Главные вкладки

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе "О подготовке детей к школе"
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Борис Ирина Петровна

    Помощь родителям в подготовке детей в школу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sobranie.docx29.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание в подготовительной группе

    О ПОДГОТОВКЕ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

     

                                                                  Дата: сентябрь  2016 год

                                                                           Воспитатель: Борис Ирина Петровна

    Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей, установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки к школе.

    Форма проведения:  круглый стол

    Предварительная работа: Экскурсия детей  в школу;
    Анкетирование «Готовность ребенка к школе».
    Выставка методической литературы по теме собрания, рабочих тетрадей, продуктов продуктивных видов деятельности;

    Ход собрания:

    Воспитатель:      Вот и наступил - последний год перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями,  но массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком.  Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу в течение  этого года.  «До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров. Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично.                                                                                                                                                       Но,  как известно, не все дети учатся хорошо и не все добросовестно относятся к своим обязанностям.  Во многом причина зависит от недостаточной подготовки ребенка к школе.

    Перед вами   и перед нами сейчас стоит важная, ответственная задача - подготовить ребенка к школе.

     Для него начнется новая жизнь, появятся первые заботы, обязанности:

    а) самостоятельно одеваться, умываться;

    б) внимательно слушать и слышать;

    в)  правильно говорить и понимать то, что ему говорят;

    г) спокойно сидеть в течение 45 минут;

    д) быть внимательным;

    е) уметь самостоятельно выполнять домашние задание.

         Очень важно с первых дней пробудить у ребенка интерес к школе, поселить в нем желание выполнять каждое задание, как можно  лучше, упорно и настойчиво трудиться.

         Заметьте, если у школьника учение идет успешно, то он занимается с охотой и наоборот, неудача вызывает нежелание учиться, идти в школу, страх перед трудностями. Эта неудача расслабляет и без того еще слабую волю ребенка. Мы взрослые по себе знаем, каким большим стимулом в работе является, успех, как он окрыляет нас, как хочется больше работать.

         Хорошо подготовить детей к обучению к школе - это значит, как думают некоторые родители, научить детей читать, писать. Но это не так!  Чтению и письму их будут обучать в школе учителя – специалисты знающие методику. Важно подготовить ребенка к школе физически и психологически, социально.

    Поэтому, не ставьте во главу угла только чисто практическую подготовку ребенка. Помните о важности социальных навыков: умения общаться, заводить друзей, отстаивать свои интересы.

    Далее я познакомлю вас со схемой школьной готовности. Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:

    • интеллектуальную готовность;
    •  мотивационную готовность;
    •  эмоционально-волевую готовность;
    •  коммуникативную готовность.

    Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии.

    К 6–7-и годам ребенок должен знать: 

    1. Своё имя, отчество и фамилию.                                                                                                                              2. Свой возраст (желательно дату рождения).

    3. Свой домашний адрес.                                                                                                                                                 4. Свое село, его главные достопримечательности.

    5. Страну, в которой живёт.                                                                                                                                            6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

    7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

    8. Домашних животных и их детёнышей.                                                                                                              9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

    10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

    11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

    12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

    13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

    14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)

    15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

    16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.                                                                                     17.Различать гласные и согласные звуки.

    18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

    19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

    прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

    20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

    21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.

    22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

    23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

    Мотивационная готовность…

    Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

    С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

    Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будет». Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

    Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

    Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

    Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

    •  способностей ставить перед собой цель,
    •  принять решение о начале деятельности,
    •  наметить план действий,
    •  выполнить его, проявив определенные усилия,
    •  оценить результат своей деятельности,
    •  а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

    Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

    Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные.

    Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

    Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

    Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.

    Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

     Коммуникативная готовность.

    Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

    Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

    В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

     Все мы знаем, что  жизнь дошкольника отличается от жизни первоклассника. Сейчас проведем «Экзамен для родителей».    Для этого вам  нужно ответить на ряд вопросов:

     Примерные вопросы:

    •  -Какие занятия проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?
    •  -Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
    •  -Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?
    •  -Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?

       А сейчас отдохнем:

     Нужно встать в круг и взять друг друга за руки, двигаться по кругу под музыку.
    •    Выходят в круг и
    жмут друг другу руки те родители, которые любят поспать

    •    Выходят в круг и хлопнут в ладоши те родители,  которые любят сладкое.  
    •    Выходят круг и
    танцуют  те родители, которые: любят работать в огороде.
    •     Выходят круг и
    делают «пружинку» те родители, которые любят делать заготовки на зиму.
    •    Выходят в круг и прыгают на двух ногах  те родители, которые любят тратить деньги.
    •    Выходят в круг и
    кружатся те родители, которые любят путешествовать.
    •    Выходят в круг и
    жмут друг другу руки те родители, которые любят своих детей.

    С первых дней школа предъявит  ребенку «правила для учащихся», которые он должен выполнять.

     Поэтому Вам, родители, надо обратить сейчас серьезное внимание на воспитание у них:

    а) послушания;

    б) сдержанности;

    в) вежливого отношения к людям;

    г) умение культурно вести себя в обществе детей, взрослых.

         Как сформировать данные качества ?

     Чтобы воспитать послушание у ребенка, надо систематически изо дня в день, не повышая тона, не теряя терпения добиваться от ребенка выполнения всех требований взрослых с одного слова, если не получается у ребенка надо показать ему, научить, но не ругать и не кричать. Если поручаем какое-нибудь дело надо, чтоб ребенок доводил его до конца, контролировать. Реже  слова «не хочу», «не буду».

