Родительское собрание: "Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы".
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Носова Евгения Александровна

Родительское собрание: "Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы".

1. Работа логопедического пункта в условиях ФГОС ДОУ.

2. Организационные вопросы.

3. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_i_starshey_gruppe.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

В подготовительной группе

"Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы".

Подготовила

Учитель – логопед:

Носова Е.А.

1. Работа логопедического пункта в условиях ФГОС ДОУ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Однако, в  последнее время, детей с недостатками речи становится всё больше и больше. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны: ухудшение экологии, ослабленное здоровье детей, хронические заболевания родителей. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной помощи.

Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия)  и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д.

Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В нашем детском саду создан дошкольный логопедический пункт, который показал целесообразность данной формы работы наряду с имеющимися формами организации логопедической помощи детям дошкольного возраста.

Наш дошкольный логопедический пункт сформирован для оказания коррекционной помощи детям 4– 6 летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения. Работа по коррекции речи детей на логопункте  начинается с сентября, т.е. с начала учебного года. Детей, нуждающихся в логопедической помощи, определяем для групповой и индивидуальной работы. Занятия с каждым ребенком продолжаются от 3 до 9 месяцев. Исключения составляют дети с тяжелыми формами речевой патологии и занятия с ними проводятся в течение 1 года – 2 лет. Таким образом,  за учебный год логопедическую помощь получают около 50  детей.

Основными задачами в работе логопедического пункта являются:

  • выявление, преодоление и своевременное  предупреждение  различных нарушений речи у детей - дошкольников;
  •  профилактическая работа и пропаганда  логопедических знаний среди работников детского сада  и родителей детей, посещающих детский сад.

Основными формами организации коррекционно-воспитательной работы логопедического пункта являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность индивидуальных логопедических занятий составляет 15 минут, подгрупповых 20-25 минут. Консультативный прием проводится в удобное для родителей и детей время. На дошкольном логопункте занимаются дети со следующими нарушениями: фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи.

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья.

В рамках введения ФГОС приоритетной задачей для ДОУ становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. А целью коррекционной работы в условиях логопункта является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала детьми, посещающими логопункт, повышение их речевой грамотности и активности.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребёнка. Для наших детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная деятельность. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе коррекционной работы изменения.

В нашей практической деятельности сложилась определённая система работы в этом направлении. Разработаны методические рекомендации, имеется достаточное количество практического материала по работе над связной речью, частично используются информационно-компьютерные технологии в этом направлении, в основном, при проведении индивидуальной работы.

Но все, же своей основной целью в логопедической работе по устранению недостатков речи у дошкольников считаем: оказание практической помощи, направленной на преодоление нарушений устной речи у детей дошкольного возраста с различными логопедическими заключениями, и охрана, укрепление физического и психического здоровья детей, их гармоничное развитие.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности на логопункте в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:

1. Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу на логопункте проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.

Для реализации этого принципа проводится следующая работа:

  • комплектование группы детей в соответствии с логопедическими заключениями;
  • составление расписания занятий с учетом основного расписания НОД;
  • составление календарно-тематического планирования коррекционной логопедической работы с каждой подгруппой, исходя из специфики речевых недостатков детей;
  • составляется индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребёнка.

2. Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях дети в интересной форме закрепляют лексико-грамматические категории, развивают связную речь, упражняются в правильном звукопроизношении. Дети получают хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда, также способствует реализации этого принципа.

 В нашем логопедическом кабинете большое разнообразие дидактических игр и пособий для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.

3. Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

В работе используются различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления. Все дидактические игры и пособия очень нравятся детям, они с большим интересом ждут новых занятий, т.к. на логопедических занятиях ребёнок получает возможность самореализовываться в учебной деятельности.

4. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет использовать в обучении и воспитании детей с ОНР всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Мы применяем такие методы игровой коррекции, как  пальчиковая гимнастика, применение различных круп, пальчиковые шаги для развития мелкой моторики.

5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

С этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков детей, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.

Итак, все перечисленные принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи. Это показывает эффективность и практическую значимость нашей работы.

Родителям важно знать:

  • Ясная чёткая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребёнком одно из обязательных условий правильного речевого развития.
  • Родителям, нужно правильно строить общение с ребёнком, создавая условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в неё не ранее, чем на этапе автоматизации поставленных звуков.
  • Непонятные  для восприятия слова – обязательно объясняйте ребёнку! Расширяйте и закрепляйте его словарный запас!
  • Проявляйте выдержку, не допускайте  раздражительного тона.
  • Родителям  нужно   объяснить ребенку: что любые недостатки можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых.
  • Помните! Нужно  чаще  хвалить ребенка, формируя у него уверенность в своих силах, создавая ситуацию успеха!
  • Совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех   коррекционного обучения и сократит сроки коррекции!

2. Организационные вопросы.

Для оформления речевой карты и всей документации для детей впервые зачисленных на логопункт я попрошу заполнить небольшую анкету. За ранее всем спасибо.

Сейчас я вас попрошу заполнить заявление о зачислении на логопедический пункт, всех.

3. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для подготовительной (старшей) группы.

Правила работы в тетради домашних заданий.

  1. Тетрадь домашних заданий выдаётся родителям в пятницу. Они возвращают её в понедельник.
  2. Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10-15 минут 2-3 раза в день.
  3. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
  4. Если вы заметили, что у ребёнка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
  5. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её Выполнении Вы можете получить у логопеда.
  6. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка.
  7. Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако, если изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
  8. Пусть выполнение домашних заданий станет игрой для ребёнка.
  9. Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.
  10. Приучайте ребёнка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам. (Карточки сдаются вместе с тетрадью!)

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

  1. Выполнять ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день
  2. Выполнять сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
  3. Вначале упражнения выполняются медленно, неторопливо. Но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  4. Добивайтесь чёткого, точного, плавного выполнения упражнений.
  5.  Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз; количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа.
  6. Выполнять по счёт, музыку или ритмические хлопки
  7. Заведите тетрадь и отмечайте, какое упражнение выучили, что получилось, а что нет. С этой тетрадью в мае придете на занятия. Украсьте её предметными картинками,  в названиях которых есть звук [Р].

Пожалуйста, самостоятельно не пытайтесь поставить звук!