Консультация-практикум для родителей младшей группы на тему «Кризис трехлетнего возраста. Рекомендации»
консультация (младшая группа) по теме

Разумова Юлия Николаевна

В консультации-практикуме раскрываются основные симптомы кризиса 3-х летнего возраста,с родителями проводится небольшая практическая часть на "+"и "-" последствия кризиса ребенка. Также предлагаютя конкретные рекомендации родителям по эффективному преодолению кризиса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для родителей младшей группы на тему

 «Кризис трехлетнего возраста. Рекомендации»

Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросу трехлетнего кризисного периода в жизни ребенка.

Задачи:

  1. Пополнить теоретические знания родителей о кризисе 3-летнего возраста, особенностях протекания.
  2. Через соревнования активизировать родителей на продуктивную работу.
  3. Раскрыть индивидуальные особенности участников через опыт группового взаимодействия.
  4. Обогатить родителей эффективными приемами преодоления кризиса у детей.

Материалы: ручки, бумага, напечатанные задания на бумаге, магнитная доска.

Количество участников: 12-14 человек.

Ход мероприятия:

Педагог-психолог

Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы с вами поговорим и даже немного поиграем на тему «Кризис трехлетнего возраста. Рекомендации». Для начала с вами разогреемся, слушайте меня внимательно…

  1. Разогрев «Самооценка»
  • Если вы считаете, что взрослые обучаются также как дети, хлопните руками.
  • Если вы считаете, что любого человека, будь то взрослый или ребенок, надо принимать таким какой он есть, топните ногой.
  • Если вы согласны с утверждением, что родители тоже ошибаются, поднимите правую руку.
  • Если вы считаете, что в семье закладываются основы личности человека, подмигните левым глазом.
  • Если вы считаете, что только совместная деятельность родителей и педагогов принесет эффективные результаты в воспитании детей, топните и хлопните руками одновременно.
  • Если вы пришли сюда в хорошем настроении и с настроем на продуктивную работу, улыбнитесь друг другу.

Педагог-психолог

Теоретический блок.

Что такое кризис? (задать родителям, ответы записать на доске) Кризис-это относительно короткие периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую ступень развития. Это переходы между стабильными периодами. Взрослые, зная закономерности развития личности, способны понять ребенка. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития.

К 3-м годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время для ребенка происходит очень важный процесс:

  • это первое, яркое выражение своего «Я»
  • попытка самостоятельно отдалиться от мамы
  • научится многое делать самому

Педагог-психолог записывает на доске эти признаки.

Не надо пугаться кризиса, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей по отношению к детям.

Кризис 3-х лет-определение условное, у одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, у других после трех лет.

Итак, семь симптомов по  Л.С. Выготскиму. Ведущий по мере раскрытия симптома, прикрепляет лепестки с написанным симптомом вокруг круга, на котором написано «Я». 

  1. Негативизм. Его возникновением первым характеризуется наступление кризиса.  Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что говорят ему взрослые: он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил кто-нибудь из взрослых. Это реакция не на содержание действия, а на сам факт предложения взрослым этого действия. Ребенок может отказываться делать даже то, что ему особенно приятно, это будет значить, что при столкновении мотивов победил негативизм. Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, т.е. негативизм адресован человеку. Во-вторых, появляется способность действовать наперекор своему аффекту. В раннем детстве наблюдается полная зависимость поведения от аффекта. Единственная цель ребенка- дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения, и все должны с ней считаться. Но он пока не может высказать свое мнение и выбирает наиболее доступный способ - противопоставление себя взрослым.
  2. Упрямство. Это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. От обычной настойчивости упрямство отличает то, что ребенок может настаивать на том, чего ему вовсе и не хочется; второй - новое отношение к самому себе - ребенок поступает так, потому что он так сказал, и держится своего решения до победного конца. До наступления кризиса такого отношения к самому себе не наблюдалось.
  3. Строптивость, агрессивность. Эта тенденция скорее направлена против норм воспитания, против образа жизни, сложившегося к трем годам, чем против конкретного человека или конкретного указания - она безлична. Ее отличительное свойство проникнутость скрытым бунтом против всего, что раньше окружало ребенка.
  4. Своеволие. Оно заключается в проявлении гипертрофированной тенденции к самостоятельности. Теперь ребенок хочет все делать и решать сам. Это желание часто неадекватно возможностям ребенка, что вызывает конфликты со взрослыми.
  5. Протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом.
  6.  Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку, нежелание идти в ранее любимый сад).
  7.  Деспотизм в семье с одним ребенком и ревность в семье, где двое и больше детей. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он диктует свои условия: чего он не хочет, что хочет; что будет делать, чего не будет; что должны и чего не должны делать все вокруг. Та же тенденция к власти в семье, где несколько детей служит источником ревности к другим детям.

