Конспект круглого стола для родителей детей первой младшей группы по теме «Кризис 3-х лет»
методическая разработка (младшая группа)

Конспект круглого стола для родителей детей первой младшей группы по теме «Кризис 3-х лет»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_3.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект круглого стола для родителей детей первой младшей группы по теме «Кризис 3-х лет»

Цель: Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Материалы:  кукла, магнитная доска, карточки,  звёзды с признаками Кризиса трёх лет,  памятки «Советы родителям, у которых ребёнок переживает  кризисный период», «Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет».

Ход

Добрый вечер уважаемые родители, мы очень рады видать вас. Сегодня мы приглашаем Вас к разговору о наших детях.  Вначале предлагаем вам поиграть. Пусть встанет тот:

  • у кого (длинные, красивые) волосы;
  • кто очень спешит, очень занят;
  • кто голоден;
  • кто устал;
  • у кого хорошее настроение;
  • кто любит своего малыша.

- Видите, несмотря  на голод и усталость,  на большую занятость вы нашли время прийти и поговорить о наших детях, обсудить их возрастные проблемы. Какими они стали, что изменилось в их поведении, что стало проявляться у ребёнка  чаще?

- Представьте, что кукла– это ваш ребёнок, расскажите о нём, каким он стал последнее время. (Родители передают  куклу и рассказывают).

- Вы правильно заметили, что дети стали, проявлять самостоятельность говорить «Я сам!», более капризными, например часто не слушаются.

- Почему прежде нежный, послушный малыш вдруг превращается  в упрямого, вредного и даже деспотичного ребёнка? А главное – что с ним теперь делать? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти сегодня.   Вы отметили, что у детей стали проявляться капризы. Как вы думаете, что такое каприз? (Ответы родителей)

Каприз – это послание ребенка, послание маленькой личности окружающим ее людям, миру.

- Итак, основными причинами капризов являются: (ведущий зачитывает          с доски). Капризы – наипервейший признак «Кризиса трёх лет».

Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л.А. Булдакова, описав ребенка в период кризиса 3-х лет:

Я негативен и упрям

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

- Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.

Кризис сопровождается  массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер.

В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:

  1. Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды
  2. Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.
  3. Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим)

Взрослым важно вовремя запомнить это и понять , что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти гладко и безболезненно.

Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы.

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым?  Возможно, он переживает кризис.

Что должны уметь дети к 3 м годам

"Классический" список умений и навыков ребенка 3-х лет

(родителям предлагается перечень основных умений, которые должны быть сформированы к 3-м годам) идет обсуждение.

•Ест самостоятельно, аккуратно, умеет хорошо пережевывать пищу, использует ложку и чашку.

•Одевается самостоятельно (без застегивания): надевает нижнее белье, носки, штаны, обувь, шапку и т. д.

•Самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком.

•Просится в туалет, используя слова, умеет самостоятельно справляться со своими нуждами.

•Знает свои вещи.

•Начинает самостоятельно убирать игрушки, иногда убирает их с помощью взрослого.

Индивидуальные особенности:

•Употребляет в речи местоимения «я», «мой».

•Понимает слова «нельзя», «надо».

•Любит, когда ему читают книжки.

•Рассматривает картинки, может рассказать короткими предложениями, что на них изображено.

•Любит слушать музыку, танцевать.

•Любит рисовать.

Развитие общения и игры:

•В игре подражает действиям взрослых, может развивать несложный сюжет.

•Любит строить из деталей конструктора.

•Любит играть с другими детьми в подвижные и настольные игры.

•Вступает в общение с окружающими взрослыми и другим детьми.

•По просьбе взрослого может оказать помощь: подать или принести что-либо.

•Умеет соблюдать нормы и правила группового взаимодействия

Развитие речи:

•Понимает обращенную к нему речь.

•Самостоятельно строит предложения из 3-4 слов.

•Умеет пересказать сюжет любых сказок.

•Может ответить на вопросы взрослого.

•Может составить небольшой рассказ (3-4 простых предложения).

Сенсорное развитие:

•Знает основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый). •

•Знает домашних и диких животных, фрукты и овощи. |

•Владеет эталонами величины (большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий и др.).

Продуктивная деятельность:

•Самостоятельно делает постройки (дом, шалаш).

•Умеет рисовать несложные изображения (солнышко, елочка, снеговик и др.).

•Умеет лепить из теста (неваляшка, тортик, уточка и др.).

