Мастер-класс "Играя-обучаюсь" для родителей подготовительных групп в рамках Клуба "Первоклашка"
консультация (подготовительная группа)

Пичикина Юлия Васильевна

Игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №1527»

Мастер-класс «Играя-обучаюсь!»

для родителей подготовительной группы

в  рамках Клуба «Первоклашка»

на тему: «Развитие связной речи».

28.10.2019г.

Подготовила и провела:

Учитель-логопед – Пичикина Ю.В.

                                                           Москва, 2019г.

Что такое связная речь?

Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания (т. е. высказывания, состоящие из нескольких фраз, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека.

Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения и сочинения и многое другое. Школьные оценки находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала.

Если у ребенка мал словарный запас, если речь его аграмматична и бедна и к тому же он не привык «рассказывать», то уже на самых первых этапах школьного обучения он окажется в сложном положении, одни образовавшиеся пробелы будут вызывать появление других, в итоге же за все годы школьного обучения ребенок так и не сумеет овладеть достаточно совершенной устной и письменной речью, что наложит свой нежелательный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста очень во многом зависит от окружающих его взрослых, от приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т. п. При этом надо помнить вот о чем.

Во-первых, для построения связных рассказов ребенок должен прежде всего иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь.

Во-вторых, овладение ребенком навыками составления отдельной фразы еще не означает владения им связной речью. Некоторые дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-нибудь отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, т. е. составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий.

Даже если ребенок в состоянии правильно построить хотя бы несколько предложений, он должен суметь связать их между собой в определенной логической последовательности. Случайное же нагромождение предложений не достигнет нужной цели - «рассказ» ребенка не будет понятен слушателям. Связный рассказ предполагает, что все предметы будут поставлены в какое-то определенное соотношение друг с другом.

Прежде чем соединять предложения в рассказ, ребенок должен мысленно наметить себе общий план рассказа (сначала от этом, затем о том и т. п., т. е. обладать навыками речевого программирования.

Виды рассказывания.

При повествовательном рассказывании о событии программа высказывания выражается при помощи глаголов, этого основного «двигателя» сюжета: играли – упал – поплыла – принесла. Если бы не это «движение», то и рассказывать было бы не о чем. В этой связи хочется еще раз напомнить родителям о необходимости обогащать речь ребенка глаголами.

Приступая к систематической работе по развитию у ребенка связной речи, нужно прежде всего постараться заинтересовать его ею, вызвать желание что-то рассказать.

Можно предложить красивую яркую картинку, совместно ее рассмотреть и предложить ответить на вопросы по ее содержанию. После того, как ребенок ответит на все эти вопросы, предложите ему самостоятельно рассказать обо всем том, что он видит на этой картинке.

Можно предложить ребенку пересказать прочитанную взрослыми сказки или рассказа.

Можно предложить самостоятельно завершить недочитанного взрослым рассказа, прерванного на самом интересном месте. Можно предложить ребенку рассказать о событиях прошедшего дня, пересказать просмотренный мультфильм (по наводящим вопросам).

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей, к прослеживанию определенной связи между ними. Помните, что свободное владение связной речью еще до начала школьного обучения является надежной базой для формирования у ребенка полноценной письменной речи.

Простые речевые упражнения для развития связной речи


Такие упражнения не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.


Какой?

Цель: обогащать речи ребенка именами прилагательными.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.

Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.


Что могут делать…?

Цель: обогащать речь ребенка глаголами.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Слова наоборот

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры:

Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.

Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл - потерял.


Слова-товарищи

Цель: развивать речь ребенка, обогащая ее.

Ход игры:

Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.

Например: Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

Один – много

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры:

«Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.

Пример:


стол – столы

кусок – куски

стул – стулья

день – дни

гора – горы

прыжок – прыжки

лист – листья

двор - дворы

дом – дома

перо – перья

крыло - крылья

глаз – глаза

сон – сны

гусёнок – гусята

пальто- пальто

лоб – лбы

тигрёнок – тигрята

нога - ноги

дыра - дыры

носок – носки

Потому что…

Цель: учить включать в речь союзов и предлогов с целью сделать речь плавной, логичной, цельной.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку рассуждая, ответить полным ответом на вопрос.

Я мою руки потому, что.… Почему ты идёшь спать? и т. д.


Объясни

Цель: развивать речь детей, учить логично рассуждать.

Ход игры:

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос».

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна?


Кто кем был?

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры:

Взрослый называет предмет или животное, аребёнок, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Пример:

Цыплёнок – яйцом

Шкаф – доской

Лошадь – жеребёнком

Велосипед – железом

Корова – телёнком

Дуб – жёлудем

Рубашка – тканью

Дом – кирпичом

Бабочка – гусеницей

Сильный – слабым

Взрослый – ребёнком

Рыба – икринкой

Ботинки – кожей

Хлеб – мукой

Яблоня – семечком


Обобщающие понятия

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры:

Взрослый называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Пример:

Взрослый: овощи

Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Взрослый: Ягоды

Дети: малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.

Взрослый: Деревья

Дети: берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.

Взрослый: Домашние животные

Дети: корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака

Взрослый: Перелётные птицы

Дети: стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль

Взрослый: Зимующие птицы

Дети: голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова

Взрослый: Мебель

Дети: стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа

Взрослый: Посуда

Дети: тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце

Взрослый: Одежда

Дети: пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы

Взрослый: Обувь

Дети: туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.

Взрослый: Игрушки

Дети: кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.

Взрослый: Дикие животные

Дети: тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.

Взрослый: Фрукты

Дети: яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

Взрослый: Инструменты

Дети: пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы

Взрослый: Транспорт

Дети: трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход

Вариант 2.


Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Взрослый: Огурец, помидор

Дети: Овощи.

Животные и их детёныши

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1.

у тигра – тигрёнок

у лисы – лисёнок

у льва – львёнок

у лося – лосёнок

у слона – слонёнок

у оленя – оленёнок

Группа 2.

у медведя – медвежонок

у кролика – крольчонок

у верблюда – верблюжонок

у белки – бельчонок

у зайца – зайчонок

Группа 3

у коровы – телёнок

у овцы – ягнёнок

у лошади – жеребёнок

у курицы – цыплёнок

у свиньи – поросёнок

у собаки – щенок


Скажи ласково

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

Взрослый называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Пример:

стол – столик

белка – белочка

ключ – ключик

ложка – ложечка

шапка – шапочка

картина – картинка

книга – книжечка

зеркало – зеркальце

голова – головка

свёкла – свёколка

мыло – мыльце

коса – косичка

кукла – куколка

жук – жучок

вода – водичка

дуб – дубок

вишня – вишенка

башня – башенка

платье – платьице

кресло – креслице

перо – пёрышко

стекло – стёклышко

часы – часики

трусы – трусики


Что происходит в природе?

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: Взрослый, задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Взрослый: Солнце – что делает?

Дети: Светит, греет

Взрослый: Ручьи – что делают?

Дети: Бегут, журчат

Взрослый: Снег – что делает?

Дети: Темнеет, тает

Взрослый: Птицы – что делают?

Дети: Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни

Взрослый: Капель – что делает?

Дети: Звенит, капает

Взрослый: Медведь – что делает?

Дети: Просыпается, вылезает из берлоги


Хорошо – плохо

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход игры:

Взрослый задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.

Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,

полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Веселые рифмы


Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования.

Ход игры:

Играющие подбирают к словам рифмы. Свечка -…,печка, трубы - …, губы, ракетка- … пипетка, сапоги- …пироги и т.д. С подобранными рифмами можно составлять небольшие стихи, например:

Я надела сапоги

Принесла вам пироги.


Все расставим по местам


Цель: развитие связной речи, внимания и памяти.

Ход игры:

Послушать перепутанную историю, а затем рассказать ее правильно.

Вам сейчас задачу дам

Все расставить по местам:

Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке,

Старичок же в это время

Громко лаял у соседки.

Я запутался опять,

Помогите разобрать.

Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке,

Воробей же в это время

Громко лаял у соседки.


Кто больше?


Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования

Ход игры:

Один из игроков загадывает любую букву – это можно сделать при помощи книги, указав на букву с закрытыми глазами, можно «зашифровать» букву – 3 страница, 5 строчка сверху, 3 буква справа.

Можно произносить звуки «про себя», пока кто-то из игроков не скажет «стоп» и назвать букву. Каждый игрок по очереди произносит слово, которое начинается с данного звука до тех пор, пока не закончатся все варианты.


Цепочка слов

Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования

Ход игры:

Один из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и т.д. Можно ограничить «поле» поиска слов и подбирать только съедобное или животных.

В результате может получиться: конфета - ананас – суп – пирог – груша - арбуз – слива и т.д.


Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей. «Самое важное для развития мышления— уметь пользоваться знаниями. Это значит — отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Игры для развития связной  речи.

«Найди картинке место»
Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Материал: Наборы серийных картинок для выкладывания.
Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Хорошо - плохо»
Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь.
Взрослый задает тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Взрослый: дождь.
Ребёнок: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: город.
Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).
Взрослый: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

«Где начало рассказа?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Материал: Серия сюжетных картинок.
Ход игры:
Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Какая картинка не нужна?»
Цель: Учить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры:
Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

 

«Что изменилось?»
Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.
Ход игры:
На столе расположены предметы в определенной последовательности.
В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
- Описать предмет, которого не стало
- Рассказать о месте, где он стоял
- На какой звук начиналось название этого предмет
- В названии каких еще предметов есть этот звук?

«Почемучкины вопросы»
Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры:
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему медведь зимой спит?
7. Почему заяц зимой белый?
8. Почему дома нельзя играть с мячом?
9. Почему из трубы идет дым?
10. Почему в доме делают окна?
11. Почему листья на деревьях появляются весной?

«Потому что…»
Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры:
Рассуждения и ответы на вопросы:
«Я мою руки потому, что…»
- Почему ты идёшь спать? и т. д.

«Объясни».
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
- Объясни, почему кошка недовольна?

«Распространи предложение»
Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Ход игры:
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

«Составь рассказ»
Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры:
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

«Пойми меня»
Цель: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Материал: Коробка с сюжетными картинками.
Ход игры:
Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.
- Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).
Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагогу.
После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

«Если бы...»
Цель: Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления — синтез, прогнозирование, экспериментирование.
Ход игры:
Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»

«А я бы…»
Цель: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.
Ход игры:
После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Закончи сам»
Цель: Развивать у детей воображение, связную речь.
Ход игры:
Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

«Нарисуй сказку»
Цель: Учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры:
Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Пословицы, поговорки»
Цель: Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.
Ход игры:
Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Аккуратность человека красит.
- Маленькое дело лучше всякого безделья.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

«Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»
Цель: Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Ход игры:
Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

«Опиши игрушку»
Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Материал: Игрушки животных.
Ход игры:
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Волшебный мешочек» («Черный ящик»)
Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.
Материал: Коробка с предметом.
Ход игры:
В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).
Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».

«Отгадай-ка»
Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры:
Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
План описания предмета: Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.

 

«Верно ли это?»
Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Ход игры:
Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
- Верно ли это?
«Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети?»
«Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё - два козла:
Сивка да Бурка!»

«Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито».

«Два весёлых карапуза,
На печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селёдок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души».

«Кто больше заметит небылиц?»        

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:

Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает.

«Чего на свете не бывает»
Цель: Учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры:
Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Объясни, что такое»
Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.
Ход игры:
Педагог просит объяснить выражения:
Железная хватка,
скупые слёзы,
золотые руки,
медвежья услуга,
светлая голова,
острый язык,
лисьи глаза,
блестящая мысль,
высокие чувства,
короткая память,
тонкая усмешка,
лёгкая походка,
тёплые слова,
громкая фраза,
сладкие речи,
крокодиловы слёзы,
горькая правда,
лёгкие ноги,
железный кулак,
стальной характер.

ИГРЫ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Игра «Замени звук»
Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Ход игры:
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
«Какого звука не хватает?»
Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Материал: Предметные картинки на каждое слово.
Ход игры:
Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.
Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.
Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.
«Измени слово»
Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Ход игры:
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
друг — дружок,
пирог — пирожок,
сапог — сапожок,
снег — снежок,
рог — рожок,
луг — лужок,
творог — творожок,
флаг — флажок.

«Третий лишний»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры:
Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:
шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;
голубь, шуба, неваляшка; мыши
«Чудесный художник»
Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры:
Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
«Кто больше?»
Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры:
Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Услышишь — хлопни»
Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цель: Развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры:
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово»
Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Назови картинку и найди первый звук»
Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Материал: Карты с нарисованными картинками.
Ход игры:
У детей – карты с нарисованными картинками.
Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

«Ловушка»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».
Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.
Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.