Итак, откуда берется этот букет негативных симптомов? Почему за достаточно короткий срок из милого, послушного существа ребенок превращается в упрямого, грубого и ревнивого деспота? Против чего и почему он стал протестовать и бунтовать?

Это - пишет Л.С. Выготский - протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность ребенка, они вращаются вокруг оси «Я»  и окружающих его людей - изменяются отношения ребенка к окружающим  его людям и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых.

Педагог-психолог.

Как помочь ребенку выйти из него, чтобы негативные качества не закрепились в ребенке?  Рассмотрим эти симптомы через призму хороших качеств.

Упражнение «Призма»

Задание родителям «Соотнесите мною предложенные признаки с симптомами по Л. С.Выгодскому, аргументируйте свою точку зрения». Родители выполняют упражнение, прикрепляя признаки к тому симптому, к которому они считают нужным.

1.Собственное достоинство (эгоизм)

2.Крайняя форма чувства самозащиты (агрессивность)

3.Неадекватная форма проявления здоровой осторожности (замкнутость, скрытность)

4.Демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я» (негативизм)

5.Крайняя степень проявления воли (упрямство)

Рекомендации родителям:

Для ребенка становится важна его успешность или неуспешность в делах, играх, начинает бурно реагировать на оценку, учиться самостоятельно  оценивать результаты своей деятельности. Становится злопамятным, обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослыми. Огромное желание получить «+»ую оценку со стороны взрослого, желание опередить сверстника, часто толкает ребенка на то, что они сильно преувеличивают свои успехи. Если малыш начал сильно фантазировать, Это значит, что родители или педагоги не замечают его реальных успехов. Во-вторых не следует раскручивать маленького фантазера.

Развитие ребенка после кризиса во многом зависит от того, как взаимодействовал он со взрослыми. Последствия могут быть разными:

1вариант. Отрицательные.

Если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой, наказывал за своеволие, стремился подловить на обмане. И как следствие у ребенка разовьется желание противостоять взрослому, победить его. И тогда чертами характера становится раздражительность, упрямство, гневливость.

 2 вариант. Положительные:

  • Тактично аргументировать недостатки и промахи ребенка
  • Во время приступа, истерики оставайтесь рядом, дайте почувствовать ему, что вы его понимаете
  • Не пытайтесь в этот момент ему что-то внушить - это бесполезно, а шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  • Истеричность и капризность требует зрителей. Здесь часто родители совершают ошибку, прибегая к помощи посторонних «Посмотрите, какая плохая девочка». Лучше оставить одного, отвлечь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей во второй младшей группе на тему: Кризис 3 лет.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Часто родители в этот период могут слышать такую фра...

Консультация для родителей во второй младшей группе на тему: «Кризис 3 лет».

Консультация для родителей во второй младшей группе на тему:«Кризис 3 лет»....

Консультация для родителей во второй младшей группе на тему: Кризис 3 лет.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Часто родители в этот период могут слышать такую фра...

Родительское собрание во второй младшей группе на тему : "Кризис трёх лет"

Родительское собрание во второй младшей группе на тему : "Кризис трёх лет"...

Статья (младшая группа) на тему: "Кризис трех лет".

Достаточно спокойный в эмоциональном плане период развития с года до трёх лет заканчивается. Впереди кризис трёх лет. Ваш ещё совсем недавно ласковый и послушный ребёнок вдруг становится упрямым, исте...

Конспект круглого стола для родителей детей первой младшей группы по теме «Кризис 3-х лет»

Конспект круглого стола для родителей детей первой младшей группы по теме «Кризис 3-х лет»...

Консультация для родителей в младшей группе на тему: Кризис 3 лет.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Часто родители в этот период могут слыша...