Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста навыков в самообслуживании»
    материал (младшая группа) на тему

    Паршакова Вера Николаевна

    Добрый вечер, уважаемые родители!

     

    Сегодня мы расскажем, как привить ребёнку навыки самостоятельности в самообслуживании. Но что такое самостоятельность и самообслуживание?

    Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом.

    В помощь Вам, уважаемые родители, есть мы – педагоги и ваши воспитатели. Наши задачи это: сформировать новые умения и навыки, закрепить уже имеющиеся; воспитывать уважение к труду; умение своими силами достигать результата, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то многое можно сделать самому.

    В детском саду дети участвуют в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание.

    Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды.

    В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

    Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от родителя и воспитателя знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно.

    Упражнение «Как быть?» (обсудим):

    Цель: дать родителям возможность поделиться своим опытом с другими родителями, выявить ошибки  и  разобрать их.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rodsobranie_topotushki.docx23.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практическая часть собрания:

    Сценарий родительского собрания в ДОУ

    на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста навыков в самообслуживании»

    Форма проведения: практикум.

    Участники: родители, воспитатели, педагог-психолог.

    Цели:

    - Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

    - Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.

    - Формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.

    Предварительная работа: беседы с воспитателями, родителями, наблюдения за детьми, мониторинг.

    - Разработка сценария.

    План:

    Просмотр презентации на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста навыков в самообслуживании».

    Упражнение «Как быть?».

    Игра «Клубок умений и навыков».

    Игра «Острое блюдо».

    Добрый вечер, уважаемые родители!

    Сегодня мы расскажем, как привить ребёнку навыки самостоятельности в самообслуживании. Но что такое самостоятельность и самообслуживание?

    Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом.

    В помощь Вам, уважаемые родители, есть мы – педагоги и ваши воспитатели. Наши задачи это: сформировать новые умения и навыки, закрепить уже имеющиеся; воспитывать уважение к труду; умение своими силами достигать результата, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то многое можно сделать самому.

    В детском саду дети участвуют в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание.

    Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды.

    В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

    Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от родителя и воспитателя знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно.

    Упражнение «Как быть?» (обсудим):

    Цель: дать родителям возможность поделиться своим опытом с другими родителями, выявить ошибки  и  разобрать их.

    1.Трехлетний Ваня с усердием надевает колготы. Трудное занятие для малыша. После долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку. Мать прекращает, как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением с раздражением стягивает с ребёнка колготы и натягивает их сама. Малыш начинает кричать: ”Сам! Я сам!”. Мать строго говорит: ”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”. Вопросы: Правильно ли поступила мама? Каковы последствия такого поведения мамы? Бывали ли подобные ситуации у вас? Как вы выходили из них? Как лучше вести себя в таких ситуациях?

    2. Другая ситуация. Кате 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая. Вопрос: Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

     Поэтому работу по формированию у детей второй младшей группы навыков самообслуживания мы начинаем с первых дней учебного года.

    Начали с выяснения умений воспитанников. Дети, пришедшие из яслей, сами надевают колготы, рубашку, брюки. Однако все не знают, в какой последовательности надо одеваться и раздеваться. У детей, пришедших из дома, отсутствуют не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно.

    Из бесед с родителями мы узнали, что они чрезмерно опекают детей, все за них делают сами. Поэтому стремление детей к самостоятельности, проявляющееся у них уже в начале третьего года жизни, не поддержанное своевременно, было утрачено. В первые дни дети, пришедшие из яслей, сосредоточенно одеваются, а пришедшие из семьи во время одевания играют, разговаривают, ссорятся, дожидаясь, когда их оденут взрослые. Вот этим детям в первые дни мы и уделили особое внимание.

    В программе младшей группы говорится, что у малышей нужно формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.

    Петли на одежде должны быть удобными для застегивания и расстегивания, чтобы все застежки были по возможности спереди, а не сзади, рукава на платьях и кофтах легко закатывались, шнурки на обуви были с твердыми наконечниками.

    С первых же дней пребывания детей в детском саду мы стараемся понять отношение родителей к трудовому воспитанию малышей. Результаты этой работы нас очень встревожили. Выяснилось, что родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Только в некоторых семьях молодые родители, которые живут одни, работают, приучают маленьких детей к труду по самообслуживанию.

    Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержите вы, уважаемые родители.  Семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.

    Как происходит формирование навыков самообслуживания? Обязательно с прямого показа действия с объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми.

    При формировании любого навыка надо обучать детей определенным действиям. Без этого формирование навыков самообслуживания немыслимо. Младших детей необходимо учить застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Большое значение при этом мы придаем многократным упражнениям ребенка в выполнении этих действий.

