Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике

Добрая Юлия Анатольевна

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития

В настоящее время значительно выросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту поступления в школу они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. У нормально развивающихся детей к началу школьного возраста происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. Однако не все дети одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около половины неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают в процессе овладения русским языком.

Развитие грамматического строя речи понимается как длительный процесс формирования умений оформлять высказывания с точки зрения законов и правил русского языка. Свободная устная и письменная речь опирается на владение достаточным словарным запасом, а также на уровень сформированности грамматического строя речи. Бедность словаря, аграмматизмы мешают полноценному общению, а следовательно и общему развитию речи ребенка. И, напротив, отсутсвие аграмматизмов является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа). Обычно у нормально развивающегося ребенка овладение такими навыками происходит в процессе общения со взрослыми, он усваивает грамматический строй речи на уровне подсознания. Ребенок понимает, что означает та или другая форма, прежде, чем начнет ее использовать в речи. При формировании грамматического строя речи ребенок усваивает сложную систему грамматическихзакономерностей на основе анализа речи окружающих, выделяет общие правила грамматики на практическом уровне, обобщает эти правила и закрепляет в собственной речи.

Речь детей с ЗПР существенно отличается от нормы. Словарь значительно сужен, затруднено формирование эмпирических грамматических обобщений, ряд грамматических категорий в их речи просто отсутствует.

Общеизвестно, что обучение ребенка в школе может осуществляться на определенном уровне школьной готовности, что включает в себя и уровень речевого развития. Изучение причин, препятствующих успешному обучению русскому языку детей с ЗПР, ведется в сравнении со знаниями и умениями с их нормально развивающимися сверстниками, что позволяет дифференцировать трудности в усвоении языковых знаний, присущих всем детям, от затруднений, характерных лишь для детей с ЗПР.

Дети с ЗПР имеют существенное недоразвитие речи, которое проявляется в бедности словаря, примитивном строении фразы, нарушении грамматического строя речи, нарушение звуковой её стороны, а главное – смысловой. При этом оказывается несформированной не только сама речь, но и предпосылки её развития: у детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, которые лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также её грамматического строя, не создана потребность в общении и не развиты доречевые средства общения, не сформирован фонематический слух и готовность артикуляционного аппарата, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в 2-х направлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой – над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной, познавательной функции и функции деятельности.

Речь является для ребёнка средством информации, способом передачи общественного опыта (передачи знаний, способов действия, средством мышления. К началу дошкольного периода, даже при нормальном развитии, создаются лишь начальные предпосылки к осуществлению всех этих задач. Речь детей с ЗПР совсем не готова ещё служить средством познания. Поэтому стоит задача сформировать познавательную функцию речи, которая связана со смысловой и грамматической сторонами её развития.

На первом этапе необходимо соединить слово с образом каждого предмета, действия, качества, свойства или отношения, с которыми знакомятся дети. А в дальнейшем работать над усвоением обобщённого значения слова.

Тот же этап должен быть пройден и при усвоении обозначений действий – глаголов. За глаголом также должен стоять образ действия, как за существительным образ предмета, а за прилагательным – свойства.

Важно учить детей правильно воспринимать, хорошо представлять себе действия реальные и изображённые на картинках. Если каждое действие правильно воспринимается ребёнком, хорошо отличается от другого, то будут правильно усваиваться и обозначающие их глаголы. Особое внимание следует уделить словесным обозначениям пространственных отношений. Эти отношения, с одной стороны, трудны для восприятия, с другой – чрезвычайно важны для усвоения детьми предлогов и их значений, во многом определяющих грамматическую структуру фразы и понимание её смысла в целом.

У детей с ЗПР наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтетические структуры предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окр...

"Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие речевого и психического развития ребенка"

Грамматические языковые значения. Роль усвоения их для общего развития детей....

Формирование грамматических средств речи у дошкольников с задержкой психического развития

работа по преодолению нарушений грамматической стороны речи...

Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"

Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"....

Особенности формирования связной речи у детей с задержкой психического развития

Связная речь детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием. Отставание в формировании контекстной речи, как в целом ...