Родителям о развитии речи ребёнка
консультация (младшая группа) на тему

Николаева Елена Валентиновна

Того, что у ребёнка имеются трудности в развитии речи, некоторые родители не замечают, полагая, что ребёнок просто мал и со временем всё образуется.  Советы опытного логопеда помогут родителям избежать ошибок, осознать значимость общения и необходимость уделять максимум внимания  развитию речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_razv_rechi_-_sovety_logopeda.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

     В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа детей с нарушениями в развитии речи. Нельзя исключать, что это связано с недостатком общения родителей с ребёнком, и прежде всего мамы – самого близкого человека и первого из числа «проводников» малыша  в наш огромный мир.  Современным родителям проще включить мультфильм, дать планшет или телефон в руки ребёнку, чем почитать книжку, рассказать сказку, поговорить с малышом. Родители, бывает,  замечают, что ребёнок не говорит или говорит плохо тогда, когда сверстники малыша уже освоили фразовую речь.  Иногда приходится слышать, как родители упрекают ребёнка в том, что он не говорит: «Что ты всё плачешь, научись уже говорить!».  Как же быть? Как избежать проблем с речью? Вот некоторые советы  от логопеда  высшей категории с тридцатилетним стажем, кандидата биологических наук  Анны Матвеевой:

  •  Даже с самым маленьким ребёнком нужно много разговаривать. Вскоре после рождения малыши уже способны улавливать интонацию, узнают родителей и близких по голосам и пытаются сами издавать какие-то звуки. Поощряйте это с первых дней жизни!
  • Уделяйте особое внимание тому, чтобы у ребёнка развивать понимание речи. Говорите с ребёнком неторопливо, желательно, чтобы он видел ваше лицо, то есть как вы это произносите, движение ваших губ.
  •  Внимательно слушайте ребёнка, всегда давайте ему возможность договорить до конца, смотрите ему в глаза, помогайте наводящими вопросами и никогда не торопите.
  • Каждый ребёнок развивается в своём темпе, но есть пределы нормы, общие для всех.

- До года ребёнок начинает воспроизводить звуковые цепочки, он понимает речь и реакции взрослых, откликается на обращённую к нему речь улыбкой или гулением.

- К году в речи малыша должно присутствовать от двух до десяти условных слов: «папа», «мама», «дай», «на», «би-би» и так далее.

- К двум годам формируется фразовая речь. Это могут быть простые фразы из двух слов или более сложные. Оба варианта являются вариантами нормы.

- Трёхлетние дети говорят уже более сложно, часто образуют новые слова.

- В 3-4 года в речи ребёнка должны появиться звуки «ы, с, з, ц».

- От 3-х  до 5 лет появляются звуки «ш, ж, ч, щ, л, р».

Если на каком-то этапе речь ребёнка не соответствует этим нормам, это веский повод обратиться за помощью к специалисту.

  • О чистоте произношения можно в целом беспокоиться до четырёх с половиной лет, но если вы хотите активизировать работу органов артикуляции, то помните, что они одновременно являются и органами важными для пищеварения. Поэтому учите ребёнка хорошо прожевывать твёрдую пищу, пить из чашечки залпом, дуть в воду через трубочку. Учите ребёнка дуть на различные лёгкие предметы: перышки, ватки, дуть в дудочку, губную гармошку. Учите жестикулировать. Но не забывайте, что любое занятие с ребёнком до трёх лет должно быть конкретным и мало повторяемым, производиться в игровой форме, когда ребёнку этого хочется, и длиться не дольше 15 минут.
  • Если вы хотите активизировать движение языка, которые нужны и для шипящих, и для звука «р», предложите ребёнку вылизывать сладкую ложку. Месяц – столовую, месяц десертную и месяц чайную. Кроме того, полезно снимать языком капли, которые на ложке скапливаются. Окунули ложку в варенье, подняли, и капельку аккуратно сняли язычком, который вытягивается по направлению к ложке.
  • Сейчас модно учить детей чтению с самого раннего возраста. Но это совсем не полезно для развития. Увлечение ранним чтением может затруднить другие функции, в том числе – развитие речи. Даже если вы видите, что ребёнок готов к изучению чтения, делать это надо никак не раньше четырёх лет, а к изучению иностранного языка приступать не ранее пяти лет.
  • Постарайтесь не увлекаться использованием планшетов для развития ребёнка. Общаться с компьютерным интеллектом намного проще, чем учиться выражать свои мысли, объяснять что-то, задавать вопросы. Коммуникативный уровень складывается из того, насколько ребёнок умеет общаться с другими людьми, а не с компьютером. Поэтому время его присутствия в жизни дошкольника должно быть ограничено. (Для старших дошкольников полчаса максимум, для детей до 3-х лет – исключить)
  • Обращайте внимание на то, в какой психологической обстановке растёт ребёнок. Постарайтесь минимизировать конфликты в семье. Они формируют у ребёнка комплексы, создают чувство тревоги и могут вызвать речевые нарушения, в том числе – заикание.
  • Если ребёнку диагностировали задержку речевого развития в младшем дошкольном возрасте, не затягивайте с помощью. Пройдите дополнительное обследование и соберите документы для логопедического детского сада.
  • У ребёнка обязательно должна быть мотивация! Как её развить? Как только получилось что-то, пусть самое маленькое положительное движение, тут же дайте ребёнку понять, как это здорово, хвалите его за каждый пройденный шажок, и тогда вы обязательно получите желаемый результат.

(по материалам журнала «Эрудит» №47, декабрь-январь 2017г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи ребёнка

Ребенку младшего возраста сложно овладеть сразу и грамматикой речи, и произношением звуков, и умение связно произносить свои мысли, если родители будут соблюдать простые рекомендации, то это поможет и...

Консультация для родителей: “Роль родителей в развитии речи ребёнка”.

Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно со значительными трудностями. И только благодаря усилиям взрослых. К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую реч...

Роль родителей в развитии речи ребёнка

Что должны знать родители, чтобы способствовать развитию речи своего ребёнка...

Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи ребёнка"

Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи ребёнка"...

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи ребёнка"

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи ребёнка"...

Консультация для родителей. Роль родителей в развитии речи ребёнка

Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно со значительными трудностями. И только благодаря усилиям взрослых. К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую реч...

консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи ребёнка"

консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи ребёнка"...