Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития
статья по логопедии на тему

Тезикова Наталья Николаевна

В статье изложены особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития.

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов.    Дети должны научиться  пользоваться не только определёнными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи у детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Дети с задержкой психического развития быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут сказаться на состоянии и ходе развития их речи.

В коррекционно-логопедической работе в специальном детском саду для детей с ЗПР основное внимание уделяется: формированию монологической речи,  обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и  обучению рассказыванию разного вида.

       Остановимся подробнее на некоторых приёмах развития связной речи у детей с ЗПР:

  1. Рассказ по демонстрируемым действиям.                                                                              Этот приём учит ребёнка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.
  2. Пересказ рассказа с помощью фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками).
  3. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Это умение формируется на основе выше перечисленного. При использовании этого метода работы логопед должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.
  4. Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план логопеда поможет детям обеспечить последовательность этапов изложения. Однако в тоже время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием.

Выделяются следующие типы занятий: вводное, комбинированное, изучение нового, обобщение, каждый, из которых имеет свою дидактическую цель.

Занятия желательно проводить с подгруппой из 5-6 детей с использованием раздаточного материала разного уровня сложности, что позволяет логопеду дозировать нагрузку и отслеживать затруднения детей во время занятий. Необходимую помощь следует оказывать, своевременно избирая меру помощи для каждого ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности характера, внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная переключаемость), скорость усвоения нового материала и т.д.

Одним детям для того, чтобы они правильно выполнили задание, достаточно своевременного одобрения, эмоциональной стимуляции или напоминания условия задания. Другой группе детей необходимо дополнительное разъяснение способа выполнения задания.

Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно.

Задачи специализированого дошкольного обучения в основном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме. Однако содержание каждого раздела является специфическим. При отборе содержания обучения учитываются недостаточная  сформированность познавательной деятельности и особенности психофизического развития детей с задержкой психического развития. В содержании работы вводятся не только общие, возрастные, но и коррекционные задачи.

Коррекционные задачи:                                                                                            - обогащение зрительных представлений;

- развитие внимания;                                                                                                         - стимуляция познавательной активности (задания на поиск);                              - создание условий для полноценного взаимодействия через систему             специальных игр и упражнений;

- включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (согласование числительных с существительными, прилагательными, существительными с прилагательными);

- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмами умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка и т.д.);

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

- развитие направленного восприятия речи педагога и внимания детей к речи других детей;

- формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Образовательные задачи:

- учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

- способствовать формированию мотивации учебной деятельности, направленной на активизацию познавательных интересов;

- способствовать формированию навыков построения связных монологических высказываний;

- способствовать усвоению форм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств её выражения;

- способствовать формированию установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога;

- закреплять навыки в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;

- способствовать практическому овладению простыми синтаксическими моделями фраз, составляемыми на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений.

Основными задачами занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития являются повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи; восполнение пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний, развитие речевых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с ЗПР

В учебном плане дошкольного учреждения для детей ЗПР предусмотрено к формированию связной речи в старшем подготовительном возрасте 2 занятия в неделю. Наряду с “Программно-методическим оснащением кор...

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...

«Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития на занятиях по математике»

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и о...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития

Практический материал может быть использован в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития.

Описывается как ведется поэтапная коррекционная работа  по развитию связной речи у детей с ЗПР....

Развитие связной речи у детей с Задержкой Психического Развития(ЗПР)

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальн...

Особенности формирования связной речи у детей с задержкой психического развития

Связная речь детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием. Отставание в формировании контекстной речи, как в целом ...