Родительское собрание на тему "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности"
консультация (младшая группа)

Килякова Светлана Александровна

Родительское собрание.

Деловая игра для родителей «Я сам!:

воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Деловая игра для родителей «Я сам!»:

воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня, у нас с вами необычная встреча. Наше собрание пройдет в виде деловой игры.

Я хочу процитировать высказывание Януша Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…». И еще одно – «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М.Монтессори).

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силамиС предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т.ч. требующих принятия нестандартных решений

 Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. 

Можно сказать, что наши дети уже сформировались, как личность. Ведь развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит у детей до 3 лет. Психологи считают, что ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает до 70% информации об окружающем его мире.

В настоящее время, наша задача не только наблюдать за развитием и поведением ребенка, но и направлять, помогать, учить малыша, то есть воспитывать.

Для того, чтобы понять, что же такое воспитание самостоятельности у детей мы предлагаем вам не быть пассивным слушателем, а поучаствовать в нашем диалоге. Давайте проведем с вами деловую игру.

Итак.

1 этап: «Рассуждаем».

Сейчас мы с вами немного порассуждаем. Вашему вниманию представлено небольшое высказывание, которое необходимо аргументировать (необходимо либо согласиться, либо опровергнуть)

1.«Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?»

2.«По своей природе дети очень активны и очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка — мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?» (медвежья услуга)

Комментарии воспитателя:

В принципе воспитание самостоятельности - это приучение ребенка к той мысли, что для него - как и для всех в доме - существуют определенные правила, и он должен этим правилам соответствовать. Родитель, поначалу обеспечивавший сто процентов жизнедеятельности малыша, должен постепенно, шаг за шагом, начинать дозировать свою помощь ребенку.

Стремление делать все самому - это органический признак взросления, признак пробуждающейся психики человека. Основные навыки самостоятельности закладываются у него приблизительно в три года. И первый навык, на формирование которого вам следует обратить внимание, - самостоятельность в еде. Как только вы - спокойно, ненавязчиво, не раздражаясь на падающую, на стол кашу, - покажете, как держать ложку правильно, у ребенка со временем начнет получаться доносить ее до рта полной. Упустишь тут момент, облегчишь себе задачу - и ребенок очень быстро привыкнет к тому, что его постоянно кормят взрослые.

3. Если, например, вашему ребенку ещё трудно снимать через голову водолазку или натягивать тугие колготки, как в этом случае поступить родителю?

Комментарий:  При формировании самостоятельности необходимо создать вашему малышу ситуацию успеха. Может быть, стоит приобрести свободный свитер и заменить колготки на подштанники, и ребенку будет справиться с этой задачей легче. В дальнейшем он будет стараться самостоятельно надеть джинсы, застегивать молнию на куртке и так далее. Старайтесь не делать за них то, с чем они самостоятельно могут справиться.

Воспитывать у детей ответственность и самостоятельность можно и в игровой форме. Например:

Игра: «Добрые ручки». Эта игра очень полезна детям – «хулиганам».

В эту игру можно поиграть дома. Положите «нашкодившие» ручки на лист бумаги. Раскрашивая их вместе с ребенком, нарисуйте им глазки и улыбающийся ротик. Говорите ребенку о том, что ручки очень добрые, хорошие, ими можно погладить кого-то, сделать что-то полезное и т.д. А потом предложите ребенку договориться с ручками, чтобы они делали в течение, например, получаса, только добрые дела. Через полчаса похвалите ручки ребенка, погладьте их. Потом время увеличивайте до часа, дня, недели и т.д. Малышу приятно слышать похвалу и получать мамину ласку. И вскоре ваше чадо перестанет буянить.

2 этап: «Список дел». Составьте список дел и действий, непосредственно с которыми ребенок может справиться сам без Вашей помощи. Я думаю, у вас точно получится. Давайте непосредственно вместе обсудим список дел. (Родители зачитывают готовые ответы).