    Можно изготовить или приобрести красочные, интересные по сюжету плоскостных пособий, на которых ребёнок бы учился шнуровке и застегиванию. Организуя действия детей с этими пособиями, следите, чтоб они не занимались с ними долго, так как однообразные действия могли привести к потере интереса, к переутомлению.

    Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, наша с вами задача именно через игру научить детей самообслуживанию. Большое значение по формированию этих навыков является чтение и обыгрывание литературных произведений, потешек по теме. Старайтесь организовать игру так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Одевание кукол, расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями – тоже выход. В совместной с ребенком игре предлагайте ему выполнить то или иное действие.

    Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности. Становится более уверенным в своих силах, воспитывается такая черта как самостоятельность. Постоянство требований обеспечивает прочность навыков, повышает работоспособность, выносливость организма. Развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

    Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.

    Необходимо знать о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, учите детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясняйте, например, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед платья (по пуговицам, по вороту и т. п.) и как правильно надеть его. Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными. Желательна обувь не на шнурках, а на липучке; не перчатки, а варежки. Одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными; в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье; одежда должна соответствовать размеру ребенка. Все это помогает детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания.

    По мере овладения навыками одевания и раздевания переходим от непосредственной помощи к напоминанию, стараемся делать это ненавязчиво. Например, если ребенок неправильно надевал колготы, говорите ему: «Проверь и положи их на колени так, чтобы сверху был один шов». Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывайте о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша, воспитатели привлекали внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготы и туфли. Говорите: «Вот видишь, сегодня постаралась — у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобряйте и тех, кто еще вчера не справлялся с каким-либо действием, а сегодня выполнил его самостоятельно. Однако следует помнить, что похвала — дело тонкое, и если она часто применяется, то может отрицательно сказаться на формировании характера. Поэтому мы иногда говорим тому или иному ребенку: «Правильно, что сделал сам. Ты должен уметь делать это для себя». Мы стремимся создать в группе обстановку доброжелательности, поощряем взаимопомощь детей, одобряем тех, кто по собственному желанию приходит на помощь товарищам.

    Формируя навыки самообслуживания, воспитывайте и бережное отношение к вещам. Показывайте и рассказывайте, как надо складывать вещи, вешать в шкаф. Иногда, используйте художественную литературу. Так, заметив, что кое-кто из мальчиков неаккуратно складывает вещи в шкаф, решили прочитать в свободное от занятий время книгу К. И. Чуковского «Федорино горе». Произведение оказало должное впечатление. Дети нередко вспоминали его содержание в нужный момент. Так, применяя различные приемы, достигнем к концу года того, что дети в хорошем темпе станут дружно одеваться на прогулку.

    Учите самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывайте, как правильно есть, как держать ложку, предлагайте взять ложку так, как это делаете вы. Используйте игровые приемы. Например, внесите новую куклу, Петрушку, который очень хотел научиться правильно, держать ложку, просил показать кукле Степашке, как надо держать ложку.

    Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой), правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.

    Сервируйте стол на белоснежных салфетках, и дети сразу же начнут стараться не испачкать их, не крошить хлеб.

    Обучая детей мыть руки, взрослый заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности.

    Показывайте, как нужно «отжать» руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол, как пользоваться полотенцем и тщательно вытирать. Затем предлагайте ребёнку попробовать сделать то же.

    Умение пользоваться туалетом проходит под присмотром взрослого (снимает нижнее бельё, штанишки, садится на унитаз, надевает нижнее бельё и штанишки сам). Так же необходимо учить ребёнка самостоятельно пользоваться туалетной бумагой.

    Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.

    Игра «Клубок умений и навыков».

    Цель: помочь осознать родителям, что ребёнок умеет, что должен и к чему необходимо стремиться.

    Инструкция. Продолжите предложение: «Мой ребёнок умеет или делает …»

    Игра «Острое блюдо».

    Цель: дать родителям возможность поделиться своим опытом с другими родителями, выявить ошибки  и  разобрать их.

    1.Марину забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Марина сама одевается, бабушка так и рвется ей помочь. В результате ребенок стал бегать за помощью по поводу каждой мелочи в одежде.

     2.Андрюше 2 года 10 месяцев, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки. С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?

    3. На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?

    4. Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?

    “Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек”. (Эпиктет – античный философ)

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Групповое родительское собрание на тему: «Воспитание у детей старшего возраста настойчивости и ответственности в труде»

          Вопросы организации жизни ребёнка в детском саду и семье органически входят в работу с родителями, которая ведётся систематически и планово как со всем коллективом, так и индивидуально....

    Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании (консультация)

    Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего детства....

    Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

    Родительское собрание на тему:«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании» План подготовки и проведения собрания1.     Посещение семьи.Цел...

    Консультация для родителей "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании"

    Консультативный материал для родителей о воспитании у их детей самостоятельности в самообслуживании...