Размышление о воспитании духовно-нравственных начал у детей в семье
статья на тему

Проблемы отцов и детей как никогда актуальны сейчас. Взрослые обеспокоены тем, что теряется духовность, отсутствует связь между поколениями, отсутствуют авторитеты, не сохраняются семейные воспитательные традиции.Об этом и пойдет речь в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razmyshleniya_o_duhovno_-_nravstvennom_vospitanii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Стахановский ясли–сад общего типа №10 «Искорка»

 

г. Стаханов

2017 г.

 «Настоящий человек начинается там,

 где есть святыни души…»

(В.А.Сухомлинский)

Проблема отцов и детей, как никогда, актуальна сейчас особенно. Взрослые обеспокоенны тем, что теряется духовность, отсутствует связь между поколениями, отсутствуют авторитеты, не сохраняются семейные воспитательные традиции.  

Время сейчас не простое. Греческий драматург Менандр еще в III веке до н.э. сказал фразу, которая актуальна и сегодня: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. Идет стремительное развитие техники,  темп жизни убыстряется, происходит социальное преобразование во всем мире,  разнообразие контактов между людьми увеличилось. Все это предъявляет повышенное требование к самостоятельности человека  и к моральной его зрелости.

С другой стороны,  исчезли  предметы, на которых выросло не одно поколение: это  наши  добрые игрушки, книги, мультфильмы,   литературные и мультипликационные герои, а телевидение все больше и больше пропагандирует зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.

         Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения.

Мы, педагоги – дошкольники,  с горечью замечаем, что воспитание детей у родителей ассоциируется  только с подготовкой к учебе в школе. И поэтому   вытесняется из жизни дошкольника игра, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Поскольку родители, в силу своей занятости, предпочитают общественное воспитание в  детском  саду, то именно на работников,  дошкольных учреждений, и ложится ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Задача воспитателя – подготовить ребенка к жизни среди людей, "сделать" его социально адаптированным. На это и направлен Стандарт программы «От рождения до школы».

Что такое духовность? Заглядывая в Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, мы видим, что «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными».

В том же Толковом словаре С.И.Ожегова дается определение нравственности: «Нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек,  этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Духовность – это посыл нравственности и нравственность зависит от духовности. Можно прекрасно разбираться в искусстве, знать наизусть Библию, иметь два и более, высших образований, но при этом оставаться человеком бездуховным.

Средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к духовности, являются:

- Слово;

- Родительский авторитет, авторитет воспитателя, учителя;

-  Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность;

- Природный  и предметный мир;

- Национальные обычаи, традиции, народные праздники;

- Общественное мнение (родителей, сверстников);

- Духовный и моральный климат семьи;

- Фольклор, художественная литература.

И обязательно знание нашей истории,  почитание памяти предков, утерянное в наше время, чувство коллективизма, любовь к миру природы, уважение к культуре других народностей.

Также, большое значение   в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия, стремление делать добро, творение красоты.

Решение воспитательных задач возможно только в условиях совместного, полноценного, единого сотрудничества семьи,  дошкольного учреждения и общественности.

Если в детском саду,  согласно программе,  формируется духовно – нравственная культура: на занятиях, во время индивидуальной беседы, в  региональном  компоненте, включающий историю своего народа, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине, то в семье все на много хуже.

         В воспитании детей приоритетом   остается семья, все ее члены, включая близких родственников (бабушек, дедушек, сестер, братьев и т.д.). Поэтому поведение взрослых в семье: образ жизни, отношение к людям, умение вести себя в социуме, все это копируется ребенком, впитывается как губка в его сознание, где формируется характер, поступки, привычки и мн.др.

Семья, как малая социальная группа, как естественная среда жизни и развития ребенка, закладывает основы личности.

