речевую действительность как что-то отличное от предметного мира. Ряд грамматических категорий в их речи отсутствует. Для речевой деятельности характерна недостаточность монологической речи. У этих детей часто встречаются дефекты произношения, им плохо дается звуковой анализ слов, они недостаточно владеют звуковым образом слова. Такие дети испытывают существенные трудности в словесной регуляции деятельности (Н.Ю. Борякова, С.Г. Шевченко,и т.д.).                                                                 У детей с задержкой психического развития отмечаются следующие особенности их словаря: резкое преобладание пассивного словаря над активным; ограниченный запас слов, которые обозначают и конкретизируют обобщенные понятия, раскрывают их во всей полноте и многообразии; недифференцированное, а иногда и неадекватное употребление ряда слов.

    Переход к первым словам – серьезнейший период в речевом развитии ребенка и к этому времени в пассивном лексиконе детей с ЗПР насчитывается примерно 5-30 слов, что можно проверить по реакции на просьбы: «Принеси ботинки», «Где глазки?», «Где бабушка?». Слово попадает в активный лексикон, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе. Так, например, Аня Л. в 1 г. 5 мес., имея в активном лексиконе 39 слов, понимала не менее 100.

    У всех старших дошкольников с задержкой психического развития не сформирована готовность к обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы  и служит одной из причин того, что эти дети с большим трудом овладевают письмом и чтением, часто смешивают буквы, сходные по начертанию или обозначающие оппозиционные фонемы, сложные по составу гласные, не умеют выделить из текста предложение.                                                Большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с ЗПР не только замедлено, но и значительно изменено, происходит иначе, чем у нормально развивающихся детей (В.В. Лебединский, В.И. Насонова и др.).



    Предварительный просмотр:

    Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития

    У детей с ЗПР отстаёт развитие способности осознавать речевую действительность как что-то отличное от предметного мира. Ряд грамматических категорий в их речи отсутствует. Для речевой деятельности характерна недостаточность монологической речи. У этих детей часто встречаются дефекты произношения, им плохо дается звуковой анализ слов, они недостаточно владеют звуковым образом слова. Такие дети испытывают существенные трудности в словесной регуляции деятельности (Н.Ю. Борякова, С.Г. Шевченко,и т.д.).                                                                 У детей с задержкой психического развития отмечаются следующие особенности их словаря: резкое преобладание пассивного словаря над активным; ограниченный запас слов, которые обозначают и конкретизируют обобщенные понятия, раскрывают их во всей полноте и многообразии; недифференцированное, а иногда и неадекватное употребление ряда слов.

    Переход к первым словам – серьезнейший период в речевом развитии ребенка и к этому времени в пассивном лексиконе детей с ЗПР насчитывается примерно 5-30 слов, что можно проверить по реакции на просьбы: «Принеси ботинки», «Где глазки?», «Где бабушка?». Слово попадает в активный лексикон, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе. Так, например, Аня Л. в 1 г. 5 мес., имея в активном лексиконе 39 слов, понимала не менее 100.

    У всех старших дошкольников с задержкой психического развития не сформирована готовность к обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы  и служит одной из причин того, что эти дети с большим трудом овладевают письмом и чтением, часто смешивают буквы, сходные по начертанию или обозначающие оппозиционные фонемы, сложные по составу гласные, не умеют выделить из текста предложение.                                                Большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с ЗПР не только замедлено, но и значительно изменено, происходит иначе, чем у нормально развивающихся детей (В.В. Лебединский, В.И. Насонова и др.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития

    Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окр...

    Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития

    У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...

    Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития

    Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития....

    Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития и у детей с сохранным интеллектом

    Консультация для педагогов на тему: Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития и у детей с сохранным интеллектом.Цель: познакомить педагогов с особенностями ...

    Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития

    Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития...

    ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

    ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ....