Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Лярская Наталья Викторовна

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyot_zima.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима».

Тема: «Поёт зима – аукает…»

Программное содержание: расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно; учить анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать способность к наблюдению; развивать речь.

Словарная работа:   ветродуй, лютовит, снегопад, пейзаж.

Материалы к занятию:   иллюминации с изображением зимы, музыка П. И. Чайковского «Времена года», плоскостные фигуры «Времена года», большой фланелеграф, рисунки снежинок, модель снежинки.

Ход занятия 

1. Определение цели занятия, его темы.

Послушайте загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.

Кто в пуховой шубке белой

Лёгкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

На кудрях её пушистых

Много блёсток золотистых,

Много серебра.

Рукавичкою взмахнула –

Раз! Куда бы ни взглянула,

Застлан бел ковёр…

Новый взмах и речка стала,

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

Кверху руку поднимает –

Вмиг деревья накрывает

Чистым серебром.

- О каком времени года загадка? Как вы догадались?

2. Рассматривание фотографий, чтение стихов о зиме.

- Какое время года на фотографиях?

- Послушайте, какие стихи о зиме вам прочитают ….., а вы закройте глаза и попробуйте представить картину, которая описывается в стихотворении.

а) С. Дрожжин

Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет,

А против мёрзлого окна,

Дыханьем дедушки Мороза

В парчу и жемчуг убрана,

Стоит кудрявая берёза.

б)  С. Есенин

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалась сосна.

3. Отгадывание загадок о зимних явлениях.

- Некоторые дети приготовили сюрприз. Отгадайте загадки о том, что может быть зимой.

а)   Рыбам зиму жить тепло:

      Крыша – толстое стекло. (Лёд)

б)   Лежало одеяло, лёгкое белое.

       Солнце напекло – одеяло утекло. (Снег)

в)   Покружилась звёздочка

      В воздухе немножко,

      Села и растаяла

      На моей ладошке. (Снежинка)

4.   Физминутка.

а)   Под музыку П.И. Чайковского ловят снежинки на ладошки и сдувают, пока они не растаяли.

б)   Прошёл целый снегопад! Много снегу намело. Давайте поиграем в снежинки. Дети имитируют движения лепки снежка и его броска.

5.   Рассказ о снежинке.

- Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой. (Рассматривают рисунки снежинок.)

- На что похожи снежинки?

-Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко – высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными … (снежинками). Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар.

- Во что превращается этот пар осенью, весной, летом? (в капли дождя)

- А зимой? (в снежинки)

-Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики и снежинки превращаются в снежную пыль. Когда нет мороза, падая на землю, снежинки летят друг к другу и образуют хлопья.

- Как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?

- Он хрустит от того, что под тяжестью наших ног ломаются звёздочки и лучи снежинок.

- Посмотрите, какая форма у льдинок.

- Составьте из них снежинку.

- Сосчитайте сколько у неё лучиков? (6) А может ли их быть 5 или 7?

6.   Рассматривание веточки.

- Куда не посмотришь зимой, всё вокруг бело.

- Как вы думаете, умирает ли жизнь в природе зимой?

- Конечно же нет. Снег, словно пушистым белым одеялом защищает землю от мороза. Природа не погибает, просто засыпает.

Тютчев.

Чародейкою зимою, околдован лес стоит

И под снежной бахромою, неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И, стоит он околдован

Не мертвец и не живой

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

- Это можно увидеть на примере растений. Давайте эту спящую веточку поставим в воду в нашей группе и понаблюдаем, что с ней произойдёт через несколько дней.

7.   Знакомство с зимними месяцами.

- Долго длится зима, больше трёх месяцев. Мудрый народ дал каждому месяцу своё определение.

а) В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

б) Январь – лютовит.

в) Февраль – ветродуй, вьюговит.

(Воспитатель с детьми обсуждает подчёркнутые слова.)

8.   Словообразование.

а)  Мы говорим с вами сегодня о зиме, а зимой много снега. Давайте назовём разные явления природы и предметы со словом снежный:

….     день     ….     буря    ….    постройки

….     завал    ….     баба     ….    облако

б) Со словом зимним:

     ….     сказка     ….     солнце     ….     шапки

     ….     месяцы     ….     каникулы     ….     пейзаж

9.    Выполнение коллективной аппликации «Зимний лес».        

- Наступила зима, а в нашем сказочном лесу всё ещё осень. Как сделать, чтобы зима пришла в этот лес?

(На ватмане изображена осень. Дети коллективно вносят изменения,

добавляя признаки зимы.)

10.   Итог

- О чём говорили?  Какие зимние месяцы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели «Транспорт. В гостях у светофора»

Обобщающее занятие по теме недели "Транспорт", история транспорта, совместная образовательная деятельность, ПДД, ознакомление с окружающим миром, формирование целостной картины мира в подготовительной...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели «ПДД»)

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели «ПДД») Тема: «Улица полна неожиданностей» ...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели «Наши верные друзья» (Домашние животные и птицы))

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели "Наши верные друзья"Тема: "Коровка Буренка"Цель: создание социальной си...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели «Кто как зимует» (Дикие звери))

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе.Тема: "Небылицы".Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности "Небыл...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели «Зимняя олимпиада»)

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе(в рамках тематической недели «Зимняя олимпиада»)Тема: «Олимпийские игры» (познание)Цель: создание...