         Ребенок должен осознавать свою принадлежность к семье, к своему роду,  унаследовать  опыт, всё, то лучшее и интересное, что есть в каждой конкретной семьи. Рассматривание  семейных фотоальбомов, душевные воспоминания о родителях старшего поколения,  предках, истории и легенды семьи, реликвии, передающиеся из поколения в поколение, письма, знание родословной, трудовые династии, семейные традиции, знаменательные даты семьи - это и есть главные составляющие семейного воспитания. Очень хорошо для ребенка и его хрупкой души, когда он видит, как его родители с уважением, любовью, благодарностью относятся к своим родителям и к старшему поколению вообще. И если в семье есть общие увлечения, чувство защищенности, стремления делать друг другу добро, а труд и еда делятся поровну – значит, крепка семья, значит, не страшны ей любые беды, и успешно закладывается фундамент будущего. 

Для того чтобы передать ребенку духовные ценности, прежде всего, необходимо, чтобы сами взрослые: педагоги и родители придерживались их. Если взрослые не придерживаются ценностей, которым учат детей, то чему они могут научить ребенка? Детский психиатр Кэмпбелл Росс,  в своей книге о воспитании детей пишет: «Чтобы ребенок воспринял то, что у нас есть, он должен отождествить себя со своими родителями настолько, чтобы их жизненные ценности стали его жизненными ценностями. Если он не чувствует искренней и глубокой любви родителей, если они не принимают его в своем сердце таким, какой он есть – со всеми достоинствами и недостатками, ребенок испытывает серьезные затруднения, пытаясь отождествить себя с родителями и их ценностями».

Т.о.,   первое место в привитии духовно – нравственных ценностей остается за родителями, а задачи педагогов – помочь родителям осознать, что, в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками  и что именно родители ответственны за воспитание детей. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.

Одна из главных ошибок в воспитании детей – занятость родителей. Рост урбанизации, индустриализации приводит к нарушению семейных традиций, социально - экономическое положение общества сказывается на воспитании детей.  Каждая вторая семья имеет скрытые проблемы. Чтобы экономически содержать семью, женщина  должна работать. Поэтому у матерей остается меньше времени для своих детей, которые лишаются достаточной любви, тепла, доброжелательности, дружбы. Это сказывается впоследствии на отношениях детей с близкими, родными, обществом.

Как бы трудно не было, нельзя забывать, что родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения  и исполнение родительских обязанностей – одно из наиболее ответственных занятий в жизни человека.

Родители хотят видеть своих детей успешными, умными, лучше других, считая, что так оно и есть, иногда, не замечая серьезных  проблем в воспитании. А иногда наоборот, слишком много требований предъявляют к своему чаду и не соглашаются с возможностями или желаниями своего ребенка.

Мы можем сделать наш мир хоть немного лучше, а для этого должны позволить своим детям жить счастливо и свободно в мире детства.

Очень хотелось бы, чтоб и педагоги и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Что вы, что вы? Это важно,

Чтобы вырос он отважным,

 Чтобы мог найти дорогу,

Рассчитать разбег.

 Это трудно, это сложно

Но иначе невозможно.

                                      Только так из человечка выйдет Человек.

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните:

  • Оттого, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
  • Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
  • Если у вас есть возможность пройтись  вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
  • Радуйтесь успехам ребенка.
  • Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
  • Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим.

Притча: Ведь это всего один час…

После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома.

– Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…

– Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.

– Сколько денег ты получаешь?

– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!

Ребенок поднял на него грустные глаза.

– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?
– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?

– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей.

Отец вышел из себя и закричал на сына:

– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!
Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати.

– Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.

– Нет, я лежу и думаю…

– Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.

Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.

– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!

Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:
– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.

– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

Консультация для воспитателей «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей к русской народной культуре»

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся...

Познавательно-творческий проект «Доброе чтение» по воспитанию духовно-нравственных начал у старших дошкольников

laquo;Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитаниесердца, прикосновение человеческого благородства ксокровенным уголкам детской души». «Чтобы подготовить человека духо...