Родительское собрание "Готовность детей к школе"
материал (подготовительная группа)

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе в ДОУ.

Цель собрания: актуализировать знания родителей о видах готовности детей к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной к школе группе

«Готовность детей к школе»

Воспитатель Байгильдина Альбина Уеловна

МДОУ Детский сад №6 с. Аргаяш

Цель: способствовать актуализации знаний родителей о видах готовности детей к обучению в школе.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «педагогическая» и «психологическая» готовность к обучению в школе;
  • Развивать интерес родителей к психолого-педагогической литературе;
  • Развивать желание родителей участвовать в жизни группы и детского сада;
  • Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

Форма проведения: круглый стол.

Этапы:

  • Подготовительный: приглашение родителей, подготовка памяток с рекомендациями, оформление книжной выставки с литературой по теме;
  • Основной: проведение собрания;
  • Анализ.

Ход собрания:

Добрый день, уважаемые родители! Ровно через год ваши дети пойдут в школу. Первый раз в первый класс! Для каждого ребёнка и его семьи — это очень волнительный момент, это смена образа жизни. Здесь очень важно помочь ребёнку подготовиться к обучению в школе.

Каждый ребёнок идёт в первый класс с надеждой, что он будет хорошо учиться, что у него всё получиться. Но иногда получается так, что уже через пару недель глаза у ребёнка потухают, он собирается в школу без особой радости, а с самого понедельника начинает мечтать о выходных. В чём же дело? Что могло произойти?

Дело в том, что ожидания ребёнка. Связанные с новой интересной школьной жизнью, не оправдались, а сам ребёнок оказался не готовым. Многие дети ждут от школы положительных перемен в жизни, но они не понимают, что учёба – это прежде всего труд. И так же как трудовая деятельность взрослых не всегда интересная и не всегда лёгкая. Многим детям не нравится то, что приходиться прилагать усилия для достижения результата.

И здесь многие психологи считают, что всё зависит от того, как ребёнок готов к школе.

Елена Евгеньевна Кравцова в своих трудах пишет, что проблема психологической готовности получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, то есть это переход от игровой деятельности к учебной.

Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомпонентное образование, то есть она состоит из нескольких элементов (показ схемы).

Интеллектуальная готовность

Личностная готовность

Эмоционально-волевая готовность

Социально-психологическая готовность

Психологическая готовность не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать и считать. И хотя эти умения проверяют в некоторых школах, уже в первые месяцы оказывается, что хорошо читающие и считающие дети не проявляют интереса к учёбе, могут нарушать дисциплину. Родители не могут понять причину, ведь они усиленно готовили ребёнка к школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Давайте рассмотрим каждый компонент.

 Личностная готовность – мотивационная – представляет собой сформированную у ребёнка «позицию школьника». Ребёнок должен быть готов принять новую социальную роль. В школе его в первую очередь должна привлекать учёба, возможность узнавать что-то новое, должен быть интерес.

Но учёба в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, поэтому ребёнок должен уметь произвольно управлять своим поведением, чтобы выполнять и непривлекательные, а порой и скучные и утомительные задания. В каком же случае это возможно? Ребёнок должен понимать, что он ученик, он знает обязанности ученика и выполняет их.

Часто случается так, что первоклассники стараются быть примерными, чтобы заслужить похвалу учителя. Учебная мотивация складывается при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.

Познавательная потребность существует у детей с самого рождения, и она похожа на костёр: чем больше она удовлетворяется (взрослыми), тем сильнее разгорается интерес. И здесь очень важная роль взрослых – мы должны отвечать на вопросы маленьких почемучек, читать им больше художественной и развивающей литературы, играть с ними.

Занимаясь с дошкольниками, нужно обращать внимание, следить за реакцией детей на возникающие трудности. Если ребёнок не любит делать то, что у него не получается, бросает начатое дело, то нужно прийти ему на помощь.

Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, эмоциональная похвала позволяет детям поверить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес. Постепенно у ребёнка войдёт в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но и взрослые, в свою очередь, должны адекватно оценивать, не ленится ли их ребёнок и нуждается ли он в помощи. Иногда для создания позитивной мотивации достаточно эмоционального подбадривания.

Именно такое общение с ребёнком помогает формированию учебной мотивации, личностной готовности к школе.

Интеллектуальная готовность. Данный компонент предполагает наличие у ребёнка определённого уровня познавательного развития, запаса конкретных знаний.

Под интеллектуальной готовностью понимается формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.