Комментарии воспитателей:

Я думаю, у вас здорово получилось. Мы, также как и вы составили свой список дел, доступный для выполнения детей младшего возраста:

  • Мыть руки, засучивая рукава;
  • Мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду;
  • Сухо вытираться полотенцем;
  • Без напоминания вешать полотенце на свое место;
  • Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы;
  • Замечать непорядок в oдeжде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
  • Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом;
  • Правильно пользоваться ложкой;
  • Убирать игрушки в определенное место;
  • Выполнять небольшие поручение взрослых.

Я считаю, что все, что у нас получилось совместно, может получиться сделать каждый из ваших малышей.

Маленький ребенок - существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь: "Я сам!" Такой порыв к самостоятельности - свойство возраста, потом это уйдет. Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, а чаще всего просто ваше нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя. Конечно, быстрей самой вытереть случайно пролитый им на столе чай, чем ждать, пока он сам дойдет до тряпки и самостоятельно устранит учиненный беспорядок.

Что касаемо этого утверждения, наши ребята вполне справляются с этим заданием(проблемой). Они без истерик и обид самостоятельно устраняют беспорядок на столах (пролитый чай, суп вытирают тряпкой сами). Кроме этого, им очень нравится помогать взрослым. Хотя дежурство по нормам вводится на более поздних сроках, ребята с желанием и охотой накрывают на столы раздаточный материал перед занятием и прибирают свои рабочие места после (особенно после рисование красками)

 Поэтому, возьмите-таки себя в руки и не делайте за ребенка то, что он может уже сделать сам!

3 этап: «Разберемся в ситуации». Вашему вниманию мы прочитаем 2 ситуации. Нам бы хотелось разобрать каждую из них вместе с вами.

 1.«Кирилл (2,5 лет) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

— Сам! Сам! Сам!

— Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Вопросы родителям:

— Правильно ли поступила мама? Обоснуйте Ваше мнение.

— Как вы думаете, почему она так поступила?

— Как расценивать детское  «я сам» в воспитании ребенка?

Воспитатель: в чем заключается наша основная ошибка - мы всегда спешим. Мама поторопилась. В данной ситуации нужно было спокойно сказать малышу: «Ты неправильно надел колготочки, давай вместе снимем их и исправим нашу ошибку».

2. «Алеше три года, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»

Зато дома с взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Вопросы родителям:

— Чем обусловлена беспомощность Алеши?(маленький манипулятор)

— Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.

—Мoжнo ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?

Комментарии:

 Два этих примера радикально противоположны. Если в первом мама раздражительна, тороплива, то во втором слишком тревожна. Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека - равнодушие). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае — беспомощным, упрямым.

Воспитание самостоятельности - работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно.

Внимание:

1. Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто - придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.

2. Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, - особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.

3. Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама "наделась" (сам "наделся") - имеет полное право на прогулке кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.

4. Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами располагаться на доступном для него уровне.

5. Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: "Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?", "Может, нам стол на кухне переставить сюда - что ты об этом думаешь?".

4 этап: «Список прилагательных». 

Самостоятельность не означает полной свободы действий. Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило, детям 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому, что ребенок еще не всегда понимает, что значит «правильные действия» и «не правильные действия». Со временем ваш малыш начнет понимать, что самостоятельность должна завершаться результатом, который устраивал бы всех.

Предлагается назвать прилагательные или определения самостоятельности. Родителям задается вопрос: « Каким вы видите ребенка, обладающего навыками самостоятельности?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям        (целеустремленным, уверенным, чистым, аккуратным, ухоженным и т.д).

Воспитатель: в нашем детском саду для воспитания у детей самостоятельности мы используем такие педагогические приемы и методы, как:

  • Игровая мотивация.
  • Эмоциональный настрой.
  • Учет возрастных особенностей детей.
  • Многократное повторение действий.

