Консультация для родителей «Развитие речи в условиях семьи»
консультация на тему

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи в условиях семьи»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Процесс обучения ребенка речи позволяет избежать непонимания со стороны взрослых и делает первого более независимым и активным. Основные моменты в обучении речи – это в первую очередь ваши умения говорить,  слушать и объяснять.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, что бы она была развита своевременно и правильно.

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа.  На занятиях и в повседневном общении  воспитатель упражняет детей в четком произношении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, формирует умение говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух.

Каковы же особенности речи детей 5-6 лет?

Мы разберем сейчас пять основных особенностей.

  1. Объем и характеристика словаря.

Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства)

Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д.

Учим подбирать признаки: какой? Какое? Какая? Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову.

В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам ( с противоположным значением).

 Изучаем слова обобщения по теме, например «одежда», «мебель», «домашние животные» и т.д.

  1. Формирование грамматического строя речи.

-  упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. Это упражнение вызывает затруднение у детей, так как изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).

- Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных ( чего нет? С предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. На столе коробка без карандашей.

- Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). Например:  «У нас все синее – небо, платье; лента (синяя), плато- (синий)»

- Согласование числительных с существительными. (сосчитать сколько предметов)

- Упражнять в использование глаголов в повелительном наклонении. Например, « хочу посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу.»(не забывая при этом использовать волшебные слов – пожалуйста, спасибо)

- Упражнять в правильном произношении местоимения – мой. (мой, моя, мои, моё)

- Упражнять  в  правильном употреблении предлогов – на, в, за, под, из, с, к, над, между, перед)

- Упражняем в образовании уменьшительно-ласкательных слов и прилагательных от существительных ( стол из дерева – деревянный)

  1. Звуковая культура речи.

Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы развиваем умение определять звук в слове, когда он выделяется голосом (в каком слову есть звук «н» - сова или нога).

В течение дня я провожу артикуляционную гимнастику и специальные упражнения на развитие речевого дыхания (приложение 1).

  1. Связная речь.

Развитие связной речи играет ведущую роль. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.

Изучив литературу, пришла к выводу, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования, который можно использовать над всеми видами связного высказывания (пересказ, составление рассказов по картинки, описательный рассказ)

И в конце нашей беседы хотелось бы дать несколько простых советов.

Говорите с ребенком обо всем и всегда. Чем чаще вы будете общаться с ребенком, тем более богаче будет словарный запас  и речь ребенка будет строится из более сложных предложений. Во время простых домашних дел используйте игровые упражнения на закрепление различных речевых навыков (приложение 2). Обращаясь к ребенку, смотрите ему в глаза, старайтесь говорить не быстро и как можно чётче. Внимательно прислушивайтесь к вербальным и невербальным выражениям вашего ребенка. Уметь слушать для родителей – значит обращать внимание не только на слова,  ноя и на язык его жестов. Слушая, вы даёте своему ребенку понять ,что вы интересуетесь его «проблемами», что вас интересует его личность.

Артикуляционная гимнастика.

«ПТЕНЧИКИ» рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЧАШЕЧКА» от широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ЗАБОРЧИК» Улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).

«ТРУБОЧКА» Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).

«ЗАБОРЧИК – ТРУБОЧКА» Чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
«ЗМЕЙКА» Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«ФОКУС» Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лужащую на кончике носа.

«ЛОПАТКА» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. 

Упражнения на развитие речевого дыхания

сдувать бумажки, пушинки со стола, с руки;

поддувать вверх пушинку, ватку и т.д.;

дуть на легкие шарики, карандаши;

дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов;

дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать воздушные шары;

пускать мыльные пузыри.

Домашняя игротека.

Игровые упражнения на закрепление различных речевых навыков.

«Помогаю маме» Большую часть времени вы, мамы, проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки» . Дайте ребенку счетные палочки или спички с отрезными головками. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.

«Давай искать на кухне слова» .Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа? Винегрета? Борща? Сладкого? И т.д.

«Угощаю» .  Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусно» слово и «кладет» вам на ладошку. Можно играть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок». Из яблок сок ….(яблочный), из груш…. и т.д.

«Мастерская Золушки». Пока вы заняты пришиванием пуговиц, предложите ребенку выложить узоры из ярких ленточек, пуговиц. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без вашей помощи).

«По дороге из детского сада» предложите ребенку проверить, кто внимательнее. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно назовем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая.

«Волшебные очки».  Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг и скажи, какого все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красное небо и т.д.

«Игры с мячом». Я буду называть предметы и бросать тебе мяч, ты будешь ловить его только когда услышишь звук…. ([ж],[о],[ы] и т.д.)