Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Чусовитина Наталья Руфиновна

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию. Этот вид готовности предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Память Зрелость познавательных процессов

Слайд 3

Запомни картинки

Слайд 6

Память Речь Зрелость познавательных процессов

Слайд 8

Память Речь Внимание Зрелость познавательных процессов

Слайд 9

Рассмотри образец и отметь заданными знаками геометрические фигуры. 

Слайд 10

Память Речь Внимание Восприятие Зрелость познавательных процессов

Слайд 12

Память Речь Внимание Восприятие Мышление Зрелость познавательных процессов



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная готовность к школе

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию.Этот вид готовности предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).

 Например,  сформированность  памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к произвольному запоминанию, хранению и  воспроизведению информации, владеет навыками запоминания.

Память

         Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Задание: Подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

 Показатели развития мышления до уровня готовности к школьному обучению – способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и сформированность наглядно-образного мышления, позволяющего выполнять учебные задания, характерные для начального периода обучения.

Внимание

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Задание: Рассмотреть образец и отметить заданными знаками геометрические фигуры.

Если ребенок понимает обращенную к нему речь, имеет определенный словарный запас и грамотную обиходную речь, если умеет четко воспринимать и произносить речевые звуки, различать на слух сходные звукосочетания, то это говорит о речевой готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность предполагает владение достаточным объемом знаний (наличие кругозора, на базе которого может быть построена работа в классе).

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. В основном это некоторые элементарные понятия («растения», «животные», «сезонные явления», «время», «количество») и сведения общего характера (о труде, родной стране, праздниках). В круг знаний подготовленного к школе ребенка непременно включаются известные представления о пространстве («даль», «направление», «форма» и «величина» предметов, их положение в пространстве), о времени, единицах его измерения («час», «минута», «неделя», «месяц», «год»), о количестве, числовом ряде, множестве, равенстве и неравенстве и т.д. Все – это задача воспитателя детского сада.

Все большее значение в последние годы при подготовке к школе придается овладению детьми некоторыми навыками, умениями и сформированности важнейших привычек и навыков поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, культурных (вежливое обращение друг с другом).

Необходимо владеть и некоторыми умениями, которые особенно важны: умение слушать речь, объяснение, указание воспитателей, ответы товарищей, умение смотреть и видеть, умение сосредотачиваться на работе, умение вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, умение рассуждать, делать выводы. 

Интеллектуальная готовность также предполагает умение производить некоторые действия в уме, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную деятельность, умение обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различие. 

  1. Подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их. Затем должны назвать те, которые запомнили.
  2. Рассмотреть образец и отметить заданными знаками геометрические фигуры.
  3.  «Назови слова наоборот»:

- Слон большой, а мышка …

- Подушка мягкая, а стол…

- Огонь горячий, а лёд…

- Река широкая, а ручеёк…

- Буратино весёлый, а Пьеро…

- нагревать – (охлаждать)

 - чинить – (ломать)

- сухо - (мокро)

      4.  «Закончи рисунок»

      5. Логические задачи:

Известно, что кошки

Не носят сапожки,

Но мама купила

Сапожке кошки.

Сколько сапожек мама купила,

Что б кошка лапок не замочила?

(4 шт. или 2 пары)

Потеряла крольчиха крольчат,

А крольчата лежат и молчат.

Один – за ветлой,

Двое – за метлой,

Один – под листом,

Двое под кустом.

Притаились они и молчат.

Сколько вы насчитали крольчат?(6)

Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря.

Два карасика в ведерке

И четыре пескаря.

о смотрите — у ведерка

Появился хитрый кот...

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

(Нисколько)

В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? (4 яблока, морковь – это овощи)

Сколько газет прочитает папа за неделю, если каждый день он читает по одной газете? (7 газет)

Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

(2 кошки)

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3.  Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4.Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

ЗАДАЧИ-ШУТКИ, ГОЛОВОЛОМКИ, ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

Очень нравятся ребятам задачи-шутки, головоломки, логические задачи. Их мы даем в конце занятия для активизации внимания детей.