«Цепочка слов»
Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.
Материал: Мяч, значки и т.д.
Ход игры:
В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.
Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

«Эхо»
Вариант 1
Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:
[А], [У]-... [У],[А],[ Ы]-...
[И], [О] - УА, ЫИ-...
[И], [О], [Э] -... ЭИ, АО
Вариант 2
Цель: Автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности.
СА—СО—СУ— ...
СУ—СА—СЫ—...
АС—ИС—УС —...
СЫ—СА—СО—СУ — ...
СУ—СО—СЫ—СА — ...
ЭС—АС—УС—ИС —...
СА—ИС—СО —...
ОС—УС—СЫ —...
СО—АС—СУ— ...
САД—САНИ—САМОЛЕТ — ...
СОМ—НОС—УСЫ — ...
ОСА—КОСА—ВЕСЫ — ...
СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …
Вариант 3
Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).
Ход игры:
ЛА—РА — ...
АЛ—АР—АЛ — ...
РЫ—ЛЫ — ...
ИЛ—УР—ОЛ — ...
РА—ЛА—РА — ...
ИЛ—АР—ЛУ — ...
ЛЫ—РЫ—ЛО — ...
РА—ИЛ—РЫ — ...
АЛ—АР — …
ОР—УЛ — ...
РЫБА—ЛУЖА — ...
ЛОДКА—РАМА — ...
РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ — ...
ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА — ...
КОРОВА—МОЛОКО—ВЕДРО — ...
АРБУЗ—ГРОЗА—ПАЛКА — ...
РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК — ...
РАКЕТА—ЛАНДЫШ—ЛОЖКА—РЫЖИК — ...
Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.
«Загадки «поющих» звуков
Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Пример загадок о звуках:
Шире всех открывает рот - звук ....
Губы трубочкой вытягивает - звук ....
На вытянутый кружок губы похожи у звука ....
Самая широкая улыбка у звука ....
Приоткрывает рот и приподнимает язык - звук ....
Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук ...

«Какой звук чаще звучит?»
Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Ход игры:
Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Зазудел комарик тонко:
З-з-з — поёт он звонко-звонко,
Повторяет много раз
Резвым мошкам свой рассказ.
«Громко-шепотом»
Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).
— Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.)
Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са — (там летит оса), су-су-су (как прогнать осу?), (я боюсь осу) и т. п.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Лодочка и пароход»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Ход игры:
Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.
Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

«Что подарили Наташе?»

Цель игры: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», — подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»

Другой вариант. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?»

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

«Кто больше заметит небылиц?»

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:

Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т. к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

«Зоопарк»

Цельразвитие умения строить рассказ-описание с опорой на картинку

Ход игры. Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

«Сравни животных».

Цель: Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки, опираясь на книжные иллюстрации из сказок.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку из сказки «Теремок».

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит (сыр, сухарики) .

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки (тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий) .

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Узнай нас»

Послушайте стихи. Назовите героев сказок.

На сметане мешен

Круглый бок, румяный бок

Покатился. (Колобок)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее

(Красная Шапочка)

Она красива и мила

А имя ее от слова

«зола» (Золушка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор. (Айболит)

- В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь».)

- Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой».)

- Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела - за дело принялись друзья. Заготовили все впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено. («Зимовье».)

- Дом построили друзья, жили весело, пока не пришел под вечерок Мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок расчудесный. («Теремок».)

- Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга.)

- В какой сказке девочка за свое трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством? («Морозко».)

- В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери? («Бычок - смоляной бочок».)

«Антонимы в сказках и фильмах»

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название -антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");

"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");

"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");

"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");

"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");

"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино"); "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине"); "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик")

 «Если вдруг»

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на Земле исчезнут:

• Все пуговицы;

• Все ножницы;

• Все спички;

• Все учебники или книги и т. д. Что произойдёт? Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д. "

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

• Живая вода;

• Цветик-семицветик;

• Сапоги-скороходы;

• Ковёр-самолёт и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели «Транспорт. В гостях у светофора»

Обобщающее занятие по теме недели "Транспорт", история транспорта, совместная образовательная деятельность, ПДД, ознакомление с окружающим миром, формирование целостной картины мира в подготовительной...

Перспективно-тематическое планирование по программе "Детство" в подготовительной группе в рамках ФГТ

перспективно-тематическое планирование составленно помесячно на учебный год. Каждая тема месяца дополняется темой недели....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

План мастер-класса с родителями подготовительной группы на тему «Развитие воли у детей дошкольного возраста» в рамках знакомства с ФГОС (конспект, презентация, памятка).

Одна из важнейших задач педагога в рамках внедрения ФГОС, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ. Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, ...

Тематическое мероприятие «Слово мама дорогое» с конкурсной программой для детей и родителей подготовительной группы, в рамках Дня Матери

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»            Тема...

Конспект развлечения «Кухня шедевров» для родителей и детей подготовительной группы в рамках работы семейной гостиной.

Цель: способствовать созданию более близких отношений между детьми и родителями внутри семьи, более дружеских между детьми и воспитателями внутри группы; созданию хорошего настроения для всех.Задачи:у...