Родительское собрание "Психологическая готовность детей к школе"
консультация (подготовительная группа) на тему

Елена Александровна Герасименко

Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_psihologicheskaya_gotovnost.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Психологическая готовность детей к школе»

Здравствуйте уважаемые родители!

Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.

Задачи собрания:

1.Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.

2. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

3. Проанализировать результаты психологической диагностики.

Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.

Используемые материалы: корзина, листы бумаги, ручки, буклеты «Скоро в школу», «На пороге школы?», тест «Готов ли ваш ребенок к школе?»

        Проходит последний год нахождения ребенка в детском саду и ваш ребенок пойдет в школу. Очень многие из вас волнуются и переживают в ожидании школьной жизни ребенка. И сейчас я хотела бы провести с вами опрос- игру «Корзина чувств».

Инструкция: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные». Краткий анализ родительских переживаний.

         Большое спасибо! В основном это волнующие чувства, чувства тревоги.

Также многих из вас волнует вопрос: Готов ли  ребенка к школе. Очень многие родители считают, что ребенок к школе должен уметь считать, читать, писать. И он готов к школе.  Это конечно немаловажно, но ребенок должен быть психологически готов к школьному обучению.

            Давайте же рассмотрим что же такое психологическая готовность.

        Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную готовность, мотивационную, волевую и социальную.

Интеллектуальная готовность  предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.

         К 6–7-и годам ребенок должен знать:

-      свой адрес и название города, в котором он живет;

-      название страны и ее столицы;

-      имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

-      времена года, их последовательность и основные признаки;

-      названия месяцев, дней недели;

-      основные виды деревьев и цветов.

-      ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

        Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Давайте вместе с вами поиграем в игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.

-На развитие памяти вы можете поиграть с ребенком в игру «10 слов».

Ребенку предъявляется ряд слов,  не связанных по смыслу.

Кот, книга. Дом. Стол, дерево, Машина, зонт, цыпленок, карандаш, лук.

 После первого предъявления ребенок должен запомнить 3-5 слов, после нескольких предъявлений больше половины. Если ваш ребенок после 4 предъявления не запоминает и 3 слов, следует обратиться к невропатологу.

Точно также можно поиграть в игру «Запомни игрушку», где выставляются несколько игрушек.

На развитие внимания игра «Запретное движение»

На развитие мышления игры «Четвертый лишний» и  др.

На развитие воображения и творчества игра «Дорисуй»

Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.

Мотивационная готовность

Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

    С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

    Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

    Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

    Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая  готовность

предполагает наличие у ребенка:

 -      способностей ставить перед собой цель,

-      принять решение о начале деятельности,

-      наметить план действий,

-      выполнить его, проявив определенные усилия,

-      оценить результат своей деятельности,

-      а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.          Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование.

Еще один компонент. Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.

Н        а застенчивого ребенка может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие самые разные трудности. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается уже с самого раннего возраста. И родители не должны это забывать!

        Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями.

        Как же проявляется самооценка в поведении ребёнка? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность- это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой. При повышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других: «У меня всё лучше всех», «Я самая красивая».

                 Тест «Какая у вашего ребёнка самооценка?»

Нарисуйте на листе бумаги небольшую лесенку из 10 ступенек. Покажите эту лесенку ребёнку. Объясните, что на самой нижней ступеньке стоят девочки и мальчики, которые самые недобрые, завистливые - одним словом, плохие. На второй ступеньке - чуть-чуть получше, на третей - ещё чуть-чуть получше и т.д. А вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие мальчики и девочки: добрые, умные.

        А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам. Пусть нарисует себя на этой ступеньке.

        Если ребёнок ставит себя на 1-ю. 2-ю или 3-ю ступеньку, то у него заниженная самооценка, если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, или 7-ю, то средней или адекватной. Если ребёнок ставит себя на 8-ю, 9-ю, или 10-ю, то самооценка вашего ребёнка слишком высока.

Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности.

Готов ли ребенок к школе?
    Тест для родителей.

•         Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

•         Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

•         Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

•         Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

•         Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?

•         Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

•         Умеет ли он изменять существительные по числам?

•         Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

•         Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?

•         Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

•         Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

•         Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

•         Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

•         Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

•         Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

•         Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

•         Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?

•         Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

 

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Готовность детей к школе"

   Современная действительность предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Школы набирают детей в первый класс только после предварительного собеседования или тестирова...

Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...

Родительское собрание на тему: "Готовность детей к школе".

Цель родительского собрания - познакомить родителей с критериями готовности детей к школе, проблемами первоклашек и их родителей, способами их решения....

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».

-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...

Родительское собрание "Готовность детей к школе"

Психологическая готовность к занятиям в школе — это уровень развития ребенка, необходимый для изучения   школьной   программы. Готовность к обучению в школе – это итог развития в д...

Родительское собрание "Готовность детей к школе"

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе в ДОУ.Цель собрания: актуализировать знания родителей о видах готовности детей к школьному обучению...