Здесь мы говорим о развитии мыслительных процессов. Сначала ребёнок учится решать задачи, устанавливая связи и отношение между предметами и явлениями, затем переходит к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Другими словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления.

Очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям интересно исследовать свойства песка, воды, глины и так далее. Им интересно помогать маме готовить, папе – возиться в гараже. Для развития обобщения с детьми необходимо играть. Именно в играх идёт усвоение понятий, дальнейшая классификация их, расширяются знания об окружающем мире.

Под эмоционально-волевой готовностью понимается определённый уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.

Произвольное поведение можно определить, как сознательно контролируемое целенаправленное поведение. Другими словами, ребёнок умеет управлять своим поведением. У него появляется группа мотивов к учебной деятельности, ребёнок учится добиваться поставленной цели, не поддаваться отвлекающим факторам.

Дети, у которых не сформирована волевая готовность, не слушают учителя на уроке, не умеют работать по образцу, нарушают дисциплину.

Для развития мотивов с детьми нужно складывать кубики с фрагментом рисунка по образцу, собирать конструктор по заданным картинкам, собирать пазлы.

Социально-психологическая готовность включает в себя формирование у ребёнка качеств, благодаря которым он может общаться с другими детьми, с учителем. В школе ребёнок попадает в новое окружение и ему необходимо войти в это окружение, общаться с одноклассниками. Ребёнок должен уметь устанавливать контакт, выстраивать взаимоотношение, уметь уступать и защищаться.

Мы остановились на психологической готовности детей к школьному обучению и её компонентах. Если у вас появились вопросы, можете их задавать.

Сейчас хочу остановиться на ошибках, которые часто допускают родители, при этом у детей не возникает желание идти в школу.

Некоторые родители стремятся воспитать детей, изменить их поведение, используя при этом тактику запугивания. Одни пугают полицией, другие – врачами, а кто-то – школой.

«Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут…» или «в школе с тобой церемониться не будут».

Согласитесь, подобные высказывания не помогут в создании положительного образа школы, вызовут недоверие.

Нередко отрицательное отношение к школе в целом и педагогам в частности возникает после наблюдения за старшими детьми. Ребёнок видит, как его брат или сестра сидят за столом, выполняя домашнюю работу, вместо того, чтобы посмотреть мультфильм или пойти гулять.

Ещё одна частая ошибка родителей, когда ребёнок может потерять интерес к школе – чрезмерная загрузка в течение недели, когда у ребёнка в понедельник, среду, пятницу – спортивная секция, вторник, четверг – танцы, по субботам – художественная школа и так далее. Ребёнок уже устал учиться.

Что же в состоянии сделать любящий родитель, чем он может поможет своему ребёнку.

Для начала перестать использовать приёмы запугивания школой, не надо сгущать краски, нагружая ребёнка информацией о минусах. Давайте правдивую информацию о школе. Готовьте ребёнка к тому, что школа – это труд, а не только праздник. Заверьте, что вы будете рядом и поможете ему.

Объективно оцените физическую и психическую нагрузку, которую несёт ваш ребёнок. Если ему тяжело, он переутомится и, как следствие, не захочет идти в школу.

Если в вашей семье есть старшие дети, старайтесь обсуждать их школьные проблемы в отсутствие младшего ребёнка. При необходимости рассуждайте вместе с детьми о причинах неудач.

Очень полезно для формирования у ребёнка позитивного отношения к предстоящей учёбе рассматривать вместе с ним ваши школьные фотографии, грамоты – все свидетельства ваших учебных будней, которые можете найти.

Я надеюсь, что моё выступление окажется для вас полезным. У нас впереди целый год, чтобы понять, кому нужно помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуально...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».

-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...

Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей

Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе перед поступлением детей в школу.

Материал полезен воспитателям , выпускающим детей в школу и родителям будущих первоклассников, содержит рекомендации для родителей будущих школьников,анкету готовности ребенка к школе глазами родителе...

Родительское собрание в логопедической подготовительной к школе группе «Речецветик» «Роль игры при подготовке детей к школе»

Родительское собрание в логопедической подготовительной к школе группе «Речецветик»«Роль игры при подготовке детей  к школе»...

Консультация на родительское собрание «Роль игры в подготовке детей к школе», «Роль дидактических игр в развитии детей».

ТЕМА: «Роль игры в подготовке детей к школе»,«Роль дидактических игр в развитии детей». Повестка родительского собрания.1. Консультация родителей. Старшая группа. Тема: &l...