Маленькие исследователи
консультация (старшая группа) по теме

Байдакова Татьяна Валерьевна

В процессе экспериментирования  ребенок удовлетворяет свою любознательность.Как начать экспериментировать вместе с ребенком .Советы и правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovateli.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

                             

            Роль экспериментирования в дошкольном          

                                         возрасте.    

«Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать я пойму» (китайская пословица). Я не ошибусь, если скажу: что все родители мечтают о том, чтобы их малыш вырос умным, любознательным, что бы он легко и с удовольствием учился. Ведь от этих качеств и способностей зависит будущее не только самого ребёнка, но и всего населения нашей страны, а может и Земного шара. Будет ли он счастлив и успешен? Но, что конкретно мы взрослые можем сделать, чтобы помочь ему?

      В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить свою любознательность: Почему? Зачем? Как? Что будет? Экспериментальная деятельность и новое, и давно забытое старое. Для дошкольников это необъятные возможности для развития мелкой моторики, внимания, памяти, воображения. И естественно развития связной речи, особенно для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Так как они проявляют любознательность, стараются сформулировать задачу эксперимента, разработать методику совместно со взрослыми, выполнить опыт и сделать вывод. Это самая трудная задача.

   Толкнуть на эксперимент может удивление, любопытство. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную функцию. Проводя эксперименты, мы вместе научим ребёнка самостоятельности, а значит, заставим поверить в собственные силы и укрепить самооценку. Ваш малыш быстро поймёт основные законы мира: вода текучая, мокрая, разливается; песок сыпучий; стекло бьётся, оно хрупкое; формы бывают большие и маленькие, узкие и широкие. Именно с этих понятий начинается любая развивающая методика, чтобы развивался интеллект.

                                       Памятка для родителей.

 

 Если Вы  хоть раз стояли перед проблемой: экспериментировать или нет с ребенком–дошкольником дома, с уверенностью ответим Вам: «ДА!»   Ведь Ваш ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. Он постигает основы Мироздания!

И здесь детям обязательно нужна ваша помощь. Экспериментируйте дома вместе с ребенком — это поможет вам разнообразить семейный досуг. Но не только!                           

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему
  •  принимать и ставить цель
  •  анализировать объект или явление
  •  выделять существенные признаки, связи
  •  выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
  •  отбирать материал для самостоятельной деятельности
  •  делать выводы.

В такой совместной деятельности у вас — родителей: 

  • отрабатываются способы организации безопасных опытов и экспериментов в квартире и на улице;
  • формируется навык совместной работы с ребенком, как партнером по серьезному, новому и для вас, и для него делу;
  • появляется твердое знание индивидуальных особенностей ребенка;
  • расширяется Ваш кругозор.

       Любая игра начинается с презентации. Вам нужно сначала показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы с ними будете делать. Например: это стакан, это кувшин. В кувшине вода, её можно перелить из кувшина в стакан. Показать. Как это делается. Не спешите, делайте всё аккуратно, т. к. ребёнок копирует ваши действия. После этого предоставьте возможность поиграть ему самому. Не мешайте, пусть действует самостоятельно. Если осталась лужа покажите, как её вытереть. Порядок главный элемент.

  • На занятиях по формированию элементарных математических представлений мы проводим опыты по измерению сыпучих и жидких предметов. Можно налить воду в мерный стаканчик, а затем вылить в различные сосуды. Задайте ребёнку вопрос: «Где воды больше, меньше, равное количество?»
  • Следующий эксперимент: превращение воды в лёд. А на прогулке обратить внимание на свойства снега (тает, превращается в воду в тепле). Снег и снежинки это капельки воды. Покажите, что снег может быть сыпучим или липким, из липкого снега можно лепить, делать пирожки. Принесите снег домой в тепло и пусть малыш, увидит, как он тает и превращается в воду, в группе этот эксперимент мы тоже проделывали. Обязательно скажите ему: «Не грусти малыш о том, что снежная фигурка растаяла. Летом мы сделаем её из песка. Песочные пирожки не тают». «Чья машинка уедет дальше?»
  • Организуйте игру с машинками одинакового размера и конструкции, но разного цвета. Мама предлагает по сигналу толкнуть машинки и поясняет: «синяя машина уехала дальше, т. к. папа толкнул сильнее». Так ребёнок опытным путём знакомится с предметами, которые перемещаются при помощи колёс. А так же, что скорость их движения зависит от силы толчка.    
  • Вместе с ребёнком рассмотрите пустой полиэтиленовый пакет. Отвернитесь, наберите воздух и закрутите. Спросите, что в пакете? «Ничего», — ответит ребёнок. Объясните, что в нём был воздух, он лёгкий и прозрачный. Познакомьте ребёнка со свойствами лука: твёрдый, круглый, горький, заставляет всех плакать.
  • Можно вырастить зелёный лук, очень полезный и витаминный. Вначале весны в группе будем проводить этот эксперимент. Учите ребёнка сажать луковицы в землю. Расскажите, что для роста зелени нужна вода и свет.

     Все, наверное, понимают, что нельзя вырастить независимую, творческую личность, если изо дня в лень повторять: «Это не бери — уронишь, разобьёшь, сломаешь. Сюда не ходи, упадёшь, испачкаешься. Так не делай, потому что так нельзя». Ребёнку нужна свобода, чтобы самостоятельно определить, что и как делать, во что играть и с кем дружить, нестандартно мыслить, творчески решать проблемы и самому делать выводы. Как экспериментировать вместе с ребенком дома. Ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует.

   Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей  к      познавательному экспериментированию.

  Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)

 «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

  Подготовила по материалам интернет- сайтов педагог-психолог       БайдаковаТ.В.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Маленькие исследователи"

Цели: формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный ...

Информация для родителей "Маленький исследователь"

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет такого явления, объекта, живого существа, которое оставило бы их равнодушными. И кто же лучше, чем родитель, может помочь малышу отк...

Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.

Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....

Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира"

Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира" Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей....

Вырастить маленького исследователя

Чем можно увлечь ребенка...

Маленькие исследователи

Консультация для родителей  - проведение простых опытов в домашних условиях...

Составительская программа "Маленькие исследователи"

Эта программа была создана с целью      развития у детей раннего возраста  познавательного интереса, знакомства со свойствами различных предметов и материалов, закрепление элемента...