  1. Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Вова, если бы отправился в магазин? (3 копейки)
  2. Длина бревна пять метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят бревно? (за 4 минуты).
  3. Летела стая гусей: один гусь спереди, а два позади; один позади, а два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (3 гуся)
  4. В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя детьми так, чтобы каждый ребенок получил по яблоку и одно яблоко, осталось бы в корзине. (3 возьмут по яблоку и 1 корзину с яблоком)
  5. Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случиться? (за столом сидели дед, отец, сын)
  6. Сколько концов у 4 палок? У 5 палок? А 5 с половиной палок? (8,10,12)
  7. Поле пахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов)
  8. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
  9. Наступил декабрь. Распустились 3 ромашки, а потом еще 1. Сколько цветов распустилось? (в декабре цветы не цветут)
  10. Шоколад разделили на несколько частей. Андрей съел 2 части, Аленка 3 части, осталась 1 часть. На сколько частей разделили шоколад? (на 6 частей)
  11. У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги)
  12. Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каблук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет двумя гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей)
  13. Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
  14. В пруду плавало 7 уток. Они решили поиграть и нырнули в глубину. Сколько уток плавало в пруду? (7 уток)
  15. В вазе три ромашки и 8 васильков. Сколько ромашек в вазе? (3 ромашки)
  16. 9 девочек полили по одной грядке в огороде. Сколько грядок полили девочки? (9 грядок)
  1. 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка)
  2. Шли три козленка. 1 – впереди двух, 1 – между двумя, 1 – позади двух. Как шли козлята? (друг за другом)
  3. Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу…

Все овощи она разложила отдельно. Сколько под них потребовалось тарелок? (6 тарелок)

  1. У Аленки и Тани по 4 карандаша. Алена дала Тане 2 карандаша. Сколько карандашей стало у каждой девочки? (у Тани – 6, у Алены – 2)
  2. В бочонке – 10 ложек меда. Сколько детей может отведать этот мед? (по 1 ложке – 10 детей, по пол–ложки – 20 детей, по 2 ложке – 5 детей)
  3. Сестра и брат получили по 4 конфеты. Сестра съела 3 шт., а брат 2 шт. у кого конфет осталось больше? (у брата)
  4. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)
  5. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 кг)
  6. Один ослик нес 10 кг сахару, а другой ослик нес 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее? (она одинаковая)
  7. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

(2 кошки)

  1. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат в дупле? (8 бельчат)
  2. В 12 часов ночи пошел снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (нет, т.к. ночью солнце не светит)
  3. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12 подков)
  4. Шли семь старичков,

У них семь посошков,

На каждом посошке семь сучков,

На каждом сучке семь узелков,

В каждом узелке семь пирогов.

В каждом пироге семь воробьев,

У каждого воробья семь хвостиков.

Сколько было старичков? (7 старичков)

  1. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (нет, т.к между двумя днями ночь)
  2. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у круга, у овала)
  3. Одного человека спросили, сколько у него детей? Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра». Сколько у него детей? (7 детей)
  4. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
  5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
  6. В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? (4 яблока, морковь – это овощи)
  7. В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек осталось в люстре? (пять)
  8. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (двое детей)
  9. На одной тарелке три яблока, на второй – столько же, а на третьей – столько, сколько на второй. Сколько яблок на третьей тарелке? Сколько яблок всего? (3 и 9)
  10. У Лены в портфеле четыре учебника, у Саши – столько же, у Маши – столько же, сколько у Саши. Сколько учебников в портфеле у Маши? Сколько учебников всего у трех школьников? (4 и 12)
  11. Бабушка связала внукам 5 шапочек, столько же шарфиков, а кофточек столько же, сколько шапочек и шарфиков вместе. Сколько кофточек связала бабушка? Сколько всего вещей связано? (10 и 20)
  12. Дима и Вася должны решить по четыре задачи. Дима решил две задачи, а Вася – три. Кому из мальчиков осталось решить больше задач? (Диме)
  13. Полоску бумаги нужно разрезать на четыре части. Сколько разрезов нужно сделать? (на три разреза)
  14. Сколько газет прочитает папа за неделю, если каждый день он читает по одной газете? (7 газет)
  15. Четыре яйца варится четыре минуты. Сколько варится одно яйцо?

(4 минуты)

  1. Чтобы пять мальчиков смогли прокатиться, не хватает двух велосипедов. Сколько всего велосипедов стоит около дома? (3 велосипеда)
  1. Чтобы семь девочек смогли начать вышивать, не хватает трёх иголок. Сколько всего иголок в игольнице? (4 иголки)
  2. У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь? А сколько углов будет, если отпилить два, три, четыре угла? (5 углов, 6, 7, 8.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание о подготовке детей к школе

Даны рекомендации воспитателей,психолога,учителя о готовности ребенка к школе...

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников с темой: «Речевая готовность к школе»

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников с темой: «Речевая готовность к школе»...

Презентация для выступления на родительском собрании «Домашние обязанности детей без напоминания и с удовольствием»

Как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сделать по дому, и делал это сам, без напоминаний, даже с удовольствием? Возможно ли такое? Возможно!...

Презентация для родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Готовность к школе".

Данная презентация поможет воспитателям в подготовке к родительскому собранию на тему: "Готовность ребёнка к школе"....

Выступление на родительском собрании с элементами тренинга на тему: «Готовность к школьном обучению»

Выступление на родительском собрании с элементами тренингана тему: «Готовность к школьном обучению»...