Показ родителям режимных моментов в детском саду на видеопроекторе.  

Вывод: Ведущий: Вот и окончена наша игра.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Задача взрослых - развивать активность ребенка, направлять ее в нужное русло.

Не забывайте: самому что ни на есть сaмостоятeльному ребенку всегда нужны родительское внимание, зaбoта, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: «Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке».

Также мы хотели бы отметить, что не приветствуется самостоятельность ребенка при соблюдении правил дорожного движения. Малыш становится участником движения. Вам необходимо показывать ему положительный пример. Ведь он будет повторять за вами, копировать ваше поведение.

Если вы идете через дорогу, не торопитесь, возьмите ребенка за руку, походу объясняйте правила. Если вы едете на машине, необходимо приобрести автокреслo и пристегивать ребенка, объяснив ему, что дети до определенного возраста должны ездить в специальном кресле и пристегнутыми как родители.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Слайд 2

«Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» ( М.Монтессори ). «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье : самостоятельности…» Я. Корчака

Слайд 3

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ одно из ведущих качеств личности , выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами . Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т.ч. требующих принятия нестандартных решений

Слайд 4

Деловая игра: «Я сам!»

Слайд 5

1 этап: «Рассуждаем». «Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?» «По своей природе дети очень активны и очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка — мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?» Если, например, вашему ребенку ещё трудно снимать через голову водолазку или натягивать тугие колготки, как в этом случае поступить родителю?

Слайд 6

Игра: «Добрые ручки». Положите «нашкодившие» ручки на лист бумаги. Раскрашивая их вместе с ребенком, нарисуйте им глазки и улыбающийся ротик. Говорите ребенку о том, что ручки очень добрые, хорошие, ими можно погладить кого-то, сделать что-то полезное и т.д. А потом предложите ребенку договориться с ручками, чтобы они делали в течение, например, получаса, только добрые дела.

Слайд 7

2 этап: «Список дел». Мыть руки, засучивая рукава; Мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду; Сухо вытираться полотенцем; Без напоминания вешать полотенце на свое место; Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы; Замечать непорядок в oдeжде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому; Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом; Правильно пользоваться ложкой; Убирать игрушки в определенное место; Выполнять небольшие поручение взрослых.

Слайд 8

3 этап: «Разберемся в ситуации». «Кирилл (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: — Сам! Сам! Сам! — Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам». «Алеше три года, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!» Зато дома с взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Слайд 9

Внимание: 1. Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. 2. Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. 3. Всегда поощряйте достигнутые успехи. 4. Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. 5. Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте.

Слайд 10

4 этап: «Список прилагательных». «Каким вы видите ребенка, обладающего навыками самостоятельности?» целеустремленным, уверенным, аккуратным, ухоженным чистым и т.д.

Слайд 11

Педагогические приемы и методы: Игровая мотивация. Эмоциональный настрой. Учет возрастных особенностей детей. Многократное повторение действий.

Слайд 17

Сaмостоятeльному ребенку всегда нужны родительское внимание, зaбoта, совет и просто присутствие . «Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке».

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании по теме "Безопасность детей младшего дошкольного возраста"

Выступление соответствует планированию рабты с детьми в младшей группе по теме "Безопасноть". Способствует сплочению родителей и детей, носит характер консультации. Помните: главное в формировании нав...

Родительское собрание на тему:"Безопасность детей младшего дошкольного возраста. Презентация

Познакомить родителей с работой детского сада по теме:"Безопасность жизнедеятельности детей". Формировать готовность к сотрудничеству...

Конспект родительского собрания на тему: "Безопасность детей младшего дошкольного возраста"

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №101» Левобережного р-на                     ...

Родительское собрание на тему "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора"

Родительское собрание "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора"....

Родительское собрание " Социально-коммуникативно развитие детей младшего дошкольного возраста"

В статье представлен текст выступления на родительском собрании во второй младшей группе....