     Если вы хотите, чтобы ребенок ваш был вежлив, скромен, почтителен с взрослыми и детьми, недостаточно ему говорить «Будь вежливым», «Веди себя скромно, прилично».                         Ему могут быть непонятны эти слова «вежливость, скромность, почтительность». Он может даже и не знать их значения.

    Ему надо прививать правила вежливости (Памятки)

    1.  Здороваться, прощаться со взрослыми, с родными, соседями, в саду, в общественных местах;
    2.  Извиняться, благодарить за услугу;
    3. Обращаться ко всем взрослым на «вы»;
    4. Уважать труд взрослых: входя в помещение вытирать ноги, не портить одежды, убирать за собой одежду, игрушки, книги;
    5. Не вмешиваться в разговор взрослых;
    6. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает, болеет;
    7. Не бегать, не прыгать, не кричать в общественных местах;
    8. Вежливо вести себя на улице: говорить тихо, не обращать на себя внимание окружающих;
    9. Благодарить за еду, оказывать посильную услугу взрослым, предложить стул, уступить место, пропустить вперед взрослого.

     Вы должны знать:

    Самый сильный верный способ воспитания вежливости у детей – это …?(хороший пример самих родителей). Прежде всего, самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом.

    Не одергивайте ребенка без надобности, не наказывайте в присутствии посторонних. Детское сердце очень чутко и ранимо, важно чтобы в раннем возрасте в сердце у ребенка не оставалось рубцов от незаслуженных обид, от разочарования в людях, которым он верит.

    Не допускайте уговоров и упрашивания. Ребенок должен знать слово нельзя, и подчиняться ему.

    Не забывайте:

    Похвала и осуждение – сильные воспитательные средства. Но хвалить нужно осторожно, иначе может развиться самомнение.

    Следите за своими поступками и словами.

    Не срывайте зла на детях, сдерживайте себя.

    Своим собственным поведением показывайте детям примеры скромности, честности, доброжелательности к людям.

     Тогда можно будет с уверенностью сказать, что воспитаете в ребенке все те качества, которые необходимы ему будут в школе и в жизни.

    Правила детского общежития(прочитайте детям)

    •  Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай
    •  Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться
    •  Не дерись без обиды
    •  Не обижайся без дела
    •  Сам ни к кому не приставай
    • Зовут играть иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.
    •  Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси
    •  Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
    •  Не ябедничай за спиной у товарищей
    •  Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
    •  Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой
    •  И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый
    •  Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе
    •  Дорогу переходи внимательно, не торопись.
    • Это я сказала о роли родителей в подготовке детей к школе.
    • Вся учебно-воспитательная работа детского сада направлена на всестороннюю подготовку ребенка к обучению в школе.

    Детский сад воспитывает интерес к школе, желание учиться.

    В детском саду воспитывают:  самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность, опрятность, чувство дружбы, товарищества.Дети получают знания по родному языку, математике, лепке, рисованию.

    Детей учат внимательно слушать, понимать взрослых, быть усидчивыми, внимательными на занятиях.

     Как помочь ребенку подготовиться к школе?

    Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

    •  беременность и роды протекали с осложнениями;
    •  ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
    •  ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
    •  ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
    •  вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

    На что надо обратить внимание…

    1. Выбор школы.
    Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать , нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

    2. Самостоятельность.
    Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

    Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

    Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

    Поручите ему какие-нибудь домашние дела. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять.

    Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам откроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениями.

     «Открытое письмо родителям».

    Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребёнка.

    Письмо начинается так:

    •  Больше всего в школе мне понравится…
    •  Мне не понравится, если на уроках…
    •  Когда я делаю домашние задания, мои родители…
    •  Я очень хочу, чтобы мои родители…
    •  Я думаю, что в 1-м классе…

     Вывод. Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Собственно, о них мы уже говорили сегодня. Но самое главное, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и понимание.

     Помните, ребенок, отлично подготовленный к школе, не только хорошо учится, но и отлично общается со сверстниками,  радует преподавателей и родителей своими творческими успехами.
    В заключение очень хочется сказать, что подготовить ребенка к школе может каждый родитель, главное системность, постоянство и  терпение. Никто лучше вас не знает ребенка, поэтому мы желаем вам плодотворно поработать этот год и с удовольствием пойти в школу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Подготовка руки ребенка к письму"

    Одна из необходимых задач в подготовке детей к школе, над которой мы работаем это «Развитие «ручной умелости» ребенка». В наше время не для кого не секрет, что от развития мелкой моторики зависит...

    Сценарий родительского собрания в подготовительной логопедической группе на тему: «Подготовка к школе детей с недостатками речи (советы и в шутку, и всерьёз)».

    Наиболее значимым для ребенка 7 лет является пере­ход в новый социальный ста­тус: дошкольник становится школьником. Переход от иг­ровой деятельности к учебной существенно влияет на моти­вы и поведение...

    Родительское собрание по теме: "Роль семьи при подготовке детей к школе".

    повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие при подготовке к школе; роль режима будущего школьника; советы для родителей....

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему "Подготовка к школе"

    Знакомство родителей с критериями готовности детей к школе...

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Готовность ребенка к школе"

    Цели:  организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обесп...

    Организационное родительское собрание в подготовительной к школе группе "Затейники" "Скоро в школу мы идём"

    1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни, мир, в котором ему придется общаться с боль...