Для подготовительной группы "Через год -первоклашка"
консультация (старшая группа) на тему

Манзырыкчы Алла Николаевна

Адаптация перед школой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_dlya_pervoklashek.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Родительское собрание

Для подготовительной группы

                                        "Через год -первоклашка"

Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности

ребенка к обучению в школе.

Задачи:

1.        Познакомить родителей с характеристиками психологической и педагогической

готовности;

2.        Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками;

объединить всех участников преемственной связи;

3.        Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию

психологической культуры родителей;

4.        Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Участники: родители детей подготовительных групп, воспитатели групп, педагог-

психолог, педагоги начальных классов школы

Материалы и пособия:.Мультимедийный проектор, мячик, спички, задания для игры,

памятки с рекомендациями родителям

Ход собрания

Воспитатель: Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас поздравить

уважаемые родители с переходом в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит

очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с

вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем

сегодня разобраться, (представить присутствующих педагогов и воспитателей)

Упражнение- визуализация "Первый раз в первый класс": На экране слайд - шоу -

фотографии родителей в первом классе под музыку.

Педагог: Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о которых я вам

расскажу. С чего все начинается? С волнения родителей, которое ребенку передается

задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то.возможно, ему самому ещё непонятного, но

приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалке

ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское

сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда

он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него

букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это - школьный

двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди... В

глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек!

Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо... Тетя,

она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая - то комната -

это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон тудевочку... А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этом зале, и мы с вами сейчас

находимся приблизительно, но далеко не в такой ситуации. Многие из нас незнакомы,

возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы

стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться, ведь имя человека - это

самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Упражнение "Имена"

Цель: Установление контакта между участниками. Создание доброжелательной

атмосферы

Содержание: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У кого она в

руках, тот называет имя соседа, а затем своё имя. Я начну: "Меня зовут Ольга

Владимировна". Тот, кто принимает игрушку, должен произнести: "Вас зовут Ольга

Владимировна, а я        "

Воспитатель: Познакомились. А теперь предлагаем вам ещё немного поиграть и сплотить

наш коллектив. Упражнение «Спичка»: Цель: Сплочение коллектива Содержание:

Встаньте плечом к плечу (две команды). Сейчас мы раздадим вам спички, которые можно

держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив

спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Вам надо

сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать спички, решать вам. Главное

условие - держать одним пальцем. Молодцы, садитесь на свои места.

Ответьте на вопросы:

-        Легко ли было выполнить это упражнение?

-        Что мешало дойти до финиша?

Это упражнение направлено на сплочение нашего коллектива.

Упражнение "Парад мнений"

Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы

Содержание:

Ведущий задает вопрос: "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к школьному

обучению?" (высказывания родителей записываются на доску)

Примерные ответы:

Неподготовленность к Школьному обучению чаще всего проявляется в том, что

Ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий

режим работы;

Ребенок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет

задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

Ребенок проявляет мало инициативы; тяготеет к шаблонным действиям и решениям,

имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

У нас присутствуют педагоги школы, согласны ли с данными утверждениями?

(выступление педагогов школы)

Выступление педагога : Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и

обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу - переломный момент

в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с

окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Современная

школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложныхформ умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением,

большей работоспособности. Родителям необходимо знать, что существуют два понятия:

педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической

готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и

чтения. Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к

школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не

учитывать. Очень часто бывает так.что ребенок умеет писать, считать, читать, но не

умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать

требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как же

так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг - жалобы

учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему

там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе -

психологическая.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:

1.        физическая готовность.

2.        интеллектуальная готовность.

3.        социально-личностная.

4.        мотивационная.

Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных систем.

Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание

нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяют этот

вид готовности. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у

него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать,

классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития

второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи)

Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты

утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно

хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотном)

пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Социально-личностная готовность.

Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в

частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный

компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут,

может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения

педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты

учения.

Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В

психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе; - игровой, -

познавательный, - социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно

будет играть с ними") не готов к обучению в школе.

Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое,

интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который,

ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.

Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый

социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные

принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только

познавательный мотив - самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не

может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на

игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют.

используя игровые формы.

Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент. На начальном

этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является

контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние

раздражители. "Наука властвовать собой" часто представляется непосильной задачей для

ребенка, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга,

которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Очень важны также способность тормозить на определенное время высокую

двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую

рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц

кисти и координация движений пальцев рук. «Незрелые» дети часто становятся

неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько

лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта

проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто

ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает

здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и

нежелание учиться. Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо

прогнозирование готовности ребенка к обучению ещё до поступления в школу и

системная совместная работа педагогов и родителей по формированию у детей готовности

к школьному обучению, которая включает следующие составляющие.

1.        Выработка представления о занятиях как о важной деятельности для приобретения

знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях

(тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам педагога)

2.        Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.

Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями,

умениями, прилагать для этого достаточные усилия

3.        Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к

сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников

общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы

сверстников, тактично отмечать недостатки).

4.        Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях

коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного

становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр.

деятельности по интересам.

Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному

обучению" (высказывание родителей)

•        Физическое, здоровье.

•        Наличие мотива учения (познавательного и социального). .. ..                 

•        Сформированность произвольности поведения: умение сознательно подчинять

свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и

самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и

взрослыми).

•        Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать,

сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный

уровень развития восприятия речи)

Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе? В первую очередь

создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье

требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный образ школы,

прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать

интерес к учебной деятельности: посещать музей, покупать иллюстрированные

энциклопедии и т.п.. развивать у ребенка уверенность в себе. А теперь Вашему вниманию

предлагаем игры, в которые можно играть с детьми дома, (презентация игр и упражнений)

Рефлексия: Просим вас высказать свое мнение о проведенном мероприятии.

Памятка для родителей первоклассников

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе:

1.        Будьте терпеливы, не спешите. Если какое-то упражнение не получается, сделайте

перерыв, вернитесь к нему позднее.

2.        Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и

недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса

3.        Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен;

займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка

и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

4.        Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите

ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его

слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих

силах.

5.        Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка - это его

работа, как потом его работой станет учение.

6.        Научите: умению быть вежливыми в общении со сверстниками и взрослыми,

умению соблюдать правила и обычаи, принятые в школе, умению быть

дисциплинированными.

7.        А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый

труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не

теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность

больше общаться с ребенком.

Список литературы

1.        Бабаева Т. И. "У школьного порога"

2.        Гуткина Н. И. "Психологическая готовность к школе"

3.        Ковалёва Е., Синицына Е. 'Тотовим ребёнка к школе"

4.        Мир дошкольника:"Вопросы и ответы" составитель Е. К. Кислица и другие

5.        Монина. Е. Б., Панасюк Е. В. "Предшкольный бум или что нужно знать родителям

будущего первоклассника"

6.        Нартова С. К., Мухортова Е. А. "Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к

первому классу"

7.        Рогов Е- И. "Настольная книга практического психолога" Книга К" Система работы

психолога с детьми разного возраста"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе "Прошел год, мы первоклашки…"

Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе....

Мастер-класс "Играя-обучаюсь" для родителей подготовительных групп в рамках Клуба "Первоклашка"

Игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на начало учебного года «Через год-первоклашка»

Цель: обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе.Задачи:• познакомить родителей с задачами детского сада на новый учебный год, с планами г...

Конспект занятия в подготовительной группе: «Сегодня мы дошкольники, а завтра первоклашки»

Конспект занятия в подготовительной группе: «Сегодня мы дошкольники, а завтра первоклашки» Цель: • выявление уровня знаний и умений детей: • называть слова — предметы, слов...

Родительское собрание в подготовительной группе к школе"Ваш ребенок первоклашка"

Цель: ознакомление родителей воспитанников  с содержанием, особенностями и условиями воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группеЗадачи:1.     Познак...

Родительское собрание в подготовительной группе в начале года. «Через год – первоклашка»

Тема:«Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросуготовности ребенка к обучению в школе.Задачи:1. Познакомить родителей с характер...