Итог обсуждения: не зря кризис 3-х лет проходит под девизом «я сам!», если у ваших детей нет каких то умений, то ваша задача- ненавязчиво помочь их приобрести (а что они должны знать и уметь- вы теперь знаете).

   - Давайте вместе вспомним, какое поведение характерно для ребенка, переживающего кризис. На карточках написаны различные возрастные проявления детей, выберите из них те, которые характеризуют «Кризис трёх лет». (Родители выходят, вывешивают).

(Карточки: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, пренебрежение, любознательность, дружелюбие, отзывчивость.)

- Учёные выделяют в «Кризисе трёх лет» семизвездие признаков. Выберите из предложенных только семь признаков, которые характеризуют проявление кризиса. Что мы выбрали?

   «Негативизм» (вывешиваю звезду) – это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность.

     Например: «Взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая» и слышит в ответ: «Нет плохая!», но тут же взрослый говорит: «Она плохая!», ребёнок опять возражает: «Нет хорошая!».

    «Упрямство» – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.

   «Строптивость» – ребёнок выражает недовольство взрослым и его действиями, и всем, что ему предлагают делать.

   «Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам.

Например: Ребёнок говорит «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!». У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о «Протесте – бунте».

   «Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной».

  «Пренебрежение» СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.

Вывод: основными признаками  «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.

- Как же вы уважаемые родители строите своё взаимодействие с ребёнком, который переживает «Кризис 3-х лет»? Поделитесь своими секретами. (Высказывания родителей в свободной форме).

-  Мы с вами увидели, что ребёнок в этот период проявляет очень много отрицательных качеств. Родителю необходимо проявлять огромное терпение, собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту  и ласку, вне зависимости от того, что ребёнок переживает кризисный период. Каждый из вас стремиться получить удовольствие от общения со своим ребёнком. Но иногда он демонстрирует трудно переносимое или непонятное поведение.

- Вот какие решения преодоления кризиса предлагают психологи Дон и Джоан Элиум, авторы книг по воспитанию сына и дочери.

1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

2. Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.).
Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды. Никакие суровые слова, объяснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно.
       Мальчикам и девочкам с рождения и до 4-5 лет именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов. Дети получают абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах. 

     -Мы с вами уже проговорили несколько эффективных рецептов взаимодействия. Я предлагаю вам ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте. (Каждый  получает по рецепту).

Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.

Взять П_________,  добавить к нему П___________, смешать с определённым количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским А_____________.

А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты).

Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию.

Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение. Давайте прочитаем его по цепочке.

Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.

Взять Принятие,  добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской  Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом.

Наш разговор подходит к концу.

Я приготовила для вас памятки. «Советы родителям, у которых ребёнок переживает  кризисный период»

 Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать.

Кризис трёх лет – важная возрастная особенность, его нельзя подавлять, если ребёнок не прожил его в три года, то последствия могут вылиться в более резкие формы проявления кризиса в переходном возрасте.

В заключении предлагаю вам собрать «Чемодан» в дорогу, куда вы положите всё то, что вы взяли на нашей встрече.

  • О чём задумались?
  • Что взволновало?
  • Какие вопросы возникли?
  • В чём утвердились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей детей первой младшей группы<<Фольклор в игре ребенка>>

Круглый стол для родителей детей первой младшей группы   <<Фольклор в игре ребенка >> ...

Выступление для родителей детей первой младшей группы на тему: "Влияние сказок на психическое здоровье детей"

В своем выступлении я старалась ответить на интересующие родителей вопросы при выборе книгу сказок для своего малыша....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы на тему: «Чудо - теремок. Кто в теремочке живет?» Подготовила : воспитатель Савельева Марина Владимировна

Занятие  по  развитию  речи  для  детей    первой  младшей  группы . Цель: Упражнять детей в произношении звукоподражаний голосов домашних животных и птиц:...

Конспект открытой интегрированной НОД для детей первой младшей группы на тему: «Весна пришла».

Программное содержание:Тема: «Весна пришла»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей первой младшей группы по теме "Дружная семейка"

Цель: Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения связной диалогической речью...

Конспект по познавательному развитию для детей первой младшей группы на тему: "Зимушка - зима".

Конспект по познавательному развитию для детей первой младшей группы....

Конспект НОД по сенсорному развитию детей первой младшей группы по теме: "Большой-маленький"

Конспект НОД по сенсорике в первой младшей группе по теме: "Большой-маленький"...